Международно-правовая охрана авторских прав

Особенности правового режима охраны прав на интеллектуальную собственность были рассмотрены в прошлый раз, и все они имеют прямое отношение и к авторскому праву.

Объектом охраны авторского права является произведение как совокупность идей, мыслей и образов, появившихся в результате творческой деятельности человека и получивших свое выражение в доступной для восприятия форме. К признакам произведения, соответственно, относят творческий характер произведения и объективную форму его выражения. Творчество можно определить как процесс созидательной деятельности (проф. Ксенофонтова А.Н.) человека, направленный на создание чего-то нового, уникального, неповторимого. Второй признак – объективная форма. До тех пор, пока идеи автора существуют только в виде замысла и не могут быть восприняты другими людьми, не выражены вовне (существуют лишь в голове автора), они не являются объектами правовой охраны. Форма может быть письменной, устной, звуко- и видеозаписи, изображения.

Авторское право направлено на защиту формы как результата творческой деятельности.

Авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей.

Права авторов произведений литературы, науки, искусства имеют общую особенность: носят строго территориальный характер, то есть, возникнув в одном государстве на основании его законов, в принципе, действуют только в пределах данного государства. В этом с точки зрения МЧП состоит их отличие от других гражданских прав, в отношении которых государства признают экстерриториальное действие. Из территориального характера прав вытекает, что если в одном государстве будет опубликовано литературное произведение, то в другом государстве это литературное произведение, в принципе, может быть издано и переведено без согласия автора и без выплаты ему гонорара.

Основным методом регулирования отношений, возникающих в результате творческой деятельности человека, осложненных иностранным элементом, выступает материально-правовой метод, имеющий целью создание единообразных, унифицированных норм, регулирующих соответствующие отношения.

1 Международно-правовое регулирование авторских прав

В настоящее время сложился целый комплекс международно-правовых соглашений универсального характера, касающихся авторского и смежного прав. Начало ему было положено в 1886 г. принятием Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений. Она неоднократно пересматривалась, последний раз в 1979 г. Причем для каждого государства-участника действует та редакция, к которой оно присоединилось. При взаимоотношении государств-участников действует принцип, в соответствии с которым применяется более ранний по времени текст из тех, которые ими ратифицированы. Конвенция идет по пути широкой унификации норм материального права. Участники создали Бернский союз охраны прав авторов на их литературные и художественные произведения.

Бернская Конвенция не единственный международный договор, регулирующий отношения по охране литературных и художественных результатов творческой деятельности.

В 50-х годах под эгидой ЮНЕСКО начались работы по созданию всемирной системы охраны авторских прав, и в 1952 г. была подписана Всемирная Конвенция об авторском праве. СССР присоединился к Конвенции 27 мая 1973 г. Россия участвует в соглашении на основе договорного правопреемства после СССР. Всемирная Конвенция была рассчитана на применение в универсальном масштабе. В настоящее время в ней участвуют около 90 государств.

В настоящее время комплекс международно-правовой охраны авторских прав составляют: Бернская Конвенция (пересмотренная последний раз в Париже в 1971 г.), Всемирная Конвенция об авторском праве 1952 г. (пересмотрена в Париже в 1971 г.), Международная Конвенция об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций 1961 г., Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм 1971 г., Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники 1974 г. В 1996 г. под эгидой ВОИС приняты новые международные универсальные соглашения в сфере авторского права и смежных прав, призванные поднять на новый уровень правовую охрану произведений литературы, науки, искусства с учетом требований настоящего времени и развития научно-технической революции в этой сфере. Цель всех международных соглашений, принятых в сфере защиты авторских прав – обеспечение правовой охраны прав авторов на территории более чем одного государства – государства, где произведение было облечено в объективную форму.

Кроме того, большое значение для определения объема предоставляемых и охраняемых прав авторов имеет национальное законодательство государств. Можно говорить о сложившейся системе национально-правового регулирования результатов творческой деятельности. Так, применительно к РФ необходимо указать на положения Конституции 1993 г. (ст. 44), Закона РФ от 9.07.1993 г. «Об авторском праве и смежных правах (с изм. на 19.07.1995 г.) и целый ряд иных нормативных актов и подзаконных актов.

