Влияние ритмов на конфликты пограничных личностей

Сегодня в психологии в центре внимания оказались проблемы индивидуальной и социальной компетентности человека. В свою очередь проблемы компетентности не могут быть решены без фундаментальной проработки вопросов восприятия и использования человеком объективного и субъективного времени своей жизни, за которыми стоит проблемаритмов в жизни человека, группы и общества. В этой проблеме необходимо выделить такие важнейшие аспекты, как:

внутренние ритмы (биоритмы), их воздействие на состояние сознания и саморегуляцию;

внешние (социокультурные и групповые) ритмы;

влияние внешних и внутренних ритмов на личность и индивидуальную картину мира.

Актуальность исследований по психологии ритма особенно высока в сегодняшней России, в связи со сложнейшими изменениями в обществе и культуре. Это не только в экономической, социальной, информационной, технической сферах, объективно меняющих условия, в том числе и прежде всего темпы и ритмы организации нашей деятельности. Мы видим как «поп-культура» навязывает подрастающему поколению «клиповую эстетику», основанную на ритмизированном «мелькании» не связанных общим смыслов кадров, что дезорганизует процессы восприятия мира действительности. Распространение клубной «дэнс-культуры», основанной на использовании свойственных ей музыкальных ритмов, демобилизующих мыслительную активность, разрушает способность человека к личностному общению. Смотря телепередачи, мы сталкиваемся с ритмизированной продукцией психотехнологов, пытающихся заставить зрителя воспринимать чужие идеи как свои и приобретать не являющиеся необходимыми товары и услуги. Общество вынуждено заниматься реабилитацией жертв тоталитарных и культовых организаций, функционеры которых используют ритмические структуры речи, танца, коллективного шествия для вовлечения и психологического порабощения людей. Мы сталкиваемся с феноменом толп, объединённых общим ритмом деструктивной деятельности, где отдельный человек легко теряет свой культурный облик (фанаты спорта). С участием и под прессингом деструктирующих человека ритмов происходит необратимое замедление психологического развития, формируется зависимый тип личности (Вахромов Е.Е.).

Мы знаем, что умение задать и удерживать ритм собственной деятельности помогает человеку физически слабому преодолеть многие свои ограничения, а далеко не блестяще одарённому – со временем развить способности и превзойти своих более одарённых, но менее организованных коллег. Мы знаем, что успех педагога и психолога не в последнюю очередь связывается с его умением не только мобилизовать свои внутренние ресурсы, но и гармонизировать свой индивидуальный ритм с ритмами людей, с которыми он связан в деятельности.

В отечественной психологии осмысление научного прогресса привело С.Л.Рубинштейна (1957) к следующим идеям о природе времени и ритма. Он пишет: «По-видимому, должна быть выделена категория «ритма-времени», которая должна анализироваться на разных уровнях. На уровне животных удаётся выделить циклические процессы, связанные с изменениями во времени».

Биологи и физиологи в минувшем столетии выявили в организмах большое число относительно независимо функционирующих биоритмов, связанных с деятельностью клеток, тканей, органов, физиологических систем. Выяснилось, что подавляющее большинство биоритмов человека обладает собственной внутренней относительно гибкой временной организацией, приблизительно соответствующей природным ритмам смены дня и ночи.

Обычно считается, что в основе межличностных конфликтов лежат столкновения интересов, непонимание, неуважение к личности, отсутствие любви, недостаток культуры. Внутренние причины конфликтов остаются в тени, за кадром и не осознаются. Наше бессилие предотвратить конфликты и бесплодные попытки понять их причины объясняются тем, что возникают они не на интеллектуальном, осознаваемом уровне, а в бессознательной сфере, в недрах нашей психики часто не здоровой.

В условиях напряжённой современной жизни многие наши соотечественники находятся в переходном состоянии от психической нормы, психической неустойчивости и клинической психопатологии. Сюда относятся люди с неврозами, фобиями, акцентуациями, психопатией, аффективными состояниями.

В работах К.Леонгарда подчёркивалось, что акцентуированные люди не являются ненормальными. В противном случае нормой следовало бы считать только среднюю посредственность, а любое отклонение от неё рассматривать как патологию. Акцентуированным личностям присуща готовность к особенному, т.е. как к социально положительному, так и социально отрицательному развитию. Можно заключить, что акцентуация является не патологией, а крайним вариантом нормы.

А.Е.Личко выделил следующие типы акцентуаций: истероидную, психастеническую, эпилептоидную, гипертимную, циклоидную, лабильную, сенситивную, гипертимно-конформную, шизоидную, неустойчивую, конформную, астено-невротическую.

По клинической структуре психопатические состояния имеют синдромальный характер. При их классификации используют не только язык специфических симптомов, но и терминологию психологии личности. Психопатические состояния имеют клинические формы сходные с акцентуациями. Внешние проявления психопатии, её симптомы различны и многообразны, они малы или велики, в диапазоне от несущественных недостатков в общении до агрессивного хулиганства.

