Глава 35. Влияние восприятия
Закон интеллектуального и духовного мира.- Основополагающий закон умственного и духовного развития гласит: на что человек взирает, в то он и преображается. Человек постепенно приноравливается к тем предметам, над которыми размышляет, уподобляясь тому, что любит и чему кланяется (Великая борьба, с. 555 [1888]).
Взирание на зло растлило жителей допотопного мира. - Взирая на зло, люди изменились по его образу, пока терпение Божье не прекратилось, и тогда они были уничтожены водами потопа (Особые свидетельства относительно воспитания, с. 44, 11 мая 1896 г.; Принципы христианского воспитания, с. 422).
Измененные к лучшему.- Взирая на Иисуса, мы обретаем более яркое и определенное понимание Бога, и созерцание Его изменяет нас. Естественной нашей потребностью теперь становится доброта, любовь к нашим ближним. В нас развиваются черты личности, созвучные характеру Божества. Возрастая в Его подобие, мы развиваем свою способность познавать Бога. Наши взаимоотношения с небесным миром становятся все более и более глубокими, плодотворными, и наша сила воспринимать богатства познания и бездну мудрости постоянно увеличивается (Наглядные уроки Христа, с. 355 [1900]).
Измененные к худшему.- Мы преображаемся через созерцание и размышление. И если люди пренебрегают теми священными заповедями, в которых Бог открыл им совершенство и святость Своего характера, и вместо этого обращаются к человеческим учениям и теориям, то стоит ли удивляться, что в Церкви так мало живого благочестия? Господь говорит: «Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды» (Иер. 2:13) (Великая борьба, с. 478 [1911]).
Через взирание изменяется жизнь.- Слово Божье - светильник ноге и свет стезе нашей. «В сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою» (Пс. 118:11). Сердце, исполненное словом Божьим, укреплено против сатанинских козней. Люди, сделавшие Христа своим повседневным спутником и близким другом, чувствуют, что силы невидимого мира ополчаются вокруг них, и, смотря на Иисуса, они уподобляются Его образу. Взирая на Спасителя, они преображаются по Божественному образцу, их характер смягчается, очищается и облагораживается для небесного царства (Свидетельства для Церкви, т. 4, с. 616 [1881]).
Избирательное восприятие. - Бог не желает, чтобы мы видели все, что можно увидеть, и слышали все, что можно услышать. Это великое благословение: заткнуть уши - и не слышать, закрыть глаза - и не видеть. Надо ревностно заботиться, чтобы взор был ясным и различал собственные недостатки, а слух - острым, чтобы слышать все необходимые упреки и наставления, дабы из-за невнимательности и равнодушия мы не пропустили их мимо ушей, не стали забывчивыми слушателями, не исполняющими работу (Свидетельства для Церкви, т. 1, с. 707, 708 [1868]).
Держа способности восприятия начеку.- Если вас пригласили посетить заседание совета, спросите себя, в надлежащем ли вы состоянии, чтобы правильно понимать людей и взвешивать доказательства. Если вы не чувствуете в себе этой способности, если ваш мозг возбужден, вы не имеете права принимать участие в заседании. Не раздражительны ли вы? Спокойно ли, приятно ли ваше настроение, или вы так встревожены и обеспокоены, что будете склонны принимать поспешные решения? Чувствуете ли вы себя так, будто с кем-то ведете борьбу? Тогда не ходите на заседание, ибо если вы пойдете туда, то наверняка обесчестите Бога.
Возьмитесь за топор, порубите дрова или займитесь каким-либо другим полезным делом, пока ваш дух не смягчится и не успокоится, чтобы быть восприимчивым. Подобно тому, как состояние желудка нарушает равновесие вашего ума, так и ваши слова вызовут конфликт в собрании. Нарушения в работе пищеварительных органов вызывают больше неприятностей, чем многие себе представляют (Рукопись 62, 1900; Медицинское служение, с. 205).
На восприятие влияют физические склонности, контролируемые совестью. - Те, которые хотят иметь ясный ум, чтобы видеть уловки сатаны, должны подчинить свои чувства контролю разума и совести. Деятельная энергия высших сил разума необходима для совершенствования христианского характера. От силы нашего разума во многом зависит наша полезная деятельность в этом мире и наше спасение (Ревью энд Геральд, 8 сентября 1874 г.; Вести для молодежи, с. 236, 237).
