Участие банков в международных расчетных отношениях
Одной из основных задач банковской системы является обеспечение внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов посредством оказания одного из видов услуг: осуществления валютного регулирования (включая операции по покупке и продаже иностранной валюты), предоставления кредитов, выдачи банковских гарантий, проведения операций по расчетам сторон. Выполняя указанные услуги, банки, оказывают активное содействие участникам внешнеэкономических сделок в проведении международных расчетов.
Осуществляя различные виды услуг, банк может выступать не только в качестве стороны в сделке (например, быть участником договора банковского счета), но и в качестве административно-властного органа, контролирующего определенный спектр правоотношений (например, осуществляющего контроль за проводимыми валютными операциями). В первом случае - при участии банка в гражданском правоотношении, осложненном иностранным элементом, - регулирование будет осуществляться посредством норм международного частного права. Во втором случае - при участии банка в административно-правовых отношениях - будут применяться соответствующие административно-правовые нормы национального законодательства.
В течение последних десятилетий система банковского надзора постепенно приобрела международно-правовой характер, что явилось результатом интернационализации банковского бизнеса. В 1975 г. в г. Базель был создан Комитет по вопросам банковского надзора и регулирования, получивший название «Комитет Кука» (по имени Питера Кука - директора Банка Англии). В этот Комитет входят руководители центральных банков десяти промышленно развитых европейских государств (Бельгии, Канады, Франции, Германии, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Швеции, Швейцарии, Великобритании) и США.
В 1997 г. при участии представителей органов банковского надзора из 15 стран, включая Российскую Федерацию, были разработаны и впоследствии приняты Базовые принципы эффективного надзора за банковской деятельностью, получившие название «Базельские принципы». В них, в частности, сформулированы условия, необходимые для осуществления эффективного банковского надзора, указаны требования, предъявляемые к лицензированию кредитных институтов, изложены методы текущего банковского надзора, а также даны рекомендации по обеспечению интересов вкладчиков за счет создания специальных схем по страхованию депозитов.
С точки зрения изучения МЧП особый интерес, прежде всего, представляет участие банка в гражданско-правовых отношениях. В связи с этим следует остановиться на такой сделке, как банковская гарантия.
Банковская гарантия представляет договор между банком (гарантом) и принципалом (должником), закрепляющий обязательства банка выплатить определенную денежную сумму на согласованных условиях по требованию кредитора (бенефициара).
По своей юридической природе банковская гарантия представляет собой самостоятельную сделку (независимую от внешнеэкономической) и является одним из средств обеспечения исполнения обязательств. Как правило, эта сделка подчиняется закону места выплаты гарантии, хотя стороны в силу «автономии воли» могут выбрать устраивающий их правопорядок, применив любую другую коллизионную привязку.
В международной практике используются разные виды банковской гарантии: тендерные, условные, гарантии по требованию, гарантии надлежащего исполнения контракта и другие.
Международной торговой палатой были систематизированы правовые обычаи, применяемые на практике, как в отношении всех видов гарантий, так и в отношении только договорных: тендерных, гарантий исполнения и гарантий возврата платежа. В 1978 г. были приняты Унифицированные правила по договорным гарантиям, а в 1992 г. - Унифицированные правила для гарантий по первому требованию .
Унифицированные правила 1992 г., в отличие от Правил 1978 г., применяются ко всем видам гарантий. Правила 1978 г. регулируют только договорные гарантии: в Правилах дается определение указанных видов гарантий, что снимает в дальнейшем проблему квалификации («скрытых коллизий»). Следует также отметить, что Правила 1992 г. предусматривают отличное от Правил 1978 г. регулирование выплаты гарантийной суммы, которое является более эффективным, поскольку связывает производство выплаты с первым требованием бенефициара (без предоставления специальных документов, обосновывающих претензии бенефициара). Правила 1992 г. содержат специальные нормы, регулирующие реквизиты выдаваемых гарантий, положения о сроке действия гарантий, об ответственности гаранта перед бенефициаром и содержании платежных требований. У международников существуют оптимистические прогнозы относительно широкого применения Правил 1992 г.
Представляя своды обычных норм, применяемых на практике, оба документа имеют большое значение с точки зрения унификации положений и облегчают сторонам работу по подробному описанию всех условий, требуемых для выдачи гарантий. Однако применение Правил 1978 г. и Правил 1992 г. обусловлено специальным указанием сторон на их применение, о чем имеются соответствующие ссылки в тексте документов.
И в Правилах 1978 г., и в Правилах 1992 г. содержатся специальные положения, регулирующие вопрос о выборе права при рассмотрении спора, связанного с гарантией. Оба документа включают положение, по существу, формулирующее принцип «автономии воли» сторон в выборе применимого права. В случае если стороны этим принципом не воспользовались, и в гарантии нет указания на право, которому она подчиняется, то применимым, согласно Правилам 1978 г., будет право места нахождения гаранта; а согласно Правилам 1992 г., - право государства, где расположен центр деловой активности гаранта.
Традиционно вопрос об участии банков в международных расчетных отношениях раскрывается обзором валютного и банковского законодательства. В связи с этим следует обратить внимание на то, что в Российской Федерации практически все валютные отношения опосредуются нормативными актами Центрального банка РФ. Центральный банк России является органом государственного валютного регулирования и валютного контроля. В его компетенцию входит осуществление и организация валютного контроля как непосредственно, так и через уполномоченные банки (путем выдачи им лицензий на проведение валютных операций).
Свои функции в области валютного регулирования Центральный банк осуществляет в соответствии с ФЗ РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» 2003 г. Нормы, содержащиеся в этом Законе (именуемые «нормами валютного законодательства»), носят в основном административно-правовой характер, и их применение не зависит от воли соответствующих субъектов правоотношения. Так, стороны не могут подчинить регулирование совершения валютных операций иностранному праву (в случае, например, когда валютные операции осуществляются в России, действует ФЗ РФ «О валютном регулировании и валютном контроле»). Нормы, установленные валютным законодательством, являются императивными и подлежат обязательному исполнению.
Рассмотрение валютного законодательства в аспекте МЧП имеет значение с точки зрения выявления сферы действия и четкого представления о характере отношений, регулируемых МЧП. Порой это бывает сделать достаточно трудно, поскольку очень часто правоотношение имеет комплексное регулирование: применяются нормы гражданского, административного, конституционного права. В подтверждение этому можно привести следующий пример. В ФЗ РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» дается понятие «резидентов» и «нерезидентов». Правосубъектность указанных лиц в области валютных правоотношений, осуществляемых на территории России, подчиняется правилам российского законодательства. Вместе с тем содержание терминов «резидент» и «нерезидент» может стать предметом рассмотрения МЧП, поскольку в законодательстве других государств закрепляются аналогичные понятия. В результате получается, что нормы валютного законодательства, являющиеся по своей природе административно-правовыми, оказывают при этом, как говорил Л.А. Лунц, «гражданско-правовой эффект».
Таким образом, национальное регулирование валютных отношений имеет комплексный характер. Давая заключение по регулированию международных расчетов, юрист должен, прежде всего, правильно определить область императивных предписаний и сферу действия норм МЧП, которая подвластна «автономии воли» сторон.
Дата добавления: 2016-03-20; просмотров: 577;