Возрожденная естественная школа права
Основы теории естественного права были заложены еще в Древней Греции и Древнем Риме. Платон, Сократ и другие мыслители пытались связать право со справедливыми началами, заложенными в природе человека. Наибольшее развитие теория получила в период буржуазных революций в трудах Гроция, Спинозы, Гоббса, Локка, Монтескье, Руссо и др.
Согласно естественно-правовому подходу (юснатурализму), право по своей природе, смыслу, сущности и понятию – это естественное право. На вопрос о том, что такое само естественное право, различные естественно-правовые концепции дают разные ответы. Естественное право лишена надлежащей содержательной и понятийной определенности, поскольку в принципе не может быть какого-то одного-единственного естественного права, а есть множество различных естественных прав. Поэтому под термином «естественное право» подразумеваются различные по своему содержанию, сущности смыслы, вкладываемые сторонниками и противниками естественно-правовой концепции в это устоявшееся собирательное понятие.
Разные естественно-правовые учения наряду с различиями имеют нечто существенно общее, что, собственно, и позволяет отличать естественное право от позитивного права. Различение естественного и позитивного права является одним из существенных моментов в объяснении общего понятия естественного права.
Естественное право принадлежит человеку от рождения и включает в себя право на жизнь, неприкосновенность личности, личную свободу, частную собственность и др. Эти права признаются неотчуждаемыми, и всякое посягательство на них со стороны других лиц, в том числе государства, является правонарушением. Естественные права лежат в основе позитивных (благоприобретенных, установленных законом) прав. Закон, соответствующий, развивающий, конкретизирующий естественные права человека, признается правовым. Несправедливый закон не создает право.
Ярким представителем естественно-правовой школы Средневековья с теологическим уклоном стал Ф. Аквинский (1226-1274гг.). Его учение получило название томизм (в школе возрожденного естественного права - неотомизм). По мнению данного философа, закон должен выражать общее благо всех членов общества и должен устанавливаться всем обществом (или непосредственно, или теми, кому оно доверило попечение о себе). Им дается следующая классификация законов: 1) вечный закон; 2) естественный закон; 3) человеческий закон; 4) божественный закон.
Вечный закон представляет собой всеобщий закон миропорядка, выражающий божественный разум в качестве верховного общемирового направляющего начала, абсолютного правила и принципа, который управляет всеобщей связью явлений в мироздании и обеспечивает их целенаправленное развитие. Вечный закон является источником всех других законов, носящих более частный характер.
Непосредственным проявлением этого закона выступает естественный закон, согласно которому вся богосотворенная природа и природные существа (в т.ч. человек), в силу прирожденно присущих им свойств, движутся к реализации целей, предопределенных и обусловленных законами их природы.
Человеческий закон – это положительный закон, снабженный принудительной санкцией против его нарушений. Совершенные и добродетельные люди могут обходиться и без человеческого закона. Но чтобы обезвредить людей порочных и неподдающихся убеждениям и наставлениям, необходимы страх наказания и принуждения. Человеческим законом, согласно учению Ф.Аквинского, являются только те человеческие законы, которые соответствуют естественному закону, иначе эти установления – не закон, а лишь искажение, отклонение от него. С этим связано различение справедливого и несправедливого человеческого закона.
Под божественным законом имеется в виду закон (правила исповедания), данный людям в божественном откровении (в ветхом и новом завете). Божественный закон необходим для указания на конечные цели человеческого бытия, постижение которых превышает собственные ограниченные возможности человека. Он необходим в качестве высшего и безусловного критерия, которым следует руководствоваться при неизбежных спорах и разнотолках о должном и справедливом, о многочисленных человеческих законах, их достоинствах и недостатках и т.д. Божественный закон нужен для того, чтобы направлять внутренние (душевные) движения, которые целиком остаются вне сферы воздействия человеческого закона, регулирующего лишь внешние действия человека. Он необходим для искоренения всего злого и греховного, в том числе всего того, что не может быть запрещено человеческим законом.
Право, согласно Ф.Аквинскому, - это действие справедливости в божественном порядке человеческого общежития. Естественное право в его трактовке является общим для всех живых существ. Относящееся только к людям естественное право – это право народов (в древнеримской классификации).
В XX веке начались процессы возрождения и модернизации идей естественного права, что вылилось в возникновение школы возрожденного естественного права.
Одним из важнейших направлений обновления естественного права стала антитоталитарная интерпретация естественно-правовых идей и принципов, активная разработка проблем естественных и неотчуждаемых прав и свобод человека, ценности права, достоинства личности, правового государства, что заметно подняло престиж естественно-правовой идеологии в общественном мнении послевоенной Европы, усилили ее теоретические позиции и практическое влияние во многих сферах политической и правовой жизни государств.
В целом для возрожденного естественного права характерен заметный поворот к реальным и конкретным аспектам правовой практики, свидетельствующий о чуткости естественно-правовой мысли к актуальным проблемам действительности и способности предложить свои ответы и решения.
Согласно теории возрожденного естественного права то право, которое создается государством, является производным по отношению к высшему, естественному праву, вытекающему из человеческой природы. Позитивное право, то есть нормы, установленные государством, признается правом только в том случае, если оно не противоречит естественному праву, то есть общечеловеческим принципам свободы, равенства, справедливости для всех людей.
В рамках теории возрожденного естественного права выделяются несколько направлений.
Неотомизм – новейшая интерпретация средневекового учения Фомы Аквинского. Рассматривая вопрос о природе, сущности права, неотомистская теория пытается найти основные права в мировом порядке, согласующемся с религиозными догматами, вечным законом, высшим божественным разумом. Божественный закон призван устранять несовершенство человеческого положительного закона, если он расходится с естественным правом. Сторонники неотомизма подчеркивают превосходство естественного права над правом человеческим, позитивным.
Светская доктрина естественного права исходит из этической первоосновы права, из необходимости соответствия правовых установлений требованиям естественного права, основанного на стандартах справедливого поведения.
Дата добавления: 2016-03-22; просмотров: 858;