Упражнение улучшает восприятие. - Ум и мышцы должны быть загружены соразмерно, чтобы поддерживать здоровье и жизненную силу. Тогда молодые смогут приступить к изучению Слова Божьего, имея здоровое восприятие и спокойные нервы. Они будут иметь чистые мысли и смогут сохранить в памяти драгоценные истины, содержащиеся в Слове. Они воспримут его истины и в результате обретут способность разуметь, что есть истина. Тогда, если это будет необходимо, они смогут всякому, требующему у них отчета в их уповании, дать ответ с кротостью и благоговением (Свидетельства для Церкви, т. 6, с. 180 [1900]).
Приближение к совершенству обостряет восприятие.- Чем больше человек приближается к моральному совершенству, тем тоньше он чувствует, тем острее его восприятие греха, и тем полнее проявляется его сочувствие к страждущему (Великая борьба, с. 570 [1911]).
Печаль ослабила восприятие Марии.- И она покинула ангелов, надеясь найти кого-нибудь, кто рассказал бы ей, что же случилось с телом Иисуса. Вдруг раздался другой голос: «Жена! что ты плачешь? кого ищешь?» Глаза Марии были полны слез, она смогла разглядеть лишь силуэт человека и приняла его за садовника. Она сказала: «Господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и Я возьму Его» (Желание веков, с. 790 [1898]).
Мария узнала Иисуса по голосу.- Но тут Иисус обратился в ней: «Мария!» И она услышала хорошо знакомый голос и сразу же поняла, что это не чужой человек, а обернувшись, увидела перед собой живого Христа. От радости она забыла, что Он был распят. Бросившись к Нему, словно желая обнять Его ноги, она сказала: «Раввуни» (Желание веков, с. 790 [1898]).
Невоздержание в еде притупляет способности восприятия.- Искупитель мира знал, что потворство аппетиту принесло физическую немощь человеку и притупило способности его восприятия, так что он не мог различать святое и вечное. Иисус знал, что самоугождение извратило нравственные способности ичто величайшей нуждой человека являлось обращение - сердцем, умом и душой от жизни самоугождения к жизни самоотречения и самопожертвования (Письмо 158, 1909 г.; Медицинское служение, с. 264).
Грехи притупляют восприятие.- Именно грех затемняет наш разум и притупляет наше восприятие. Когда наши сердца очистятся от греха, свет познания славы Божьей в лице Иисуса Христа, озаряющий Его Слово и отраженный в лике природы, будет все более и более полно провозглашать, что Он «человеколюбивый имилосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный» (Исх. 34:6).
В Его свете мы будем видеть свет до тех пор, пока ум, сердце и душа не преобразуются в образ Его святости (Служение исцеления, с. 464, 465 [1905]).
Затуманенные способности восприятия.- Гордость, себялюбие, эгоизм, ненависть, зависть и ревность затуманивают восприятие (Свидетельство для Церкви, т. 2, с. 605 [1871]).
Как Христос реагировал на восприятие, притуплённое грехом.- Христос унизил Себя и принял человеческую природу, чтобы донести Свою весть до падшего человеческого рода и возвысить его. Но умы людей были омрачены грехом, их способности притупились, а восприятие потускнело. Поэтому они не разглядели за Его человеческим естеством Божественного характера. Подобная невосприимчивость с их стороны препятствовала работе, которую Он хотел осуществить для них. Чтобы сделать Свое учение действенным, Ему часто приходилось пояснять и отстаивать Свою позицию.
Говоря о Своем таинственном, Божественном характере, Он старался направить мысли людей в такое русло, которое благоприятствовало бы преобразующему влиянию истины. Он то и дело использовал знакомые людям явления природы, чтобы проиллюстрировать Божественные истины. Таким образом почва сердца размягчалась и готовилась для принятия доброго семени. Он давал понять Своим слушателям, что Его интересы совпадают с их интересами, что Его сердце сопереживает им в их радостях и горестях. В то же самое время они видели в Нем проявление силы, значительно превосходящей ту, которой обладали их самые уважаемые раввины.
Учение Христа было отмечено доселе неведомой им простотой, достоинством и силой, и они невольно восклицали: «Никогда человек не говорил так, как этот Человек». Люди с радостью слушали Его (Свидетельство для Церкви, т. 5, с. 746, 747 [1889]).
