Как сделать слог нестандартным.
Перегрузив всякой теорией и терминологией, приступлю к краткому изложению простейших методов получения красивых и нестандартных ритмов и размеров. Естественно, на примерах.
В первую очередь всё же старайтесь писать именно классическими размерами, потому как они наиболее просты и эффективны. Но их, безусловно, можно и даже нужно всячески украшать.
Если для украшения стихотворения вы решили нарушить слог, то рифма, компенсирующая размерный недостаток, должна быть совершенна! Этим вы докажете слушателю, что нарушение в слоге допущено намеренно, что на деле вы можете писать невероятно красиво! Можно слог вовсе не соблюдать. В таком случае к рифме предъявляются ещё более жёсткие требования. Например:
Представь, что война окончена, что воцарился мир.
Что ты ещё отражаешься в зеркале. Что сорока
Или дрозд, а не «Юнкерс» щебечет на ветке «чирр».
Что за окном не развалины города, а барокко
Города: пинии, пальмы, магнолии, цепкий плющ,
Лавр. Что чугунная вязь, в чьих кружевах скучала
Луна, в результате вынесла натиск мимозы плюс
Взрывы агавы. Что жизнь нужно начать сначала. (И Бродский)
Бродский блестяще маскирует рваный, смещённый ритм, полное нарушение силлабики и тоники, неравенство слогов и ударений шикарным рифмами, уникальными по своей смысловой насыщенности строками, переносами предложений и их разрывами (об этом — позже). Практически вся поздняя поэзия Бродского написана именно так: не по законам жанра. Хотя такие стихи тоже имеют название — ударники. К ним относятся и многие стихотворения Маяковского. Ударения и количество слогов между ними выдержаны приблизительно, что компенсируется отличными рифмами. Ударники тоже имеют систему. Например, приведенный пример из Бродского — это шестидольный ударник.
Подобные стихи близки по принципу к дольнику. Дольник — это вид русского и немецкого стихосложения, где строки, совпадая по числу ударений, свободно и бессистемно располагают безударные слоги. Много подобных стихотворений, к примеру, у Гейне:
Не знаю, что значит такое,
Что скорбью я смущён,
Давно не даёт покою
Мне сказка старых времён. (перевод А. Блока)
Дольники являются промежуточными между тоническим и силлабо-тоническим стихом. Настоятельно не рекомендую писать подобным слогом, но использовать его элементы никто не возбраняет. К примеру:
…и при слове «грядущее» из русского языка
Выбегают мыши и всей оравой
Отгрызают от лакомого куска
Памяти, чо твой сыр дырявой… (И. Бродский)
«Рваность» ритма, только совсем другая, новая, взрывная, потрясающе рвётся из стихов Владимира Маяковского, почти из каждого.
У Цветаевой нет именно «безразмерных» стихотворений, но зато почти в каждой поздней её работе размеры модифицируются, из них выбрасываются стопы и слоги.
Руки — и в круг
Перепродаж и переуступок!
Только бы губ,
Только бы рук мне не перепутать!
Теоретически это дактиль. Но какой! В 1-3 строках двустопный с нулевой клаузулой, то есть с мужским окончанием. Во 2-4 же творится что-то невероятное. После четырёх слогов дактиля врывается цезура, потом появляется совершенно лишний слог, а вторая часть — это новый уже дактиль с односложной клаузулой и женским окончанием; по сути, в сумме получается пятидольник. Такое смешение размера — элемент уникального мастерства. Но — заметьте — всё в дактиле, нет перехода на другой размер, потому читается прекрасно. Не смешивайте разные размеры!
Не штык — так клык, так сугроб, так шквал, —
В Бессмертье что час — то поезд!
Пришла и знала одно: вокзал.
Раскладываться не стоит.
Здесь у Цветаевой — дикая помесь ямба и анапеста, что-то непонятное. Почему же ритмично и красиво декламируется? Потому что ударения в соответствующих строках расставлены совершенно одинаково! Никаких нарушений, лишних пиррихиев и клаузул. Итак, второй вариант безразмерного писательства: считайте ударения и расставляйте их одинаково в соответствующих строфах. Именно таким образом вы придумываете свой размер сами.
