Китай в период правления Мао Цзэдуна. Маоизм.
В 1949 г., после победы коммунистов в общенациональном масштабе, Мао Цзэдун стал руководителем нового государства – Китайской Народной Республики, сохранив за собой пост Председателя ЦК КПК. Уже в первые годы существования нового режима он возлагал большие надежды на экономическое и техническое содействие СССР. В период с 1950 по 1956 гг. поэтапно (земельная реформа – создание крестьянских кооперативов – коллективизация) были проведены аграрные преобразования. В городах в этот период для преодоления экономического кризиса произошло объединение частной промышленности и торговли.
В критический момент, пришедшийся на 1957–1958 гг., Мао выдвинул программу социально-экономического развития, известную как «большой скачок». Он бросил огромные трудовые ресурсы на осуществление авантюрной программы строительства искусственных водохранилищ, создания сельскохозяйственных коммун и мелких промышленных предприятий в деревне. В соответствии с так называемой «яньаньской моделью» партизанского коммунизма в гигантских масштабах происходила трудовая мобилизация и военизация крестьянских масс. Повсеместно был введен принцип равного распределения доходов, ликвидированы остатки частных предприятий и система материальных стимулов в промышленности и сельском хозяйстве. Китаю предписывалось «в течение 15 лет догнать и перегнать Великобританию» и построить коммунизм.
«Большой скачок» провалился. С 1959 по 1961 гг. производство сельскохозяйственной продукции продолжало неуклонно снижаться, и китайская экономика скатилась к состоянию глубокой депрессии. Вследствие этого «яньаньская модель» была упразднена, и на смену ей пришла более взвешенная и прагматичная система индивидуального стимулирования и дифференцированного материального вознаграждения.
В начале 1960-х годов Мао был серьезно обеспокоен некоторыми экономическими и политическими тенденциями в самом Китае. Он считал, что отступление от принципов «большого скачка» зашло слишком далеко, что чрезмерный акцент на материальном стимулировании и другие проявления «буржуазного индивидуализма» угрожают подорвать основы социалистической революции. Мао понимал, что и сама КПК становится все более консервативной, элитарной и переполненной бюрократизмом структурой, в результате чего эта партия перестает «служить народу». «Что делать, – угрожающе спрашивал Мао в 1965 г., – если ревизионизм проникнет в самое сердце партии?». Он ответил на этот вопрос годом позже, когда лично провозгласил начало «великой пролетарской культурной революции».
Мобилизовав по всей стране молодежь (в ряды «хунвейбинов» – «красных охранников»), рабочих и крестьян («цзаофаней» – «революционных бунтарей»), Мао задался целью очистить КПК от тех «демонов» и «чудовищ», которые якобы «пошли по капиталистическому пути». В число партийных лидеров, ставших объектами массовой критики и опалы, попали давний соратник Мао, его преемник в руководстве КПК Лю Шаоци и генеральный секретарь партии Дэн Сяопин. Они были обвинены в подготовке базы для восстановления капитализма в Китае и вместе с тысячами партийных и государственных руководителей смещены со своих постов.
«Культурная революция» внезапно завершилась в 1968 г., когда, под впечатлением ввода войск в Чехословакию, у Мао появились сильные опасения, что СССР может воспользоваться политической нестабильностью в Пекине и нанести внезапный удар по Китаю. В августе отряды хунвейбинов были расформированы, а армии было поручено восстанавливать порядок.
По мере того как в 1969 и 1970 гг. Мао пытался восстановить разгромленную партию, его все больше стали беспокоить амбиции министра обороны КНР Линь Бяо. Возведенный в 1969 гг. вместо Лю Шаоци в ранг официального наследника Мао, Линь Бяо начал политические маневры. После смерти Линя Мао Цзэдун, который к 80 годам заметно утратил здоровье и энергию, передал полномочия повседневного политического руководства страной Чжоу Эньлаю, преданность которого не вызывала сомнений еще со времен «Великого похода». Под руководством Чжоу Китай взял курс на мирное сосуществование с США. Диалог Китая и США основывался на разработанной Мао в яньаньский период тактике объединенного фронта, согласно которой надо «использовать противоречия в лагере противника» и «объединяться со второстепенными врагами, чтобы изолировать главного врага». Мао был уверен, что СССР – по крайней мере, в обозримом будущем – является наиболее опасным внешним врагом Китая.
