Международно-правовая охрана смежных прав
Международно-правовое регулирование интеллектуальной собственности, как уже было замечено, не ограничивается вопросами авторского права и объектами промышленной собственности. Развитие научно-технического прогресса в сфере радиовещания, кинематографии и телевидения привело к тому, что первоначально созданные произведения при их последующем воспроизведении в виде музыкальных, сценических и драматических постановок претерпевали определенные изменения. С одной стороны, эти произведения продолжали оставаться объектами защиты авторского права и были результатами творческой деятельности определенных физических лиц; с другой — труд драматургов, режиссеров, исполнителей вносил качественные изменения в процесс восприятия уже существующих произведений.
Права лиц, деятельность которых связана с интерпретацией «готовых» произведений, не идентичны правам авторов произведений. С определенной оговоркой работу исполнителей можно считать второстепенной по отношению к работе авторов произведений: исполнители не создают, а лишь интерпретируют уже созданные другими лицами произведения.
При этом следует подчеркнуть, что работа непосредственно артистов-исполнителей (или режиссеров, драматургов) и деятельность производителей фонограмм (или различных теле- и радиовещательных организаций) качественно отличаются друг от друга. Если первые делают произведение доступным, а порой и запоминающимся благодаря своим личным качествам (творческому таланту), то производители фонограмм достигают художественного результата в большей степени с помощью технических средств.
Появление понятия «смежные», синонимами которого являются такие понятия, как «соседствующие», «примыкающие», стало своего рода неким правовым компромиссом, благодаря которому, с одной стороны, права исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций были включены в орбиту действия авторского права, а с другой — была подчеркнута необходимость в специальном регулировании и защите обладателей смежных прав.
При этом следует знать, что само понятие «смежные права» известно далеко не всем правовым системам: в странах англосаксонской системы права это понятие вообще не используется.
Со временем назрел вопрос о защите прав тех, кто «украшал» уже созданные произведения музыкальной, литературной, хореографической, драматической или иной аранжировкой. Это было связано с тем, что любое исполнение, облеченное в материальную форму, могло использоваться впоследствии и без разрешения исполнителя (или создателя фонограммы), который мог об этом даже и не знать. Появилась необходимость в правовом регулировании отношений, связанных с использованием исполнения или постановки, закреплением исключительных прав исполнителей, производителей фонограмм и пресечением производства контрафактных экземпляров произведений и фонограмм.
Учитывая, что международные конвенции в области защиты авторских прав были посвящены защите только непосредственно прав авторов произведений, встал вопрос о разработке и принятии новых международных конвенций.
Считается, что заслуга в принятии конвенции об охране смежных прав принадлежит представителям государств Западной Европы, где наиболее бурно происходил процесс «заимствования» изделий фонографической, радио- и телевизионной промышленности между производителями — гражданами этих государств.
Наконец, в 1961 г. в Риме была принята Конвенция об охране интересов артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (Римская конвенция). Российская Федерация не является участником этой Конвенции.
Вначале Римская конвенция не имела широкого признания, она вступила в силу лишь спустя три года — 18 мая 1964 г., однако впоследствии стала одним из основных источников в области охраны смежных прав.
1) Основным принципом Римской конвенции, так же как и конвенций в области авторского права, является принцип национального режима.
В соответствии со ст. 2 Конвенции национальный режим означает режим, который предоставляется законодательством государства, где испрашивается охрана смежных прав следующим категориям:
- отечественным артистам-исполнителям в отношении исполнений, сделанных, радиотранслированных или впервые зафиксированных на территории этого государства;
- отечественным производителям фонограмм — в отношении фонограмм, которые впервые записаны или выпущены в свет на территории этого государства;
- отечественным радиовещательным организациям, имеющим штаб-квартиры на территории этого государства, - в отношении радиопередач, осуществляемых с помощью передатчиков, расположенных на его территории.
Таким образом, объем защиты смежных прав иностранных граждан определяется в соответствии с рассмотренной коллизионной нормой по национальному законодательству государства, где испрашивается защита.
2) Римская конвенция применяется только к иностранным исполнителям, изготовителям фонограмм и радиовещательным организациям. Другими словами, условием применения положений этой Конвенции является присутствие в правоотношении иностранного субъекта.
3) Римская конвенция предусматривает минимальный уровень охраны прав артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций. Специально подчеркивается, что государства-участники могут заключать между собой различного рода двусторонние соглашения, наделяя при этом обладателей «смежных прав» более широкими полномочиями по сравнению с теми, которые им предоставлены Римской конвенцией.
4) Согласно Римской конвенции учреждается Межправительственный комитет, одной из основных задач которого является анализ применения и действия данной Конвенции.
5) Минимальный срок охраны смежных прав, установленный Римской конвенцией, составляет 20 лет, исчисляемых с конца года, в котором:
- осуществлено исполнение произведения;
- выпущена радиопередача;
- произведена фонограмма.
