Индийская культура в контексте восточных культур
В опере В. А. Римского-Корсакова (1844—1908) “Садко” индийский гость, прославляя свою страну, поет:
Не счесть алмазов в каменных пещерах,
Не счесть жемчужин в море полуденном
Далекой Индиичудес...
Действительно, страной чудес выглядела Индия в глазах тех, кто посещал ее во все времена. Например, русский путешественник Афанасий Никитин (?—1474/1475) писал: “Дворец его (правителя.— А. Б.) весьма чудесный, всюду резьба да золото, и каждый камень резной и золотом расписан причудливо, а во дворце сосуды разные” [308, с. 97]. И далее: “В Пету же пристань немалая, и в нем все дервиши живут индийские. Родятся в нем камни драгоценные: рубин, яхонт и другие драгоценные камни” [там же, с. 104].
Греческий историк Диодор Сицилийский (ок. 90—21 до н. э.), автор 40 книг по всемирной истории, с восхищением описывал природу Индии: “Много в Индии больших гор, поросших всевозможными приносящими плоды деревьями, много широких равнин, отличающихся красотой и пересеченных множеством рек... Изобилует Индия и разнообразными животными — как наземными, так и летающими, отличающимися величиной и силой. Многочисленных и весьма крупных слонов взращивает индийская земля, в изобилии доставляя им корм. ...Люди там... сведущи в искусствах, быть может, оттого, что дышат они чистым воздухом и пьют тончайшего состава воду. Земля их, изобилующая взращенными человеком плодами, заключает в себе и много рудоносных жил разных металлов: есть в ней много серебра, золота, немало меди и железа, а также олово и другие металлы, необходимые для изготовления украшений, предметов повседневного пользования и для военного снаряжения” [313, с. 83].
Удивительно в Индии многое, в том числе становление и особенности ее культуры. Долгое время наука считала, что культура Индии возникла гораздо позже, чем в Египте или Двуречье. В 1922 году в долине реки Инд археологи открыли древние города Мохенджо-Даро и Хараппа, свидетельствовавшие о высоком развитии цивилизации уже в период существования культуры в этих регионах. Здесь были найдены двух-трехэтажные кирпичные здания, амбары для хранения зерна, бассейны, сооружения, вероятно, бывшие храмами, бронзовые изделия, женские статуэтки, более 1000 печатей с надписями, глиняная чернильница, что говорит о развитой письменности. Города были, видимо, столицами и торговыми центрами, которые поддерживали связи не только внутри страны, но и с Египтом и Двуречьем, где были найдены индийские вещи — печати, бусы, раковины. Жители древних городов знали различные злаки и овощи, разводили коз, быков, буйволов, кур, изготовляли медные и бронзовые изделия.
Однако от древней культуры осталось так мало, что этот период остается “тайной за семью печатями” — ведь письменность древней культуры до сих пор не расшифрована. До сих пор неизвестно, откуда появились на этих территориях жившие там народы, по каким причинам пришла в упадок их культура и исчезла с лица земли. Некоторые исследователи отмечают близость индийской пракультуры к шумерской, основываясь на сходстве отдельных мифологических сюжетов, использовании одинаковых материалов — кирпича и бронзы, однако между ними имеются существенные различия: иная письменность, иные верования, иные особенности градостроительства. “...В распоряжении ученых почти нет дат, имен, реальных исторических событий, сведений об административной структуре и политической динамике... В этом смысле... Индия уникальна и не идет ни в какое сравнение ни с ближневосточно-средиземноморским миром, ни с китайско-дальневосточным, для реконструкции цивилизации и истории которых есть гигантская... основа” [52, т. 1, с. 151, 152].
Таким образом, древнейшая Хараппская культура (по названию города, где были найдены ее следы) на территории Индии расцвела и погибла к XVIII веку до н. э., не оставив после себя ничего, что могло бы лечь в основание новой уникальной культуры.
В чем же заключается ее уникальность? Прежде всего в том, что культура Месопотамии, Египта, Китая образована племенами, обживавшими свои территории с древнейших времен — палеолита и неолита, а в Индии — индоевропейскими племенами, пришедшими, по одним данным, с берегов Черного и Каспийского морей, по другим — из Малой Азии и Закавказья. Часть этих племен мигрировала на Балканы, часть — в Среднюю Азию, на территорию теперешнего Ирана и в Индию. Эти племена именуются ариями (или арьями) и разделяются на иранских ариев и индоариев ("арий" — “благородный”, начальный слог “ир” в обозначении иранских племен и “ар” созвучны). До сих пор мало изучен вопрос о том, откуда и каким путем пришли индоарии, поселившиеся в долине другой реки — Ганга. Однако известно, что они были знакомы с металлами, использовали плуг, вносили удобрения при земледелии, знали способы строительства ирригационных сооружений, владели ремеслами. Их язык, письменность, верования составили ту основу, на которой сложилась индийская культура и существует до наших дней [52, т. 1, с. 155].
Другая специфическая черта индийской культуры — особое значение в ней религии, мифологии и всей духовной сферы деятельности, в отличие от других культур, где определяющим началом могут выступать природные условия (Египет, Месопотамия), особенности политического устройства (Китай) или другие стороны действительности. Ведущее место в обществе всегда занимали жрецы, а значит, и всевозможные культы, жертвоприношения, традиции самосовершенствования, идеи греховности и очищения человека перед лицом вечности. Проблемы жизни и смерти, единства человека с природой, бытия и небытия пронизывали жизнь как отдельного человека, так и целого общества. Индия подарила миру древнейшую книгу гимнов божествам (всего 1028) и религиозно-философских текстов, один из значительных памятников древнеиндийской литературы, или вед — Ригведу, оформившуюся уже в X веке до н. э. и породившую огромное количество комментариев, толкований и различных трактатов. В этой связи при рассмотрении культуры Индии часто употребляется термин “психотропная культура”, отражающий особое внимание к человеку, его духовному миру, стремлениям и деяниям и последующему воздаянию за них. “История и политические события в рамках этой системы были лишь бледным и малозначащим фоном, оттенявшим главное и самое существенное для индийцев — их санкционированный религиозными нормами и духовной культурой образ жизни, включая социальную структуру, социально-семейные связи и прежде всего твердо фиксированные и веками сохранявшиеся практически в неизменном или малоизменявшемся состоянии мировоззренческие ориентиры” [там же, с. 156].
Расселение индоариев шло волнами, некоторые из мигрирующих племен, например хетты, осели на других территориях Ближнего Востока. В свою очередь индоарии вытесняли местные племена аборигенов, имевших более темную кожу.
Как знать, не их ли потомки ведут до сих пор кочевой образ жизни в цыганских таборах. Во всяком случае, считается, что цыгане — выходцы из Индии, их движение оттуда датируется 1 тысячелетием до н. э. В южной части Индии живут дравиды, отличающиеся низким ростом, приплюснутым носом, темной кожей, их предками были оттесненные и смешавшиеся с ариями древние жители. Культура дравидов не только восприняла влияние ариев, но и сама наложила отпечаток на культуру пришельцев.
Дата добавления: 2016-03-10; просмотров: 554;