Однако существует мнение, что ни универсальные международные соглашения, ни исключительно национально-правовое регулирование творческой деятельности не достигают указанной цели эффективной правовой защиты творческого гения человека. Вывод видится в активизации такого элемента полисистемного комплекса правовой охраны произведений литературы, науки, искусства, как международный региональный правовой механизм. Начало ему было положено еще в конце 19 века, когда целый ряд государств Латинской Америки заключили между собой несколько соглашений в сфере авторского права. В Латинской Америке в 1889 г. была принята Межамериканская конвенция об авторском праве, содержащая во многом сходные с нормами Бернской конвенции. В 1946 г. была подписана Вашингтонская конвенция, объединяющая американских 15 государств. Говоря о сегодняшнем дне, необходимо обратить внимание на опыт Европейского Союза в сфере правовой охраны интеллектуальной собственности. В 1994 г. было подписано соглашение о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Россией. Специальный раздел и ряд приложений к этому соглашению посвящены вопросам охраны и. собственности. Закреплена прямая обязанность РФ по совершенствованию механизмов охраны права интеллектуальной собственности с целью обеспечения уровня правовой охраны, аналогичной уровню, существующему в ЕС, посредством совершенствования российского законодательства о правовой охране интеллектуальной собственности и присоединения к целому ряду универсальных соглашений в этой сфере. Процессы унификации и гармонизации в сфере авторского права в рамках ЕС осуществляются посредством регламентов и директив, принимаемых институтами ЕС.

Опыт ЕС мог бы послужить основой для развития аналогичного сотрудничества в рамках СНГ. Однако, в рамках данного регионального образования было заключено только одно общее соглашение о сотрудничестве от 24.09.1993 г., наметившее лишь внешние рамки кооперации государств СНГ в этой сфере и подтвердившее важность обстоятельств, вытекающих из международных соглашений универсального характера.

 

В настоящее время роль основоположных универсальных актов, регулирующих отношения по защите прав авторов произведений, играют Бернская и Всемирная конвенции, на анализе норм которых в связи с этим и хотелось бы остановиться. Основное отличие этих двух нормативных актов заключается в том, что Бернская Конвенция содержит большое число материальных норм, направленных непосредственно на регулирование отношений, связанных с использованием интеллектуальной собственности, в то время как Всемирная К содержит много отсылок к национальному праву и мало материальных норм, в силу чего является более универсальной. Странам-участницам не приходится вносить изменения в свое национальное законодательство, что значительно упрощает процедуру действия Конвенции. Всемирная Конвенция носит более гибкий характер, что облегчает присоединение к ней большего числа государств с различными уровнями развития механизмов охраны прав авторов.

Некоторые авторы высказывают мнение, что положения Всемирной Конвенция представляют собой коллизионные нормы, так как практически не содержат материально-правовых норм, но отсылают к нормам национального законодательства. С этим, однако, трудно согласиться, ввиду специфики коллизионных норм, решающих проблему выбора применимого права. Здесь же следует говорить, скорее, о материальных нормах, указывающих случаи применения национального законодательства соответствующего государства.

2 Основные принципы охраны прав авторов. Объекты охраны

Бернская Конвенцияв качестве объектов охраны называет литературные и художественные произведения» - все произведения в области литературы, науки, искусства, каким бы способом и в какой бы форме они не были выражены, как то: книги, брошюры и другие письменные произведения, лекции, обращения, проповеди и другие подобного рода произведения; драматические и музыкально-драматические произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные сочинения с текстом или без текста; кинематографические произведения, к которым приравниваются произведения, выраженные способом, аналогичным кинематографии; рисунки, произведения живописи, архитектуры, скульптуры, графики и литографии; фотографические произведения, к которым приравниваются произведения, выраженные способом, аналогичным фотографии; произведения прикладного искусства; иллюстрации, географические карты; планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся географии, топографии, архитектуре или наукам. Наравне с оригинальными произведениями защищаются переводы, переделки, музыкальные оранжировки и другие трансформации литературного или художественного произведения. Подлежат охране (без ущерба правам авторов отдельных произведений) сборники литературных и художественных произведений, например, энциклопедии и антологии, представляющие собой продукт интеллектуального творчества.

