Модификация гласных и согласных звуков в связной речи
План лекции
1. Комбинаторные и позиционные изменения звуков в речевой цепи 2. Ассимиляция 2.1. Ассимиляция по направлению 2.2. Ассимиляция по степени завершенности 2.3. Ассимиляция по месту образования преграды 2.4. Ассимиляция по работе губ 2.5. Ассимиляция по работе голосовых связок 2.6. Ассимиляция по способу образования шума 3. Аккомодация 4. Редукция 5. Элизия |
1. Комбинаторные и позиционные изменения звуков в речевой цепи
Прежде чем приступить к изложению материала о комбинаторных и позиционных изменениях звуков в речевой цепи, необходимо разграничить термины «фонема» и «аллофон». Фонема представляет собой минимальную функциональную единицу языка, основной функцией которой является различение значения слов и грамматических форм слова. К примеру, слова bill [bɪl] – pill [pɪl] отличаются фонемами [b] и [p]. Если заменить [p] в слове pill на [m], то мы получим новую лексическую единицу mill. Произнеся звук [p] в слове pill без придыхания, мы не изменим значение слова, хотя и допустим произносительную ошибку. В случае замены [p] на [m], мы имеем дело с фонемами, в случае замены [ph] на [p] – аллофонами или вариантами фонемы [p], которые отличаются друг от друга, но сохраняют при этом основные отличительные признаки фонемы [p]. Комбинаторные и позиционные изменения звуков в речи приводят к появлению различных аллофонов тех или иных фонем.
В ходе артикуляции отдельно взятого звука выявляются три этапа:
1) экскурсия или приступ, когда opганы речи двигаются и принимают исходное артикуляционное положение;
2) выдержка, когда органы речи в течение какого-то времени остаются в принятой артикуляционной позиции;
3) рекурсия или отступ, когда органы речи возвращаются в нейтральную позицию.
Однако в процессе речи звуки сливаются в цепочки и фаза рекурсии предыдущей фонемы накладывается на фазу экскурсии последующей фонемы. При соединении фонем в цепочки органы речи приспосабливаются к быстрой смене артикуляционных движений, обеспечивая более удобный переход от одной артикуляции к другой. Как следствие звук подвергается комбинаторным изменениям, т.е. изменениям вследствие влияния соседних звуков. Другой тип изменений, затрагивающий звуки в потоке речи, – позиционные изменения. Они имеют место в случае изменения позиции звука в слоге, слове, синтагме, к примеру, ударный звук становится безударным. В результате комбинационных и позиционных модификаций звуков в речи возникают фонетические процессы ассимиляции, аккомодации, редукции, элизии, чередования.
2. Ассимиляция — это процесс изменения артикуляции согласного звука в потоке речи под влиянием артикуляции соседнего согласного звука, при этом наблюдается уподобление одного звука другому. Ассимиляция существует в каждом языке, но ее законы и формы в каждом языке зависят от исторически сформировавшихся произносительных тенденций.
Существуют различные виды ассимиляций:
1) по направлению;
2) по степени завершенности;
3) по степени стабильности;
4) по месту образования преграды;
5) пo работе губ;
6) no работе голосовых связок;
7) no способу образования шума.
2.1. Ассимиляция по направлению имеет 3 вида и подразделяется на:
прогрессивную, регрессивную, двойную или взаимную.
При прогрессивном направлении ассимиляции предшествующий звук влияет на последующий. Например, в словах stay [steɪ], style [staɪl] взрывной звук [t] теряет аспирацию под влиянием предшествующего щелевого [s].
При регрессивном направлении ассимиляции последующий звук влияет на предшествующий. Например, в слове tenth [tenθ] согласный [n] становится дентальным под влиянием межзубного согласного [θ].
При взаимнойили двойной ассимиляции два рядом стоящих звука оказываются под обоюдным влиянием, сообщая друг другу какие-то черты артикуляции. В языке встречаются несколько случаев смешанной ассимиляпий. В сочетании смычного взрывного [t] и щелевого заальвеолярного сонанта [г] наблюдается комбинация двух видов ассимиляций. Имеет место ассимиляция по месту образования преграды, так как место образования смычки для альвеолярного [t] переносится за альвеолы. С другой стороны, можно также засвидетельствовать ассимиляцию по работе голосовых связок, так как сонант [г] несколько оглушается под влиянием предшествующего глухого звука.
