Основные этапы и особенности русской философии
Русская философская мысль
Русская философская мысль – органическая часть мировой философии и культуры. Она обращается к тем же проблемам, что и западноевропейская, хотя подход к ним носит глубоко национальный характер. Русская философия не теоцентрична (хотя в ней сильно религиозное начало) и не космоцентрична(хотя не чужда натурфилософским исканиям), а прежде всего антропоцентрична, историософичнаи привержена социальной проблематике: «она больше всего занята темой о человеке, о его судьбе и путях, о смысле и целях истории». Так писал известный историк русской философии В.В. Зеньковский.
Несмотря на то, что русская философская мысль представлена самыми различными направлениями, в ней при решении философских проблем доминировали ярко выпаженная моральная установка, постоянная обращенность к историческим судьбам России, месте русского народа в семье европейских народов.
Русская философия прошла долгий путь своего развития, в котором можно выделить следующие этапы:
· XI в. – первая половина XVIII в. – постановка философских проблем и поиск ответов на них в рамках религиозного и эстетического общественного сознания (Илларион, А.Рублев, Феофан Грек и др.).
· Вторая половина XVIII в. – первая четверть XIX в. – распространение философии в России в форме философского осмысления науки и культуры своего времени, что не обошлось без подражания западноевропейским течениям философской мысли.
· Вторая четверть XIX в. – начало ХХ в. – становление и развитие самобытной классической русской философии.
· После 1922 г. – философия русского зарубежья.
·
Основные этапы и особенности русской философии
Философия каждого народа определяется рядом обстоятельств, среди которых немаловажное значение имеет национальный характер. Мы это отмечали на пример индии, Китая, Греции, европейских и мусульманских народов. Не составляет исключения и Россия.
В России, в отличие от Греции или Германии, философия никогда не была главенствующей отраслью культуры, поэтому ее развитие шло в русле задач, поставленных другими отраслями. В России преподавание философии находилось под строжайшим государственным контролем, не допускавшим никакого философского свободомыслия по чисто политическим мотивам. Отношение государственной власти к философии наглядно выражено высказыванием попечителя учебных заведений князя Шаринского-Шихматова: «Польза философии не доказана, а вред возможен».
В средние века в Европе философия была служанкой религии, и то же самое было в России в течение продолжительного времени вплоть до середины XIX века. Вплоть до второй половины XIX века философская проблематика осваивалась в России преимущественно в философско-литературных кружках, что имеет последствия двоякого рода.
С одной стороны, становление русской философии происходило в ходе поисков ответов на те вопросы, которые ставила русская действительность.
С другой стороны – эти же условия привели к тому, что философские учения оценивались прежде всего с политической точки зрения, с точки зрения их «прогрессивности» или «реакционности», «полезности» или «бесполезности» для решения социально-политических проблем. Поэтому те учения, которые, хотя и не отличались философской глубиной, но отвечали злобе дня, имели широкую известность. Другие же, составившие впоследствии классику русской философии, как, например, учения Н.Данилевского, В.Соловьева, Н.Хомякова, не находили отклика у современников и были известны лишь узкому кругу людей.
Особенностью русской философии была также ее нацеленность на проблемы этики, что отнюдь не противоречило ее преимущественно религиозному характеру.
Еще одной особенностью русской философии был культурно-исторический фон, на котором она формировалась.
В России произошло как бы переплетение двух различных типов культур и соответственно типов философствования: рационалистического, западноевропейского и восточного, византийского с его интуитивным мироощущением, включенного в русское самосознание через православие.
Нельзя не видеть и другой особенности русской философии – ее акцент на социальную проблематику. Это проявилось со времени зарождения идеи Москвы как третьего Рима, с которой связывают формирование русской идеи как таковой. Ориентация на социальные проблемы способствовала тому, что после разгрома большевиками русской религиозной философии философия из служанки богословия в СССР стала служанкой идеологии и оставалась таковой до 1991 г. Советский этап можно назвать вторым этапом развития русской философии, из которого ныне она перешла в третий – постсоветский.
С содержательной стороны русская философия также имеет свои особенности. В ней представлены все основные направления философского мышления: онтология, гносеология, аксиология, философия истории и социальная философия. Однако ведущей для нее темой стала тема России, постижения смысла ее существования в истории.
Другой ведущей темой стала тема человека, его судьбы и смысла жизни, что определило нравственно-практическую направленность русской философии.
II
В середине ХI в., через пол века после принятия христианства на Руси, митрополит Илларион – первый русский, занявший высший церковный пост в нашей православной церкви создает знаменитое «Слово о законе и благодати». Эту проповедь митрополита можно считать первым философским произведением Древней Руси. Содержание проповеди пронизано философскими размышлениями о смысле мировой истории, о необходимости («законе») и свободе («благодати»), о судьбе Родины, упованиями на ее великую сущность.
В XVI веке, монахом Филофеем, была создана концепция Москвы как третьего Рима. Она идеологически помогла становлению великого государства Российского, но суть ее была бы неправильно понята, если бы свелась только к созданию Русской империи. Последнее было средством, целью же – сообщение всему человечеству света православного христианства в его русском понимании.
«Восстановить на земле этот верный образ божественной троицы – вот в чем русская идея» – писал Соловьев В.С. в работе «Русская идея».
Идея «Третьего Рима» выражала вселенский характер русского православия. Можно отметить три основные черты концепции Филофея: несокрушимая вера в истинность христианской религии именно в ее православном варианте; стремление сообщить свет этой веры всему миру; и наконец, мессианское убеждение, что России это удастся.
Первую трещину в русское православие внес церковный раскол XVII в., ощутимый удар ему нанес Петр I не столько ориентацией своей политики на Запад, сколько тем унижением, которому подвергалось национальное в угоду западному. Проникновение западного просвещения существенно ослабляло русское православие, а в начале XIX века произошел светский раскол на западников и славянофилов.
Главная проблема вокруг, которой завязалась дискуссия, может быть сформулирована следующим образом: является ли исторический путь Россиитаким же, как и путь Западной Европы, и особенность Россиизаключается лишь в ее отсталости или же у России особый путь и ее культурапринадлежит к другому типу? В поисках ответа на этот вопрос сложились альтернативные концепции русской истории.
Славянофилы в своей трактовке русской истории исходили из православия как начала всей русской национальной жизни, делали упор на самобытный характер развития России, тогда как западники основывались на идеях европейского Просвещения с его культом разума и прогресса и полагали неизбежным для России те же исторические пути, которыми прошла Западная Европа.
Основные идеи славянофильства сводились к следующему:
· западная цивилизация «разрушает» человека, «обманула надежды» и идет к упадку;
· у России свой особый самобытный путь исторического развития, который проявляется:
1. В общинном принципе жизни народа. Причем русская крестьянская община, считали они,- идеальная форма человеческого общества, построенная на:
а ) на основе любви и братства;
б) на принципах соборности (свободной общности);
в) гармоничном сочетания личностного и коллективного.
2. На Православии, как единственно истинным христианством, хранителем которого является русский народ.
Дата добавления: 2016-03-15; просмотров: 1242;