Вышеуказанные произведения пользуются охраной во всех странах Союза, образованного участниками Конвенции. Эта охрана действует в пользу автора и его правопреемников.

Законодательству государств-участников предоставляется право обеспечивать охрану произведений, выраженных в определенной законодательством государства той или иной материальной форме.

За государствами сохраняется право самостоятельно решать вопрос о предоставлении или не предоставлении правовой охраны таким объектам, как политические речи, речи, произнесенные в ходе судебных процессов, лекции и другие, произнесенные публично произведения, а также устанавливать условия их охраны.

За законодательством стран Союза сохраняется право предписать, что литературные и художественные произведения подлежат охране постольку, поскольку они закреплены в той или иной материальной форме.

Законодательство РФ устанавливает, что авторское право распространяется как на обнародованные произведения, так и на необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме:

- письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и так далее);

- устной (публичное произнесение, публичное исполнение и так далее);

- звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и так далее);

- изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и так далее);

- объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и так далее);

- в других формах.

Всемирная Конвенция регулирует охрану литературных, научных, художественных произведений, как то: произведения письменные, музыкальные, драматические и кинематографические, произведения живописи, графики и скульптуры.

Конвенцией установлен специальный знак охраны авторских прав в виде специального символа «С» в окружности, указания обладателя авторского права и года первого выпуска в свет как средства подтверждения осуществленных формальностей. Если на книге или другом произведении такого знака нет, то в странах-участниках Всемирной Конвенции они не охраняются.

В РФ авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения. К числу произведений, являющихся объектами авторского права, относятся: литературные произведения (включая программы для ЭВМ); драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные произведения с текстом или без текста; аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения); произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства; произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства; произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства; фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии; географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам; другие произведения.

К объектам авторского права также относятся: производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений наук, литературы и искусства); сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда. Производные произведения и составные произведения охраняются авторским правом независимо от того, являются ли объектами авторского права произведения, на которых они основаны или которые они включают.

Из числа объектов охраны изъяты: официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы; государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и иные государственные символы, и знаки); произведения народного творчества; сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер (в отношении последних – они изъяты также и из предмета регулирования Бернской Конвенции п. 8 ст. 2). Авторское право не распространяется также на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты. Это обусловлено тем, что авторское право охраняет форму, а не содержание произведения. Не охраняются авторским правом произведения народного творчества, так как невозможно установить их авторство.

3 Субъекты охраны. Обнародование произведения, его опубликование и выпуск в свет

При определении субъектов охраны в Бернской Конвенции используется территориальный принцип, согласно которому предпочтение отдается стране происхождения произведения или первого опубликования произведения. Конвенция устанавливает критерии для предоставления правовой охраны: гражданство автора, место выпуска произведения в свет, местожительство автора. Бернская Конвенция защищает права следующих категорий лиц: 1) авторов-граждан какой-либо из стран Союза в отношении своих произведений, как опубликованных, так и не опубликованных; 2) авторов, не являющихся гражданами какой-либо из стран Союза в отношении произведений, опубликованных ими впервые в одной из этих стран или одновременно в стране, не входящей в Союз, и в стране Союза. Авторы-неграждане стран Союза, но постоянно проживающие на территории одного из государств, приравниваются при применении Конвенции к гражданам этой страны. Подлежат охране также авторы кинематографического произведения, изготовитель которого имеет свое местонахождение или обычное местопребывание в какой-либо стране Союза; и авторы произведений архитектуры, сооруженных в какой-либо из стран Союза.

Итак, Конвенция разделяет, во-первых, граждан стран Союза и не граждан, во-вторых, опубликованные и неопубликованные произведения. Защита неопубликованных произведений предоставляется только гражданам стран-участниц.

Под опубликованным произведением понимается произведение, изданное с согласия автора, при условии, что экземпляры произведения выпущены в свет в количестве, способном удовлетворить разумные потребности публики, принимая во внимание характер произведения. Не является опубликованием представление драматического, музыкально-драматического или кинематографического произведения, исполнение музыкального произведения, публичное чтение литературного произведения, показ произведения искусства и сооружение произведения архитектуры.

