Ещё несколько слов о построении.

 

У построения стиха есть несколько негласных правил, которые можно не соблюдать, но которыми нужно пользоваться в своих целях.

Комбинируйте стихотворные формы! Опять же, вспоминаю «Евгения Онегина», где катрены разной рифмовки переплетаются с двустишиями. И так далее. Уникальные комбинации форм можно найти в произведениях Михаила Щербакова. Например:

 

Предположим, герой, молодой человек, холостой кавалер

Должен ехать в провинцию, дней эдак на десять, делать дела.

Расставаясь с избранницей, он орошает слезой интерьер

И, пожалуй, не врёт, говоря, что разлука ему не мила.

Заклинает богами земли и морей

Без него не подмигивать здесь никому,

В сотый раз, напоследок, уже у дверей,

Умоляет писать ему, что бы там ни было, в день по письму,

Рисовать голубка на конверте и слать непременно скорей,

И красавица тем же вполне от души отвечает ему.

Обещает писать, ободряет кивком,

Одаряет цветком, наконец, отпускает и в десять минут забывает о нём.

А герой, повелев ямщику не зевать,

Через сутки пути прибывает на место, въезжает в гостиницу

и принимается существовать.

В этой уникальной строфе мы видим потрясающие переплетения как формы, так и размера. Схема стихотворной строфы такова: ababcdcdcdeeff. Но первые четыре строки — шестистопный анапест, следующие три — четырёхстопный, затем снова шестистопный в трёх строках, четырёхстопный, восьмистопный, четырёхстопный и десятистопный напоследок. Причём расстановка цезур тоже очень необычная.

Ещё одним моментом, который следует упомянуть, говоря о построении стихотворения, является рефрен. В песне рефрен обыкновенно именуется припевом и призван хорошо запоминаться, особенно в произведениях, исполняемых нашей родной и любимой попсой. Но мы же поэты! Поэтому рефрен надо употреблять с чувством, толком и расстановкой.

Рефрен, как правило, отличается от основного стихотворения чем-нибудь: размером, ритмом, рифмой, чем угодно. Но может и не отличаться. Рефрен может быть всегда одинаковым либо меняться частично или полностью, от куплета к куплету. В случае если рефрен меняется со смысловой точки зрения, его необходимо отделять от остального стихотворения изменением ритма. Чаще всего меняется длина строки.

В общем, рефрен это элемент всё же песенный, в стихотворениях встречается редко. Но помните, если вы пишете песню, каким требованиям должен удовлетворять рефрен. Он должен быть характерен и закончен, то есть в нём должна выражаться законченная мысль, подытоживающая запев. Он не должен повторяться слишком часто (например, четырёхстрочный рефрен после каждого двустишия — это бред сивой кобылы). Ну и, конечно, его повторение должно быть оправдано. Потому что в большинстве современных песен припев это просто набор слов, призванный повысить популярность песни.

Отмечу здесь ещё один стиль стихосложения, часто применявшийся Владимиром Маяковским: так называемые эхо-рифмы. В таких стихотворениях с попарной рифмовкой aabbccвторая строка состоит всего из одного слова или короткой фразы, зарифмованной с первой строкой.

 

Где земля, и где закон, чтобы землю выдать к лету? —

Нету!

Что же дают за февраль, за работу, за то, что с фронтов не бежишь? —

Шиш! (В. Маяковский)

 

По сути, это тоже трюковое стихосложение.

Напоследок расскажу об одном из трюковых видов стихосложения: о моноримах. Все строки в монориме заканчиваются одной и той же рифмой:

 

Огни — как нити золотых бус,
Ночного листика во рту — вкус.
Освободите от дневных уз,
Друзья, поймите, что я вам — снюсь.
(М. Цветаева)

 

Как правило, монорим редко имеет художественное значение, это чаще всего именно стихотворный трюк.

 








Дата добавления: 2016-03-22; просмотров: 1249;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.067 сек.