Глава 4. «Спецэффекты» в стихосложении.

 

Безусловно, каким бы замечательным не было содержание и каким бы совершенным не был слог, без художественных средств «украшения» стихотворения хорошим оно не получится. Нужно придать ему «эффектность», что-то, что зацепит публику, слушающую либо читающую.

 

Звукопись.

 

Звукопись (инструментовка) — это подбор звуков в стихотворении, который имеет художественно-выразительное значение в соответствии с содержанием. Рассмотрим различные виды звукописи и грамотное её использование.

Аллитерация это повторение одинаковых согласных звуков.

 

Грохочет эхо по горам,

Как гром гремящий по громам. (Г. Державин)

 

Заметьте, как мастерски буквосплетение «гр» имитирует грохот стихии. Или у Пушкина:

 

Шипенье пенистых бокалов

И пунша пламень голубой.

Тут мы слышим шуршанье платьев и шипение пунша благодаря повторениям двух согласных "п" и "ш".

Злоупотреблять аллитерацией нельзя, потому что можно перегрузить стихотворение эффектами. Аллитерация призвана подчеркнуть какое-либо действие, но никак не должна проходить красной нитью через всё стихотворение. Хотя один пример блестящего использования эффекта аллитерации в целом стихотворении я знаю. У Янки Дягилевой в одном из немногих её стихотворений каждое четверостишие будто бы посвящено какой-то букве: п, м, л и так далее. Вот пример:

Страданий стадный стон застреманной столицы

Старушечьих стихов расстроенной струной

Стирает в сотый раз нестертые страницы

Стараньем стукачей, строчащих за стеной.

Молчащий миллион немыслимых фамилий,

Мелодия молитв, просмоленных молвой,

Малиновый мелок на молот заменили:

Неровный рвущий рев на равнодушный вой.

Ассонанс это повторение одинаковых гласных звуков. Предназначен ассонанс для того же, для чего и аллитерация.

 

Взложу на тетиву тугую,

Послушный лук согну в дугу,

А там пошлю наудалую,

И горе нашему врагу. (А. Пушкин)

 

Здесь звуки «у» и «ю» имеют целью «поймать» завывание-свист стрелы при полёте или звук распрямляющейся тетивы. Ассонанс, кстати, встречается реже аллитерации и довольно сложен. Правила те же: не злоупотребляйте.

Звукоподражание это, собственно, и есть слова, звучание которых намекает на звуковые особенности изображаемых явлений. То есть и ассонанс, и аллитерация должны логически подчиняться звукоподражанию. Если вы в нежном лирическом стихотворении строите аллитерацию на звуках «г» и «б», вы рискуете быть непонятыми.

 

Послушай рога рёв,

Там эха хохотанье;

Тут шёпоты ручьёв,

Здесь розы воздыханье. (Г. Державин)

 

В каждой строке Державин имитирует звук описываемого явления, пусть даже неточный, придуманных им самим. Но красиво!

В любом случае, звукоподражание в поэзии имеет ограниченное значение. Когда я слышу модных ныне поэтов, которые прокаркивают свои стихи, строя их на сплошной имитации животных звуков, мне становится плохо. Всему надо знать меру.

 








Дата добавления: 2016-03-22; просмотров: 1124;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.008 сек.