Таким образом, при предоставлении правовой охраны во внимание принимаются критерии: гражданство лица, его обычное местопребывание и место выпуска в свет произведения.

Факт опубликования произведения в одной из стран-участниц Союза означает приобретение правовой охраны и иностранными лицами, причем на территории всех государств Союза. Вот так сформулирован механизм расширения территории охраны прав авторов в Бернской Конвенции.

От вопроса о действии возникших в силу иностранных законов авторских прав следует отличать вопрос об объеме субъективных прав автора, или, о положении иностранных граждан в данной стране в области авторского права. Большинство стран предоставляют иностранным гражданам в области авторского права национальный режим, то есть равенство в правах с гражданами.

Еще одним принципиальным положением Бернской Конвенции является закрепление принципа национального режима. Авторы из числа граждан, которым предоставляется охрана по данной Конвенции, пользуются в других странах, кроме страны происхождения произведения, в отношении созданных произведений правами, которые предоставляются соответствующими законами этих стран своим гражданам, а также правами, особо предоставляемыми настоящей Конвенцией. Следовательно, объем охраны, равно как и средства защиты, предоставляемые автору для защиты его прав, регулируются с помощью настоящей Бернской Конвенцией и соответствующих норм национального законодательства страны, где испрашивается охрана. В силу этого говорят о дуализме в системе правового регулирования прав интеллектуальной собственности, которая обеспечивается международными соглашениями, с одной стороны, и национальными законами, с другой стороны.

Бернская Конвенция также содержит нормы о принципе взаимности, в соответствии с которым страны Союза могут ограничить охрану произведений авторов стран, не входящих в Союз, когда такие страны не обеспечивают достаточной охраны произведениям авторов – граждан какой-либо из стран Союза.

Всемирная Конвенция,также как и Бернская, исходит из принципа национального режима, но во Всемирной Конвенции этот принцип имеет главенствующее значение, так как Конвенция преимущественно построена на отсылках к национальному законодательству государств и содержит небольшое число прямых материально-правовых предписаний.

В основу определения субъектного состава, то есть лиц, чьи права подлежат охраны, положены те же критерии, что и в Бернской Конвенции: гражданство авторов и «выпуск в свет».

В отличие от Бернской Конвенции Всемирная Конвенция вводит еще один случай защиты прав авторов: как и прежде, защищаются права граждан Договаривающихся стран на опубликованные и неопубликованные произведения, также права иностранцев в отношении произведений, впервые выпущенные в свет на территории одного из государств – участников Конвенции, и, кроме того, правовую охрану приобретают произведения авторов-граждан Договаривающихся стран, даже выпущенные в свет в государстве, не участвующем в Конвенции. Произведение гражданина Договаривающегося государства, впервые выпущенное в свет на территории государства, не участвующего в Конвенции, считается впервые выпущенным в свет в договаривающемся государстве, гражданином которого является автор. Тем самым расширяется сфера действия принципа национального режима, причем не только посредством его применения к лицам, не являющимся гражданами договаривающихся государств, но и проживающим на их территориях, а также и к другим субъектам в случае первого выпуска в свет произведения гражданами договаривающихся государств в не участвующих странах.

Кроме того, еще одной новеллой Конвенции является введение института выпуска в свет, под которым понимается (ст. 6) воспроизведение в какой-либо материальной форме и предоставление неопределенному кругу лиц экземпляров произведения для чтения или ознакомления путем зрительного восприятия. Именно с этим актом и связывается начало исчисления срока предоставляемой охраны. Надо отметить, что само понятие выпуска в свет или его содержание было воспринято многими национальными системами права.

Так, законодательство РФ содержит понятие обнародование произведения, под которым понимается осуществленное с согласия автора действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения. В качестве способов обнародования названы опубликование, публичный показ, публичное исполнение, передача в эфир и другие способы.

Опубликование (выпуск в свет) трактуется как выпуск в обращение экземпляров произведения, фонограммы с согласия автора произведения, производителя фонограммы в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения, фонограммы.

