Присвоение или растрата (ст. 160 УК). Непосредственный объект данного преступления не имеет существенных отличий от объекта кражи.
Предметом преступления является имущество, вверенное виновному.
В п. 18 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2007 г. № 51 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате» указано: «Противоправное безвозмездное обращение имущества, вверенного лицу, в свою пользу или пользу других лиц, причинившее ущерб собственнику или иному законному владельцу этого имущества, должно квалифицироваться судами как присвоение или растрата, при условии, что похищенное имущество находилось в правомерном владении либо ведении этого лица, которое в силу должностного или иного служебного положения, договора либо специального поручения осуществляло полномочия по распоряжению, управлению, доставке, пользованию или хранению в отношении чужого имущества.
Решая вопрос об отграничении составов присвоения или растраты от кражи, суды должны установить наличие у лица вышеуказанных полномочий. Совершение тайного хищения чужого имущества лицом, не обладающим такими полномочиями, но имеющим доступ к похищенному имуществу в силу выполняемой работы или иных обстоятельств, должно быть квалифицировано по статье 158 УК».
Получение лицом правомочий по вверенному ему имуществу начинается с момента фактической передачи его лицу, работающему на каком-либо предприятии, при наличии заключенного трудового договора между ним и администрацией предприятия либо передачи иному лицу (не работнику предприятия) при наличии документально зафиксированных правомочий (например, доверенности), а также на основе устного договора между гражданами вне связи с какой-либо хозяйственной деятельностью. Объективная сторона преступления характеризуется присвоением или растратой имущества, вверенного виновному.
Присвоение есть противоправное безвозмездное обращение вверенного имущества в пользу виновного или других лиц. При присвоении не происходит изъятия вверенного имущества, так как похищаемое имущество уже до совершения преступления и во время его совершения находится в фактическом владении виновного. С момента противоправного безвозмездного обращения имущества в свою пользу или в пользу других лиц виновный начинает владеть вверенным имуществом неправомерно, не в интересах собственника. Поэтому моментом окончания присвоения следует считать установление виновным неправомерного владения вверенным имуществом, о наличии которого говорит удержание им этого имущества.
Объективная сторона растраты представляет собой противоправное безвозмездное обращение виновным вверенного ему имущества в свою пользу или пользу других лиц посредством отчуждения, расходования или потребления этого имущества, причинившее ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества, совершенное путем злоупотребления доверием. Отличие присвоения от растраты заключается в том, что при присвоении на момент его окончания похищенное имущество находится у виновного в противоправном владении, а при растрате похищенное имущество на момент окончания хищения у виновного отсутствует, так как оно растрачено (потреблено, передано другим лицам и т. п.).
Субъективная сторона присвоения и растраты имеет следующие обязательные признаки:
1) вина, которая характеризуется прямым умыслом;
2) цель преступления, которая является корыстной.
Субъектом данного преступного посягательства является физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, которому вверено имущество.
Квалифицирующими и особо квалифицирующими признаками хищения вверенного имущества являются: совершение преступления группой лиц по предварительному сговору либо с причинением значительного ущерба гражданину (ч. 2 ст. 160 УК); совершение преступления лицом с использованием своего служебного положения либо в крупном размере (ч. 3 ст. 160 УК); совершение преступления организованной группой либо в особо крупном размере (ч. 4 ст. 160 УК).
Дата добавления: 2016-03-22; просмотров: 674;