Книжные полки, странные знаки, символы, буквы, граф Монте-Кристо, леди Ровена,
Ноты Вивальди, звуки канцоны, ария чёрта в опере Баха или кого-то,
Кто бесконечен, кто бесподобен с красною розой в ровной улыбке, встав на колено,
Ей предлагает руку и сердце, нашу эпоху вновь возвращая в дни Камелота.
Здесь, к примеру, в одной строке аж 4 (!!!) цезуры. И каждая из пяти частей строки — это маленький двустопный дактиль. А вся строка становится пятидольником своеобразным.
Или у Михаила Щербакова:
Мне ничего не надо, монета есть, магазин под боком.
Правда, закрыли ближний, но это ладно, пойду в соседний.
Я ничего не должен Собесу, рано ещё по срокам,
Я военкому без интересу, мой формуляр последний.
Это тоже дактиль. Но здесь в каждой строке одна ярко выраженная цезура посередине, и две, каждая из которых делит кусочки строки ещё на две части. Причём самая последняя часть каждой строки — это уже амфибрахий! Вот как бывает. Кстати, обратите внимание на сквозные рифмы.
Дорога-возвращение в воскресную ночь —
К рутине, к тишине, к пустоте.
Совсем не изменившись, я остался точь-в-точь
Таким же, как всегда и везде.
Это трёхстопный пэон II, только из последней стопы каждой строки выброшен первый безударный слог. Вообще, выбрасывание или добавление одного или нескольких безударных слогов является весьма неплохим «трюком». Использование подобного элемента позволяет создавать новые размеры, удобные именно для вас.
Санбенито на камень падёт, ты взойдёшь наверх,
Ты прижмёшься спиной к обгоревшему маяку
И из тысячи разных оккультных безумных вер
Изберёшь ожиданье на западном берегу.
Это анапест, только в последней стопе выброшен один безударный слог.
Стоят цветы у кровати, лежат конфеты на стуле,
Пустует белая койка, и всё почти хорошо,
А элегантная Катя и симпатичная Юля,
В стерильных белых повязках готовят электрошок.
Это пример «самосозданного» размера с расстановкой ударений ---'--'----'--'-. Отнести его к какому-нибудь из традиционных размеров довольно сложно. То есть, конечно, можно условно назвать его, как написал мне один читатель, шестистопный амфибрахий с медианой с двумя леймами в каждой строке», но это не совсем точно и не стоит стараний.
Напоследок расскажу ещё об одном способе получения нестандартных размеров. Кроме дольников и ударников, в русском стихосложении есть ещё такая разновидность, как паузники. Паузник трехдольный — это стих трехдольного размера, отдельные стопы которого представляют собой неполносложные, паузные модификации, т. е. не только , а ^, ^^, ^^; ^ , ^ ^, ^^ и пр., или модификации с протяжением слогов (долгие слоги) , ^ , . Введение этого термина (не совсем точного) в русскую поэтику было вызвано появлением в русской поэзии начала 20 в. большого количества стихов паузной формы, отличавшихся от классического полносложного трехдольника настолько, что многие читатели и даже литературоведы не умели ритмически их рецитировать, считая подобные стихи неправильными. В настоящее время паузники ни у кого не вызывают сомнения в правильности их метрического строения. Примеры:
Пускай мы росли ножевые,
А сестры росли, как май
Но все же глаза живые
Печально не подымай (С. Есенин)
Землю,
где воздух,
как сладкий морс,
бросишь
и мчишь, колеся
но землю,
с которою
вместе мерз,
вовек
разлюбить нельзя. (В. Маяковский)
Ниже приводятся образцы параллельных равновеликих трехдольников — полносложных и паузных; сравнение их структур дает наглядное представление о разнице ритмов.
Трехкратный трехдольник первый с устойчивыми концевыми паузами.
а) Полносложная форма:
|Четкие| линии| гор; /\ /\ |
|Бледно не|верное | море. /\ |
|Гаснет торжественный| взор, /\ /\ |
|Тонет в бес|сильном про|сторе. /\ | (В. Брюсов)
б) Паузная форма:
|Мы /\ /\ | спим /\ /\ | ночь. /\ /\ |
|Днем совер|шаем по|ступки. /\ |
|Любим сво|ю /\ то|лочь /\ /\ |
|воду в сво|ей /\ /\ | ступке. /\ | (В. Маяковский)
Трехкратный трехдольник второй с одинаковыми концевыми паузами.