Публичный показ, публичное исполнение или сообщение для всеобщего сведения - любые показ, исполнение или произведений, фонограмм, исполнений, постановок непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимаются ли произведения, фонограммы, исполнения, постановки, передачи организаций эфирного или кабельного вещания в месте их сообщения или в другом месте одновременно с сообщением произведений фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания.

Передача в эфир – это сообщение произведений, фонограмм, исполнений, постановок, для всеобщего сведения (включая показ и исполнение) посредством их передачи по радио или телевидению (за исключением кабельного телевидения).

В литературе встречается точка зрения, в соответствии с которой выпуск в свет понимают в узком и широком смысле. В широком смысле выпуск в свет соотносим с обнародованием произведения, в узком – с опубликованием. Оба эти процесса имеют много общего, однако существенно отличаются друг от друга. Для обнародования характерны следующие критерии: 1) обнародование охватывает собой действия, впервые делающие произведение доступным для всеобщего сведения. Соответственно, это процесс единичный, если только автор не отозвал свое уже обнародованное произведение, а затем вновь сделал его доступным для публики; 2) обнародование осуществляется только с согласия автора или его правопреемников; 3) обнародование возможно любым способом, делающим его доступным для публики (даже без тиражирования); 4) должна быть создана реальная возможность ознакомления с произведением третьих лиц; 5) такая возможность должна быть создана для неопределенного круга лиц.

В отличие от обнародования опубликование связывается законом с такими действиями, которые означают выпуск в свет экземпляров произведения. То есть речь идет об изготовлении и выпуске в обращение экземпляров произведения, в количестве, достаточном для удовлетворения потребностей публики исходя из характера произведения.

Следует отметить, что понятие «опубликование произведения» (выпуск в свет) по российскому праву расходится с аналогичным понятием Всемирной К, так как в К выпуск в свет связан с обеспечением доступности экземпляров произведения, предназначенных для читательского или зрительного восприятия. Российский закон не содержит такого ограничения и считает выпуском в свет выпуск в обращение любых материальных носителей произведения (это и звукозаписи литературных, музыкальных или иных произведений, связанных со слуховым восприятием). Видимо в данном вопросе, в соответствии с Конституцией РФ предпочтение должно отдаваться нормам международного договора.

В соответствии с Законом РФ авторское право распространяется:

- на произведения, обнародованные либо необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме на территории Российской Федерации, независимо от гражданства авторов и их правопреемников;

- на произведения, обнародованные либо необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами Российской Федерации, и признается за авторами - гражданами Российской Федерации и их правопреемниками;

- на произведения, обнародованные либо необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами Российской Федерации, и признается за авторами (их правопреемниками) - гражданами других государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Произведение также считается опубликованным в Российской Федерации, если в течение 30 дней после даты первого опубликования за пределами Российской Федерации оно было опубликовано на территории Российской Федерации.

При предоставлении на территории Российской Федерации охраны произведению в соответствии с международными договорами Российской Федерации автор произведения определяется по закону государства, на территории которого имел место юридический факт, послуживший основанием для обладания авторским правом.

4 Содержание авторских прав. Неимущественные и имущественные права авторов

В результате факта создания произведения литературы, искусства его автор приобретает две категории субъективных прав: личные неимущественные права и имущественные права. Эти права, возникающие у автора произведения, именуются исключительными, что обусловлено тесной, неразрывной связью с личностью автора как монопольного обладателя права на использование произведения. Деление прав на имущественные и неимущественные часто подвергается оспариванию, что обусловлено тесной их взаимосвязью и трудностью в выделении прав чисто имущественного или неимущественного характера. Тем не менее, международно-правовые и национальные акты признают такое деление. Важность такого разграничения обусловлена еще и тем, что личные неимущественные права могут принадлежать только самому создателю произведения, они, как правило, не передаваемы другим лицам и охраняются бессрочно.

Бернская Конвенцияпредусматривает следующие права авторов.

К числу закрепленных в Конвенции неимущественных прав, которые автор сохраняет даже после уступки имущественных авторских прав, отнесены: право требовать признания своего авторства на произведение и противодействовать всякой деформации, искажению или иному изменению этого произведения, а также любому другому посягательству на произведение, способному нанести ущерб чести или репутации автора.