Двойную ассимиляцию можно зафиксировать и в сочетании смычного взрывного альвеолярного [t] и губно-губного сонанта [w]. Ассимиляция по работе губ приводит к лабиализации апикально-альвеолярного звука [t], а ассимиляция по работе голосовых связок приводит к лёгкому оглушению звонкого [w]: [twaɪs].
2.2. Ассимиляция по степени завершенности может быть полной и частичной.
При полной ассимиляции два рядом стоящих звука полностью уподобляются друг другу: cupboard [ˈkʌpbəd] → [ˈkʌbbəd] → [ˈkʌbəd], less shy [ˈles ˈʃaɪ] → [ˈleʃ ʃaɪ], does she [ˈdʌz ʃi˙] → [ˈdʌʃ ʃi˙]. Чаще всего полная ассимиляция возникает в сочетаниях [s], [z] и [ʃ].
Там, где не происходит полного уподобления соседних согласных, имеет место частичная ассимиляция. Например, потеря аспирации звука [p] после глухого [s] в слове sport.
2.3. Ассимиляция по степени стабильности
Стабильная ассимиляция зафиксирована нормой языка. Так, зубной аллофон фонемы [t] должен произноситься на зубах, если за ним следует межзубный. Многие случаи ассимиляции, происходившие на более ранних стадиях развития языка, стали устоявшейся нормой. Они могут быть как зафиксированы спеллингом, так и нет. Такие случаи ассимиляции получили название исторической ассимиляции, e.g. orchard (ort+yard) – [ˈɔ:tjəd] →[ˈɔ:ʧəd].
Случаи нестабильной ассимиляции чаще встречаются на стыках слов и характеризуют беглую и небрежную речь. Их необходимо избегать, к примеру, ten minutes ['ten 'mɪnɪts] → ['tem'mɪnɪts].
2.4. Ассимиляция по месту образования преградыимеет несколько случаев и наблюдается:
1) в сочетаниях звуков альвеолярных [t], [d], [n], [1] и межзубных [θ], [ð], при этом альвеолярные звуки становятся зубными, например, that theme [ˈðæt ˈθi:m];
2) когда альвеолярные [t], [d] произносятся как заальвеолярные перед заальвеолярным [r]: at rest, trip;
3) когда [m] становятся губно-зубным перед фрикативными [f], [v]: comfort [ˈkʌmfət].
2.4. Ассимиляция по работе губ характерна для сочетаний согласных звуков и сонанта [w], в которых вышеупомянутые согласные становятся огубленными: [kwaɪt], [dwel], [kwi:n], [swɒn], [twelv].
2.5. Ассимиляция по работе голосовых связок наблюдается в сочетаниях глухих и звонких согласных.
В сочетаниях «глухой согласный + сонорный+ гласный» [m], [n], [1], [r], [j], [w] частично оглушаются. Например, в словах [pleɪ], [traɪ], [ˈtwentɪ] имеет место частичная прогрессивная ассимиляция по работе голосовых связок при произнесении сонантов [l], [г], [w].
2.6. Ассимиляция по способу образования шума также возникает в нескольких случаях и именуется терминами носовой взрыв, боковой (латеральный) взрыв, щелевой (фрикативный) взрыв, потеря взрыва или неполный взрыв.
Носовой взрыв наблюдается, когда за смычными взрывными [р], [b], [t], [d], [k], [g] следуют носовые сонанты [m], [n]. При произнесении сочетаний типа [pm], [tn] взрыв или фаза рекурсии происходит не в результате снятия преграды, а в результате опущения мягкого нёба и прохождения воздуха через носовую полость: button [bʌtn], paid money [ˈpeɪd ˈmʌnɪ].
Боковой взрыв имеет место в сочетаниях смычных взрывных согласных и бокового сонанта [1], когда взрыв или отступ смычного согласного не реализуется вплоть до фазы отступа сонанта [1]. При этом края языка опускаются и воздух проходит вдоль них, создавая эффект бокового взрыва: plan [plæn], good looks [ˈgʊd ˈlʊks].
Щелевой взрыв образуется в сочетаниях смычных взрывных и щелевых согласных [s], [z]. В таких сочетаниях, как, например, [ts], [dz] фаза рекурсии взрывного согласного совпадает с фазой выдержки щелевого согласного, т. е. взрыв реализуется в момент образования щели: stops [stɒps], put salt [ˈput ˈsɔ:lt].