Неуправляемые страсти наносят вред способностям восприятия.- Низменные страсти нужно строго контролировать. Когда страстям позволено переступать все границы, способности восприятия оскверняются, страшно оскверняются. Когда люди потакают страстям, кровь вместо того, чтобы циркулировать во всех органах тела равномерно, в итоге недостаточно снабжая сердце и ум, приливает в чрезмерных количествах к внутренним органам. Результатом является болезнь. Человек не может быть здоровым, пока зло не распознано и не исправлено (Особые свидетельства, серия Б, № 15, с. 18, 3 апреля 1900 г.; Советы по здоровому образу жизни, с. 587).
Ум можно приучить к греху.- Прежде чем христианин совершит открытый грех, в сердце долго, скрыто от всех протекает подготовительный процесс. Никогда в сознании человека не происходит мгновенного перехода от чистоты, святости к развращенности, нечестию и преступлению. Для того, чтобы существо, сотворенное по образу Божьему, полностью деградировало до скотского или сатанинского состояния, требуется время. Мы меняемся, созерцая. Потворствуя нечестивым мыслям, человек может так воспитать свой ум, что грех, который однажды вызывал отвращение, становится приятным (Патриархи и пророки, с. 459 [1890]).
Способности становятся игрушкой в руках врага.- Бог не разрешает человеку нарушать законы его естества. Но человек, поддавшись искушениям сатаны, проявляет невоздержание и подчиняет высшие способности своего существа животным чувствам. Когда последние одерживают над ним верх, тогда он как творение, только немного уступая ангелам, наделенный способностью к самому высокому развитию, отдает себя во власть сатаны. Те, которые являются рабами своего аппетита, становятся легкой добычей сатаны. Вследствие своего невоздержания одни теряют половину, а другие две трети своих физических, умственных и нравственных сил, и таким образом делаются игрушкой врага (Ревью энд Геральд, 8 сентября 1874 г.; Вести для молодежи, с. 236).
Совет человеку, который считал, что ему наносится вред, тогда как этого не было.- Сестра Д. кое в каких вопросах ошибается. Она считает, что Бог особым образом наставляет ее, и вы оба верите в это и действуете в соответствии со своим мнением. Проницательность, которой, как она думает, она обладает в особом смысле, - есть обман врага. Она действительно быстро все замечает, быстро понимает, хорошо предвидит, но все это только благодаря своей природной интуиции. Сатана воспользовался этими чертами ее характера и увел вас обоих с пути истинного.
Брат Д., ты на протяжении долгого времени был рабом. Многое из того, что сестра Д. приписывала своей проницательности, имело источником ее зависть. Она расположена все рассматривать завистливым подозрительным взглядом, выискивая зло, не доверяя почти никому. Это лишает ее внутренней радости, ведет к отчаянию и сомнениям, когда надо проявлять веру и доверие. Эти нехорошие черты характера настраивают ее мысли на волну угрюмости, дают волю мрачным предчувствиям, а из-за очень чувствительного темперамента ей кажется, что ею пренебрегают, не уважают ее и наносят ей вред там, где этого и в помине нет...
Эти недобрые черты характера при помощи силы воли должны быть исправлены и преобразованы, иначе они в конечном итоге станут причиной крушения веры для вас обоих (Свидетельства для Церкви, т. 1, с. 708, 709 [1868]).
Не сосредоточивайтесь на силе сатаны. - Братья и сестры, мы изменяемся посредством созерцания. Размышляя о любви Бога и нашего Спасителя, созерцая совершенство Божественного характера и заявляя верой о своих правах на праведность Христа мы преображаемся в тот же образ. Давайте же не будем собирать все неприятные образы и картины беззакония, разочарования и разврата, которые доказывают силу сатаны; не будем помещать эти картины в залах нашей памяти, говорить и сокрушаться об этом до тех пор, пока в наших душах не останется ничего, кроме разочарования. Разочарованная душа - это место обитания мрака, она не только сама не получает Божий свет, но и закрывает его от других. Сатана с удовольствием смотрит на плоды, которые приносят эти картины его триумфа, лишающие людей веры и мужества (Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 744, 745 [1889]).