Конвенция защищает следующие права имущественного характера: исключительное право автора делать или разрешать переводы своих произведений (ст. 8); право разрешать воспроизведение произведений любым образом и в любой форме (ст. 9); авторы драматических, музыкально-драматических и музыкальных произведений пользуются исключительным правом разрешать публичное представление и исполнение своих произведений (ст. 11); авторы литературных и художественных произведений пользуются исключительным правом разрешать передачу своих произведений в эфир, всякое публичное сообщение, публичное чтение своих литературных произведений; право разрешать переделки, аранжировки и другие трансформации своих произведений; право разрешать кинематографическую переделку и воспроизведение своих произведений, и выпуск в свет таких произведений, публичное представление и исполнение переделанных или воспроизведенных таким образом произведений и сообщение их для всеобщего сведения.

Бернская Конвенция предусматривает возможность использования произведения третьими лицами в форме цитирования при соблюдении определенных требований. Цитирование возможно из произведения, которое уже стало доступным для всеобщего сведения; в объеме, оправданном поставленной целью; с обязательным ясным указанием источника цитирования. Кроме того, законодательством государств-участников могут быть установлены дополнительные требования и условия цитирования.

Всемирная Конвенциясреди прав авторов называет лишь исключительное право разрешать воспроизведение любыми способами, публичное исполнение и передачу в эфир, а также исключительное право автора переводить, выпускать в свет свои переводы и разрешать перевод и выпуск в свет переводов произведений. Обладатель авторского права в соответствии с Конвенцией имеет исключительное право на перевод и переиздание своего произведения. Нельзя в другой стране издать перевод произведения без разрешения того издательства, которое впервые выпустило его в свет. К тому же вступает в действие и другое имущественное правомочие правообладателя – право на получение соответствующего вознаграждения.

Венская Конвенция предусматривает такой институт, как выдача неисключительной лицензии на перевод и выпуск в свет переведенного произведения. Право на получение такой лицензии имеет любое заинтересованное лицо-гражданин договаривающегося государства в случае, когда по истечении 7 лет со времени первого выпуска в свет какого-либо письменного произведения его перевод на общеупотребимый язык договаривающегося государства не был выпущен в свет обладателем права на перевод или с его разрешения. Такая лицензия может быть выдана компетентным органом в том случае, если ходатайствующее лицо докажет, что оно обращалось к автору с просьбой о разрешении перевода и разрешение не было получено, а также в случае, когда издания перевода, уже вышедшего на общеупотребимом языке, полностью распроданы. При выдаче лицензии необходимо соблюдать требование, в соответствии с которым название и имя автора произведения должны быть напечатаны на всех экземплярах вышедшего в свет перевода. Лицензия действительна только в отношении выпуска в свет перевода на территории государства, в котором она испрашивается. Лицензия не может быть выдана, если автор изъял из обращения все экземпляры своего произведения.

Конвенция устанавливает более льготные нормы для развивающихся стран. Они могут свободно использовать выпущенные в свет произведения в учебных и научных целях. Также предусматривается сокращенный срок действия авторского права, выдача государством принудительных лицензий на перевод произведений в целях развития национальной науки, культуры, образования. Развивающимся странам также предоставлено право на перевод произведений по истечении 10 лет после выхода произведения в свет.

Закон РФпредусматривает более широкий круг прав личного неимущественного и имущественного характера.

Авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено.

Передача права собственности на материальный объект или права владения материальным объектом, как правило, сама по себе не влечет передачи каких-либо авторских прав на произведение, выраженное в этом объекте.

К числу личных неимущественных прав относят: право признаваться автором произведения (право авторства); право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя); право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв; право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора). Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае уступки исключительных прав на использование произведения.

Автору в отношении его произведения принадлежат имущественные исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом.

Имущественные права автора связаны с возможностями автора по использованию его произведения. Основным имущественным правом является право на воспроизведение. Право на воспроизведение есть право на повторное придание произведению объективной формы, допускающей его восприятие третьими лицами.