Потеря взрыва – это явление, наблюдаемое в случае соседства двух смычных взрывных согласных одинакового или разного места артикуляции [рр], [pb], [tt], [td], [kk], [kg], [kt], [dg], [db], [tb] или соседства смычных взрывных и аффрикат [ʧ], [ʤ]. При наличии двух взрывных одинаковой артикуляции в месте стыка взрыв реализуется только во время отступа второго звука после немой артикуляции первого. На слух это воспринимается как краткая пауза перед произнесением второго взрывного согласного: stop pouring [ˈstɒp ˈpɔ:rɪŋ], big ground [ˈbɪg ˈgraʊnd].
Аккомодация
Аккомодация – это частичные изменения в артикуляции согласногозвука под влиянием смежного гласногозвука в разговорной речи и, наоборот, под влиянием согласногозвука происходят частичные изменения в артикуляции смежного гласногозвука.
Так, согласный звук становится частично лабиализованным под влиянием последующего лабиализованного гласного звука: tooth [tu:θ], look [lʊk], noon [nu:n].
Долгие гласные перед носовыми согласными назализуются, т. к. в момент произнесения гласного мягкое небо опускается для артикуляции сонорного согласного: morning [ˈmɔ:nɪŋ], aunt [a:nt].
4. Элизия
В беглой разговорной речи часто происходит выпадение некоторых согласных звуков. Это фонетическое явление называется элизией. Примерами исторической элизии некоторых согласных звуков являются: выпадение согласных звуков [w, k, g] в начале слова: knee [ni:], write [raɪt], gnat [nӕt]; согласных звуков [t] и [d] в сочетаниях, состоящих из трёх согласных звуков в середине слова: listen [lɪsn], Wednesday ['wenzdɪ], often [ɒfn]; coгласного звука [b] в сочетании [mb] в конце слов: lamb [læm], dumb [dʌm], tomb [tu:m], comb [kəʊm].
В современном английском языке процесс элизии согласных звуков продолжает развиваться. Рассмотрим наиболее распространенные случаи элизии.
Взрывные согласные [t], [d] в конце слов могут выпадать в беглой разговорной речи, когда за ними следует слово, начинающееся с согласного звука: last time [ˈla:s ˈtaɪm], next day [ˈneks ˈdeɪ], old man [ˈəʊl ˈmæn], kept quiet [ˈkep ˈkwaɪət].
Гортанный согласный [h] часто не произносится в личных и притяжательных местоимениях и глаголах, стоящих в безударной позиции: he, his, him, her, have, has, had. Tell him [ˈtel ɪm].
Гласные также могут подвергаться элизии. Наиболее часто не реализуется артикуляция гласных [ɪ] и [ə]: different ['dɪfərent] → ['dɪfrənt], similar ['sɪmɪlə] → ['sɪmlə].
Редукция
В английской речи происходит ослабление гласных звуков в безударных слогах. Под ударением гласный звук является более сильным и произносится отчетливо. В безударном слоге гласный звук редуцируется.
Редукция – это процесс ослабления, сокращения долготы гласного в безударном слоге в речи. Различают три вида редукции.
1) Качественная редукция – изменение качества гласного, в результате чего звук переходит в редуцированную форму [ɪ, ʊ, ə]. Если слово can произнести изолированно, то оно звучит как [kæn], однако в предложении “You can easily read it.” [ju˙ kən ˈi:zɪlɪˎri:d ɪt] звук [æ] в безударной позиции ослабляется до [ə].
Процесс качественной редукции привел к появлению нейтрального гласного [ə]. Правила чтения английских гласных в безударных слогах также является отражением процесса редукции гласных звуков.
Редукция гласных проявляется в произношении большинства английских служебных слов в безударном положении. В результате качественной редукции английские служебные слова имеют по две формы: сильную и слабую. Сильная форма употребляется под ударением, слабая – в безударной позиции.
2) Количественная редукция – сокращение долготы гласного. Данный тип редукции характерен только для долгих фонем [i:, a:, ɔ:, u:, ɜ:]. Все они подвержены количественной редукции в безударном положении. Местоимение me [mi:] во фразе “Let me spell it.” [ˈlet mi˙ ˎspel ɪt] произносится с полудолгим [i˙] без изменения качества фонемы. Зачастую качественная и количественная редукция происходят одновременно.
3) Нулевая редукция – полное выпадение гласного в безударной позиции (элизия): history [ˈhɪstrɪ], factory [ˈfæktrɪ].
Лекция 4
Дата добавления: 2016-03-15; просмотров: 7481;