Влияние окружения. - Чем больше времени больной находится на свежем воздухе, тем меньше ухода он требует. Чем чаще его радует окружающая обстановка, тем быстрее он выздоровеет и тем оптимистичнее он будет смотреть на мир и на свое состояние. И, напротив, закрытый в четырех стенах, пусть даже в очень изысканных апартаментах, больной станет раздражительным и угрюмым. Поместите его в таком месте, где для него откроется красота природы, где он сможет любоваться цветами, слышать пение птиц, и его сердце запоет, вторя птичьим трелям. Наступит облегчение для тела и души. Разум пробудится, оживится воображение, и ум приготовится по достоинству оценить красоту Слова Божьего (Служение исцеления, с. 265 [1905]).
Окружение влияет на опыт.- Затем мне была показана молодая девушка... она отошла от Бога и погрузилась во тьму. Ангел сказал: «Какое-то время она шла хорошо; что помешало ей?» Мне было показано ее прошлое, и я поняла - все дело в том, что изменилась окружающая ее среда. Девушка общалась с такими же молодыми людьми, как она сама, но их всех объединяло стремление к увеселениям и забавам, гордость житейская и любовь к миру. Если бы она обратила внимание на слова Христа, то не поддалась бы врагу: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение». Искушения могут окружать нас со всех сторон, но это не значит, что мы должны непременно впадать в них. Истина стоит всего, что у нас есть. Влияние истины не деформирует личность, а, напротив, облагораживает ее, очищает и возвышает к престолу Божьему и бессмертию. Ангел спросил: «Что ты выбираешь: Христа или мир?»
Сатана выставляет этот мир перед бедными смертными в самом привлекательном и обольстительном свете, и люди начинают смотреть на него с вожделением. Блеск и мишура мира заслоняют от их взора небесную славу и ту жизнь, которая будет продолжаться столько времени, сколько будет стоять престол Бога. Жизнь, полная дивного мира, счастья, неизреченной радости, в которой не будет и тени скорбей, печали, боли или смерти, приносится в жертву кратковременной, греховной жизни на этой земле (Свидетельства для Церкви, т. 2, с. 100, 101 [1868]).
Взирание формирует личность.- Все, что видели ее очи, и то, что входило в ее уши, испортило ее сердце (Свидетельства для Церкви, т. 4, с. 108 [1876]).
Восприятие, приведенное в замешательство выбором временных преимуществ.- Лот избрал местом своего жительства Содом, потому что более считался с временными преимуществами, которые он мог иметь, нежели с нравственным окружением, в котором придется жить ему и его семье. Чего же он достиг, что касается временного благополучия в этом мире? Все его богатство было истреблено, часть детей погибла при уничтожении нечестивого города, его жена сделалась соляным столбом на пути в безопасное место, а он был спасен, «как головня из огня». Но этим не ограничились пагубные результаты его выбора. Нравственная испорченность Содома так глубоко проникла в характер его детей, что они не в состоянии были отличить добро от зла и грех от праведности (Знамения времени, 29 мая 1884 г.; Вести для молодежи, с. 418).
Восприятие, не способное оценить вечные ценности.- Люди, неправильно использовавшие средства, посвященные Богу, должны будут дать отчет в своем управлении. Некоторые эгоистично завладевают средствами, принадлежащими Богу, потому что любят наживу. У других просто нет совести, ибо долго вынашиваемое самолюбие сожгло ее...
Их мысли так долго текли в низменном, эгоистичном русле, что они не могут по достоинству оценить вечное. Такие люди не ценят спасение. Кажется, они никогда не могут воспарить в своих мыслях и правильно осмыслить план спасения и цену искупления. Корысть овладела их естеством; подобно мельничному жернову, она тянет их вниз, а их мысли и чувства остаются на низком уровне. Некоторые из этих людей никогда не достигнут совершенства христианского характера, потому что не понимают ценности этого характера и причин, согласно которым его необходимо развивать. Их мысли не могут воспарить настолько высоко, чтобы они были очарованы святостью. Себялюбие и корыстные интересы опутали их характер такой паутиной, что они уже неспособны отличать святое и вечное от несвятого (Свидетельства для Церкви, т. 2, с. 519, 520 [1870]).
Что оживляет способности восприятия.- Если сердца очищены от себялюбия и эгоизма, они находятся в согласии с вестью Божьей, посланной им. Их восприятие живо, а чувства чисты. Подобное понимает подобное. «Кто от Бога, тот слушает слова Божий» (Ин. 8:47) (Свидетельства для Церкви, т. 5, 696 [1889]).
Дата добавления: 2016-03-10; просмотров: 746;