203 а) Полносложная форма:
По| синим вол|нам оке|ана,
Лишь| звезды блес|нут в небе|сах, /\
Ко|рабль оди|нокий не|сется,
Не|сется на| всех пару|сах. /\ (М. Лермонтов)
б) Паузная форма:
Как| царство /\ | белого| снега,
Мо|я /\ ду|ша холод|на. /\
Ка|кая /\ |стройная |нега
/\ |В мире хо|лодного| сна. /\ (В. Брюсов)
Трехкратный трехдольник третий.
а) Полносложная форма:
Я те|бе ниче|го не ска|жу,
И те|бя не встре|вожу ни|чуть,
И о | том, что я | молча твер|жу,
Не ре|шусь ни за | что намек|нуть. (А. Фет)
б) Паузная форма:
Я по|кинул ро|димый /\ | дом,
Голу|бую о|ставил /\ | Русь.
В три звез|ды берез|няк над пру|дом
Теплит |матери| старой /\ | грусть. (С. Есенин)
Четырехкратный трехдольник второй с устойчивыми концевыми паузами.
а) Полносложная форма:
Как| ныне сби|рается | вещий О|лег /\
От|мстить нера|зумным хо|зарам: /\ | /\ /\
Их| села и| нивы, за| буйный на|бег, /\
Об|рёк он ме|чам и по|жарам. /\ | /\ /\ (А. Пушкин)
б) Паузная форма:
Би|лет — /\ /\ |щелк. /\ Ще|ка — /\ /\ | чмок. /\
Сви|сток, — и рва|нулись ту|да мы, /\ | /\ /\
Ку|да, /\ как| се-ельди| в сети чу|лок, /\
Плы|вут круго|светные | дамы. /\ | /\ /\ (В. Маяковский)
204 Очень эффектен ритм трехдольников с локальной внутристишной паузой, повторяющейся в определенном месте стиха. Например, в трехкратном трехдольнике втором.
Однодольная пауза в первой половине тактометрического периода:
На | ту /\ зна|комую | гору
Сто | раз /\ я| в день прихо|жу, /\
Сто|ю, /\ скло|няся на по|сох,
И | в дол /\ с вер|шины гля|жу, /\ (В. Жуковский)
Двудольная пауза во второй половине периода (помимо концевой):
Се|годня дур|ной /\ /\ | день, /\
Куз|нечиков | хор /\ /\ | спит. /\
И| сумрачных | скал /\ /\ | сень /\
Мрач|ней гробо|вых /\ /\ | плит. /\ (О. Мандельштам)
Последний пример особенно выразителен, если иметь в виду, что ритм его паузных строк подчинен контрольному ряду следующих полносложных строк:
На | темном по|роге тай|ком /\
Свя|тые шеп|чу име|на. /\
Я | знаю: мы | в храме вдво|ем, /\
Ты | думаешь: | здесь ты од|на. /\ (А. Блок)
Наконец, очень редкий образец четырехкратного трехдольника третьего, где в первых двух стихах — сплошное полносложие, а далее следуют стихи с точно локализованной однодольной паузой в конце периода:
Почер|нел, искри|вился бре|венчатый | мост,
И сто|ят ло|пухи в чело|веческий | рост,
И кра|пивы дре|мучей по|ют /\ ле|са,
Что по | ним не прой|дет, не блес|нет /\ ко|са.
Вече|рами над | озером | слышен /\ | вздох,
И по | стенам рас|ползся ко|рявый /\ | мох. (А. Ахматова)
Имейте в виду, что в размерах, изобретённых вами, ударения должны быть очень чётко и равномерно расставлены, чтобы не возникало ощущения «безразмерности». Те же паузники выглядят гораздо привлекательнее, когда паузы в них систематизированы и имеют одну и ту де локацию в каждой строке.
Маленький постскриптум. На самом деле, смешение размеров, конечно, имеет место в стихосложении. Размер, образованный смешением двух разных размеров, к примеру, ямба и дактиля (то есть, когда одна строка — ямб, вторая — дактиль), называется логаэдом. Логаэды использовались, в основном, в античной поэзии и в русском стихосложении не приняты.
Вот и всё о слоге. Перейду к следующему разделу.
Дата добавления: 2016-03-22; просмотров: 1688;