Акты международных конференций

Международные (межгосударственные) конференции завер­шаются, как правило, принятием итоговых документов, юриди­ческая природа которых различна.

1. Конференция, созванная специально для разработки меж­дународного договора, завершается одобрением резолюции (иного акта) о принятии договора и открытии его для подписа­ния государствами. В этом случае резолюция имеет лишь разо­вое, процедурное значение, а источником становится договор как результат действий государств по его подписанию, ратифи­кации, введению в действие. Так, Конференция ООН в Сан-Франциско в апреле—июне 1945 г. завершилась принятием Уста-

Глава 5. Источники международного права

ва ООН, здесь же подписанного представителями государств, за­тем ратифицированного и вступившего в силу. Третья Конфе­ренция ООН по морскому праву (1973—1982 гг.) завершилась 10 декабря 1982 г. принятием Заключительного акта Конферен­ции и принятием Конвенции по морскому праву, сразу же от­крытой для подписания. На дипломатической конференции пол­номочных представителей ООН по учреждению Международно­го уголовного суда 17 июля 1998 г. был принят и открыт для подписания Римский статут Международного уголовного суда.

2. Если конференция посвящается проверке состояния вы­полнения уже действующего многостороннего договора, то ее задача ограничивается заслушиванием информации, контроль­ными функциями, формулированием рекомендаций государст­вам. Например, с целью оценки результатов действия Договора о нераспространении ядерного оружия подобные конференции государств-участников проводятся каждые пять лет.

3. Конференция посвящается рассмотрению и решению но­вых проблем и завершается принятием итогового документа с разноплановым содержанием. Это и общий обзор ситуации, и рекомендации государствам-участникам, и разработка новых правил деятельности и взаимоотношений государств.

Потсдамская (Берлинская) конференция руководителей трех государств — СССР, США и Великобритании, состоявшаяся 17 июля — 2 августа 1945 г., завершилась подписанием двух до­кументов — Протокола и Сообщения о конференции. В Прото­коле были зафиксированы предписания относительно обраще­ния с Германией, территориальных вопросов, ответственности главных военных преступников. Нормативный и юридически обязательный характер этого итогового документа не вызывал сомнений.

Принятый тридцать лет спустя, 1 августа 1975 г., Заключи­тельный акт СБСЕ совмещал рекомендации по вопросам эко­номического, научно-технического и гуманитарного сотрудни­чества и нормативные положения о принципах, которыми госу­дарства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях, и о мерах укрепления доверия (предварительное уведомление о крупных военных учениях и т. д.). Характери­стика мер укрепления доверия в этом акте, а затем в итоговом документе Стокгольмской конференции от 19 сентября 1986 г. может расцениваться как совмещение политических и юриди­ческих обязательств. Юридический аспект обязательств выра-

§ 4. Акты международных конференций

жается в следующем: во-первых, они связаны с регулированием отношений между государствами — участниками СБСЕ; во-вторых, имеют общий характер и должны реализовываться во всех предусмотренных случаях; в-третьих, используемые фор­мулировки имеют форму долженствования («государства долж­ны...», «будут предоставлять...», «будут обеспечивать...»); в-чет­вертых, предусмотрены меры контроля за соблюдением согла­сованных мер, инспекции. Меры доверия — это новые правила межгосударственного сотрудничества.

Неоднократные ссылки в последующих договорах на Заклю­чительный акт и на другие документы СБСЕ сформулированы так, что не оставляют сомнений в признании их юридической силы и нормативности, а это — свидетельство статуса этих ак­тов как источников международного права.

И сам процесс преобразования СБСЕ в ОБСЕ юридически был регламентирован актами самого СБСЕ — Парижской хар­тией 1990 г., Хельсинкским документом 1992 г., Будапештски­ми решениями 1994 г.

Принятая в данном учебнике оценка актов СБСЕ имеет дис­куссионный характер. В литературе распространена и иная точ­ка зрения, не признающая за актами СБСЕ качеств источника международного права. Один из весомых аргументов — форму­лировки самих отдельных актов СБСЕ. Например, в Документе Стокгольмской конференции 1986 г. было сказано, что приня­тые в нем меры являются «политически обязательными». В принятый на Будапештской конференции в декабре 1994 г. Кодекс поведения, касающийся военно-политических аспектов безопасности, включены слова, что закрепленные в Кодексе положения «носят политически обязательный характер».

С такой характеристикой связано заявление о том, что дан­ный документ не подлежит регистрации согласно ст. 102 Устава ООН (эта процедура предусмотрена для международных догово­ров). Но речь и не идет о «тождестве» актов международной конференции и международных договоров. Что же касается те­зиса о политической обязательности, использованного лишь в отдельных актах, то его интерпретация не может игнорировать реальных юридических предписаний, нормативных формулиро­вок, содержащихся в указанных актах СБСЕ, как и в некоторых Других, а также не учитывать соотношения между этими актами и последующими международными договорами, последующей практикой государств.

Me

ждународкое право

Глава 5. Источники международного права








Дата добавления: 2016-03-15; просмотров: 1632;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.