Исключительные права автора на использование произведения означают право осуществлять или разрешать следующие действия:

- воспроизводить произведение (право на воспроизведение);

- распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и так далее (право на распространение);

- импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт);

- публично показывать произведение (право на публичный показ);

- публично исполнять произведение (право на публичное исполнение);

- сообщать произведение для всеобщего сведения путем передачи в эфир (право на передачу в эфир);

- право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю;

- переводить произведение (право на перевод);

- переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на переработку).

Использование имущественных прав авторов возможно третьими лицами с разрешения авторов и с выплатой денежного вознаграждения.

С правом воспроизведения, принадлежащим авторам произведений изобразительного искусства, тесно связано право доступа. Автор произведения изобразительного искусства вправе требовать от собственника произведения предоставления возможности осуществления права на воспроизведение своего произведения (право доступа). При этом от собственника произведения нельзя требовать доставки произведения автору.

Законодательство большинства государств предусматривает возможности свободного использования произведений (без выплаты вознаграждения автору).

Имущественные права авторов переходят по наследству. Не переходит по наследству право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора произведения. Наследники автора вправе осуществлять защиту указанных прав. Эти правомочия наследников сроком не ограничиваются. При отсутствии наследников автора защиту указанных личных неимущественных прав осуществляет компетентный орган государства.

Имущественные права, указанные могут передаваться по авторскому договору. Передача имущественных прав может осуществляться на основе авторского договора о передаче исключительных прав или на основе авторского договора о передаче неисключительных прав.

Авторский договор о передаче исключительных прав разрешает использование произведения определенным способом и в установленных договором пределах только лицу, которому эти права передаются, и дает такому лицу право запрещать подобное использование произведения другим лицам.

Право запрещать использование произведения другим лицам может осуществляться автором произведения, если лицо, которому переданы исключительные права, не осуществляет защиту этого права.

Авторский договор о передаче неисключительных прав разрешает пользователю использование произведения наравне с обладателем исключительных прав, передавшим такие права, и (или) другим лицам, получившим разрешение на использование этого произведения таким же способом.

В этом смысле можно провести параллель с простой и исключительной лицензией, используемых в патентном праве для передачи прав патентообладателя третьим лицам.

5 Сроки охраны авторских прав

Специфика авторского права, как одной из ветвей прав на интеллектуальную собственность, является его срочный характер. Права авторов защищаются в течение сроков, установленных законодательством государств, а также международными договорами.

Однако, говоря о сроках охраны авторских прав, следует помнить о том, что факт создания произведения порождает личные неимущественные и личные имущественные права.

Бернская Конвенцияустанавливает срок охраны неимущественных прав – они сохраняют силу, по крайней мере, до прекращения имущественных прав. Срок охраны, предоставляемый настоящей Конвенцией, составляет все время жизни автора и 50 лет после его смерти. Для кинематографических произведений страны Союза вправе предусмотреть, что срок охраны истекает спустя 50 лет после того, как произведение с согласия автора было сделано доступным для всеобщего сведения, либо если этого не произошло – в течение 50 лет со дня создания произведения. Для произведений, выпущенных анонимно или под псевдонимом, срок охраны истекает спустя 50 лет после того, как произведение было правомерно сделано доступным для всеобщего сведения. Однако, если принятый псевдоним не оставляет сомнений в личности автора, а также если автор раскроет свою личность, сроком охраны будет срок – в течение жизни автора и 50 лет после его смерти. Государства самостоятельно определяют сроки охраны фотографических произведений и произведений прикладного искусства – но эти сроки не могут быть менее 25 лет со времени их создания. При создании произведения совместно несколькими лицами в соавторстве, сроки охраны исчисляются со времени смерти последнего из соавторов.

Конвенция предоставляет право договаривающимся государствам установить сроки охраны авторских прав, превышающие сроки, предусмотренные конвенцией. Во всех случаях срок определяется законодательством государства, в котором предъявляется требование об охране, но по общему правилу, он не может быть более продолжительным, чем срок, установленный в стране происхождения произведения.