Встречаясь и общаясь с такими людьми, замечая некоторые странности их поведения, повышенную возбудимость или, наоборот, крайнюю пассивность, мы принимаем их за оригинальных и своеобразных людей, в худшем случае – за плохо воспитанных, эмоционально несдержанных. Непривлекательные черты психопатов не всегда ярко выражены и не постоянны. Многие акцентуированные и психопаты являются своего рода психическими «хамелеонами». При первом знакомстве, в «приличном обществе», в официальных ситуациях они «держат себя в руках», не проявляют отрицательных черт, чему способствует их бессознательная социальная адаптация, правда, недолгая, а также циклический характер течения многих форм психопатии и акцентуаций.

Психопатия протекает то бурно, то незаметно. Для неё характернапериодичность проявления асоциального поведения.

По данным социолога К.Касьяновой в России преобладающим типом является эпилептоид; он же, прежде всего циклоид. Он раздражительный, эгоистичный, некооперабельный, апатичный, упрямый и отличающийся необузданным нравом. Но это не всегда. В период затишья он может быть уступчивым, доброжелательным, великодушным, эмоционально отзывчивым и проявлять скрытые в нём добродетели, но не надолго. По мере возрастания у него внутреннего напряжения он становится всё раздражительнее, нетерпимее и внешний вид его меняется – исчезают привлекательные черты, доброжелательность, на лице появляется мрачность, взгляд становится угрюмым. Он как бы накапливает в себе отрицательный эмоциональный заряд. Когда он зарядился окончательно, любой внешний повод, будь то остывший завтрак или показавшийся ему недружелюбный взгляд, срывает все предохранители, которые удерживали его эмоции, и он взрывается бурно и сокрушительно. Он очень долго шумит и буянит, выливает на близких и окружающих все накопившееся в нём страсти, выплёскивает наружу всю злость и обиды. Утихомирить его очень трудно, не помогают ни валерьяновые капли, ни вино, ему нужно высказаться до конца, всех обидеть, всех оскорбить, разрядиться. Когда всё накопившееся выброшено наружу, он успокаивается, но остаётся далёким от объективности и осознания несуразности своего поведения. Он уверен в своей правоте и просить прощения не будет. Через некоторое время он снова станет покладистым, отзывчивым. У его окружения возникнет надежда на мирный союз с ним, ведь он стал любящим и кротким, что даже говорить с ним о прошлом скандале вроде не за чем, и сам он не любит о нём вспоминать. Если же вы станете его укорять, он скажет: «Ладно, зачем ворошить прошлое», да ещё очарует вас улыбкой, что вы всё ему простите, забудете обиды и оскорбления, а через некоторое время он снова взорвётся» и заскандалит. Таков он, эпилептоид – распространённый тип нашего современника: руководить им невозможно, договориться – трудно, жить с ним – больше слёз, чем радости.

Причиной цикличности поведения пограничных личностей считают не внешние, а внутренние факторы. Цикличность возбуждения и торможения наблюдается у людей с недостатком медиаторов, таких как норадреналин, ацетилхолин, серотонин, гамма-аминомасляная кислота, обеспечивающих перенос информации в нейронах мозга. В период уныния циклоид накапливает медиаторы, их избыток взрывает его нервную систему, что находит выражение в скандале или другой аномалии поведения. Если количество медиаторов снижается, то наступает торможение и тогда он снова сникает. Дефицит медиаторов может быть обусловлен генетическими причинами, болезнями, стрессом, употреблением лекарств или алкоголя, неоптимальным питанием. Внешние факторы являются для них запалом, толчком, но не являются ведущими. Опыт показывает, что устранение внешних, очевидных противоречий приносит только кратковременное затишье и совсем не снимает проблем межличностных отношений. Часто на предприятиях психологи могут устранить производственные конфликты, но межличностные конфликты остаются неразрешёнными.

Периоды циклов, их характер, смена состояний и их выраженность очень индивидуальны. У разных людей длительность периода варьируется в пределах 2-12 месяцев.

Такую же внутреннюю структуру личности имеют многие мошенники. Когда они «обхаживают нас», у них самопроизвольно возникает идеальная или близкая к ней структура характера. Они сами верят в него, забывая на время о двуличности и преступных мотивах своего поведения. Поэтому мы и доверяем им, попадается на их удочку. Когда же дело сделано, перевёрнутая воровская система у них начинает главенствовать, и они становятся теми, кем являются на самом деле. Но дело уже сделано – мы обмануты, они считают: так вам и надо – не будьте дураками.

Смена систем ценностей и изменений их иерархии хорошо отражена в «Пиковой даме». В первой части оперы мы видим Германа, влюблённого в Лизу, хотя и задумчивого, но всё же искреннего. По ходу развития сюжета отрицательные, материальные качества его натуры берут верх над любовью к Лизе, над порядочностью. В сцене у Фонтанки это человек с явно перевёрнутой системой ценностей, с жадностью и страстями. Лизе он кричит: «Прочь с дороги» - потому что он спешит в игорный дом за деньгами. Выиграв, он в эйфории поёт арию «Что наша жизнь – игра!». Кончилось это трагически и для него и для Лизы. Циклоидность следует отнести к заболеванию, а не недостатку характера.

 

 








Дата добавления: 2016-03-05; просмотров: 785;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.008 сек.