6) Следует отметить, что в Римской конвенции дается автономная квалификация понятий «артисты-исполнители», «фонограмма», «производитель фонограмм», «публикация», «воспроизведение», «передача в эфир», «ретрансляция».
Необходимо обратить внимание на то, что понятия, закрепленные в этой Конвенции, могут не соответствовать аналогичным понятиям, содержащимся в национальном законодательстве государств. Так, под «артистами-исполнителями» в Римской конвенции понимаются актеры, певцы, музыканты, танцоры или другие лица, которые играют роль, поют, читают, декламируют, исполняют или каким-либо иным образом участвуют в исполнении литературных или художественных произведений.
Как видно из приведенного перечня, артисты балета, цирка не будут пользоваться защитой согласно данной Конвенции, хотя бесспорно, что эти лица относятся к категории исполнителей.
Положения Римской конвенции также не распространяются и на артистов эстрады. В связи с этим в национальном законодательстве государств может быть расширен круг лиц - обладателей смежных прав, в отношении которых обеспечивается правовая защита. В частности, в Законе об авторском праве Франции 1985 г. содержится норма, включающая в число артистов-исполнителей артистов варьете, артистов-кукловодов и артистов цирка.
Среди основных источников, регулирующих «смежные права», следует назвать Женевскую конвенцию об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм 1971 г. и Брюссельскую конвенцию о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники 1974 г. Российская Федерация участвует в обеих конвенциях: Женевской конвенции - с 13 марта 1995 г., Брюссельской конвенции - с 13 ноября 1988 г.
- В соответствии со ст. 2 Женевской конвенции 1971 г. изготовители фонограмм защищаются от производства копий, выпускаемых без их согласия, а также от импорта таких копий при условии, что производство и ввоз фонограмм осуществляются в целях широкого распространения среди населения.
Что касается непосредственных методов охраны, то они устанавливаются национальным законодательством государств-участников.
- Срок охраны прав изготовителей фонограмм определяется по праву государства, где испрашивается защита. Вместе с тем в этой Конвенции установлен минимальный срок охраны - 20 лет, исчисляемый с конца года, в котором была сделана первая запись фонограммы.
- В этой Конвенции закреплено положение о возможности выдавать принудительные лицензии на воспроизведение фонограмм для использования их в научных и образовательных целях.
Помимо Женевской конвенции 1971 г., другим источником в области защиты смежных прав является Брюссельская конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники, 1974 г. Для принятия Брюссельской конвенции была созвана специальная дипломатическая конференция, которая проходила в 1974 г. с участием представителей 57 государств (включая представителя СССР) и наблюдателей от межправительственных организаций.
Брюссельская конвенция 1974 г. направлена на защиту прав артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм и всех причастных к теле- и радиопрограммам от «пиратского» использования радио- и телепередач, распространяемых с помощью специальной спутниковой связи на радиоприемники и телевизоры, без какого бы то ни было санкционирования со стороны государства и авторов этих передач. В преамбуле этой Конвенции указывается, что ее целью является создание такой международной правовой системы, которая бы, с одной стороны, способствовала использованию связи с помощью спутников, а с другой - охраняла интересы авторов, артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм и организаций вещания.
Основным положением этой Конвенции является запрещение распространять несущие программы сигналы, передаваемые через космические спутники в случае, если не было получено соответствующего разрешения.
Согласно этой Конвенции, государство-участник принимает на себя обязательство обеспечивать предотвращение распространений на своей территории программ в случае, если сигналы, передающие эти программы, являются несанкционированными.
Наконец, еще одним международным договором, посвященным охране смежных прав, на котором необходимо остановиться, является Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав 1993 г., заключенное в рамках СНГ. Соглашение 1993 г. вступило в силу 6 мая 1995 г., его участниками являются 12 государств, включая Российскую Федерацию.
Соглашение, состоящее всего из семи статей, направлено на выполнение государствами - участниками СНГ обязательств в облаете авторского права и смежных прав, вытекающих из участия СССР во Всемирной конвенции об авторском праве 1952 г.
Это небольшое по количеству статей Соглашение, по существу, относится к международному публичному праву, поскольку определяет основы сотрудничества государств по вопросам авторских и смежных прав. Вместе с тем в области охраны смежных прав авторов - граждан государств СНГ - оно играет весомую роль, в связи, с чем представляет интерес и в рамках настоящего параграфа.
- В соответствии с Соглашением, государства-участники принимают на себя обязательства по борьбе с незаконным использованием объектов авторского права и смежных прав, а также по созданию национальных авторско-правовых организаций.
- Согласно ст. 6 государства-участники обязуются заключить специальные соглашения по вопросам избежания двойного налогообложения авторского вознаграждения и определения порядка взаимных расчетов.
#G1
#G0
Дата добавления: 2016-03-20; просмотров: 1232;