Всемирная Конвенция установила более короткий срок охраны авторских прав, вернее сказать, минимальный срок охраны – время жизни автора и 25 лет после его смерти. Аналогично Бернской Конвенции Всемирная Конвенция оперирует таким понятием, как «страна происхождения» произведения, вводя тем самым в оборот инструмент, именуемый «сравнением сроков». Суть его сводится к тому, что ни одно государство не обязано обеспечивать охрану произведения в течение срока большего, чем тот, который установлен для произведений данной категории законом участвующей в Конвенции страны автора, если речь идет о невыпущенном в свет произведении; если же говорить о выпущенном в свет – законом участвующей в Конвенции страны, в которой произведение впервые выпущено в свет. Проще говоря, иное государство не предоставляет более продолжительной охраны, чем то, в котором произведение было создано или выпущено в свет.

Страной происхождения произведения при этом считается страна, где произведение было впервые опубликовано; что касается произведений, опубликованных одновременно в нескольких странах союза, установивших различные сроки охраны – та из стран, где установлен наименее длительный срок охраны; для произведений, опубликованных в стране, не входящей в Союз и в одной из стран союза – страна союза; для неопубликованных произведений, а также для опубликованных, но в государстве, не входящем в союз – страна союза, гражданином которой является автор. Что касается кинематографических произведений - страна, где имеет свое местонахождение их изготовитель; для архитектурных произведений – страна их сооружения.

Законодательство РФтакже содержит сроки действия авторского права.

Авторское право действует в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти, кроме случаев, оговоренных специально. Личные неимущественные права - право авторства, право на имя и право на защиту репутации охраняются бессрочно.

Авторское право на произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, действует в течение 50 лет после даты его правомерного обнародования.

Если в течение указанного срока автор произведения, выпущенного анонимно или под псевдонимом, раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений, то применяется общий срок охраны авторских прав.

Авторское право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни и 50 лет после смерти последнего автора, пережившего других соавторов.

Авторское право на произведение, впервые выпущенное в свет после смерти автора, действует в течение 50 лет после его выпуска.

Исчисление сроков, предусмотренных настоящей статьей, начинается с 1 января года, следующего за годом, в котором имел место юридический факт, являющийся основанием для начала течения срока.

Установление сроков охраны авторских прав сделано в целях обеспечения беспрепятственного пользования возникающими у автора (его правопреемников, наследников) имущественными правами.

Истечение срока действия авторского права на произведения означает их переход в общественное достояние.

Произведения, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. При этом должно соблюдаться право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора.

Правительством Российской Федерации могут устанавливаться случаи выплаты специальных отчислений за использование на территории Российской Федерации произведений, перешедших в общественное достояние. Такие отчисления выплачиваются в профессиональные фонды авторов, а также организациям, управляющим имущественными правами авторов на коллективной основе, и не могут превышать одного процента от прибыли, полученной за использование таких произведений.

6 Организационно-правовые механизмы защиты авторского права

Бернская Конвенция – Ассамблея, Исполнительный комитет, Международное Бюро.

Всемирная Конвенция – Межправительственный комитет.

7 Иные международно-правовые акты по охране авторского права

Актуальность защиты прав авторов постоянно возрастает, что порождает к жизни процессы выработки единого современного международного договора в данной области.

Современным документом в области многостороннего регулирования прав интеллектуальной собственности явился документ, разработанный и принятый в рамках ВТО – Соглашение об относящихся к торговле аспектах прав интеллектуальной собственности, вступившее в силу с 1.01.1995 г. (ТРИПс). РФ также в 1999 г. присоединилась к Соглашению. Текст соглашения инкорпорировал в себя положения Бернской и Парижской Конвенции об охране промышленной собственности, за исключением норм Бернской Конвенции о моральных (неимущественных) правах. Соглашение устанавливает минимум стандартов охраны в отношении институтов интеллектуальной собственности, минимальный срок охраны. К объектам охраны отнесены: объекты авторского права, в числе которых особо выделяются компьютерные программы и базы данных, смежные права (права исполнителей, производителей фонограмм, организаций вещания. Установлены принципы национального режима и режима наибольшего благоприятствования.

В 1996 г. в Женеве был принят универсальный Договор ВОИС по авторскому праву. Впервые закрепил, что авторско-правовая охрана распространяется только на форму выражения произведения, а не на идеи, процессы, методы функционирования как таковые. Подчеркивается необходимость в новых международных правилах охраны авторских прав.#G1

 








Дата добавления: 2016-03-20; просмотров: 6613;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.056 сек.