К январю 1976 г. здоровье Мао Цзэдуна продолжало ухудшаться. В июне, на фоне слухов о его предсмертном состоянии (из-за длительного обострения болезни Паркинсона и серьезного сердечного приступа)[iii], он прекратил принимать иностранных посетителей. Последним актом его публичного политического волеизъявления стал отказ назначить своего давнего сподвижника, Дэн Сяопина, на вакантный после смерти Чжоу пост премьер- министра Госсовета. 9 сентября 1976 г. сначала в Пекине, а потом и во всей КНР было представлено официальное сообщение о смерти великого вождя.
Однако стратегия и принципы, предлагавшиеся Мао Цзэдуном не исчезли из жизни КНР с его смертью. Важно отметить, что смерть Мао Цзэдуна и последующие события, включая арест его бывшего ближайшего окружения (супруги — члена Политбюро ЦК КПК Цзян Цин, заместителя председателя ЦК КПК Ван Хун-вэня, заместителя премьера Госсовета КНР Чжан Чунь-цяо и члена Политбюро ЦК КПК Яо Вэнь-юаня), отнюдь не означают, что маоизм сошел с политической арены Китая. Наоборот, новое руководство Китая, вынужденное контролировать наиболее одиозные черты политики Мао Цзэдуна, вместе с тем демонстрировало свою верность принципиальным положениям теории и практики маоизма.
Приверженность маоизму в современном Китае имеет другой смысл, нежели раньше: это борьба не за КПК и власть в стране, а против них, против курса на приватизацию предприятий, против имущественного расслоения, коррупции, безработицы, за социальную справедливость. Большинство ортодоксальных маоистов в современной КНР находятся в оппозиции к компартии и режиму, который расценивает их именно как оппозиционеров.
При этом политические и экономические идеи и тезисы, разработанные Мао Цзэдуном, в сегодняшнем Китае приобретают новую силу. Важно отметить, что новая попытка их реализации в современной КНР началась в 2000 г. Однако происходит это лишь частично: идеи «культурной революции» и «политики большого скачка» больше не актуальны.
Смерть Мао Цзэдуна ознаменовала новую эпоху в КНР. Мао оставил своим преемникам страну в глубоком, всеобъемлющем кризисе. После «большого скачка» и «культурной революции» экономика страны оказалась на довольно низком уровне, культурная жизнь и наука были разгромлены левыми радикалами. Однако самым негативным последствием режима Мао следует считать искалеченные судьбы десятков миллионов людей, пострадавших от жестоких социально-экономических экспериментальных кампаний.
С другой стороны, Мао, руководство ЦК КПК и весь китайский народ, получив в 1949 г. малоразвитую, коррумпированную, почти полностью разрушенную аграрную страну за малые сроки сделали из нее достаточно мощную, независимую державу. В годы правления Мао процент неграмотных людей в Китае снизился с 80 % до 7 %, продолжительность жизни увеличилась вдвое, население выросло более чем в 2 раза, промышленная продукция - более чем в 10 раз. Мао также удалось впервые за несколько десятков лет объединить Китай, восстановив его почти в тех же самых границах, которые он имел во времена империи, избавить его от унизительного диктата иностранных государств.
Идеология маоизма также оказала большое влияние на развитие коммунистического движения во многих странах мира — «красных кхмеров» в Камбодже, Светлого Пути в Перу, в США и Европе. Между тем реформы, начатые в КНР в 1979 г. Дэн Сяопином и продолженные его последователями, в сущности сделали экономику Китая капиталистической.
В самом Китае личность Мао оценивается довольно неоднозначно. С одной стороны, большая часть населения видит в нем героя гражданской войны, сильного правителя. С другой стороны, многие люди не могут простить Мао жестокости и ошибок его массовых кампаний. Однако современный Китай продолжает развиваться, вновь возвращаясь к идеям Мао Цзэдуна, пытается построить коммунистическое общество и государство, опираясь на идеи великого вождя.
Маои́зм – политическая теория и практика, основой которых является система идеологических установок Мао Цзэдуна. Был принят в качестве официальной идеологии КПК и КНР до его смерти в 1976 году; наряду с «теорией Дэн Сяопина» и «идеей о трех представительствах» Цзян Цзэминя по настоящее время составляет основу идеологии Компартии Китая.
Дата добавления: 2016-03-27; просмотров: 3510;