Взаимное отношение сторон
1. Так как исковой процесс представляет собою проверку судом юридического требования, заявленного одним лицом по отношению к другому, то субъектами процесса являются, кроме суда, два лица: во-первых, заявившее какое-либо юридическое требование, и, во-вторых, другое, по отношению к которому это требование заявлено. Первое ищет судебной помощи, второе должно держать ответ перед судом. Поэтому первое называется истцом, а второе - ответчиком.
Истец - активная, наступающая сторона. Он возбуждает процесс; он действует; он домогается судебной помощи; он жалуется суду на ответчика. Оттого в иностранных языках он именуется деятелем (actor), просителем (demandeur), жалобщиком (Klдger).
Ответчик - сторона пассивная, обороняющаяся (dйfendeur), обвиняемая (reus, Beklagter). Он не нападает, а только отражает нападение истца, не просит судебной помощи, а старается, чтобы она не была оказана истцу.
Истец и ответчик носят вместе название сторон (partes, parties, Parteien), или тяжущихся (litigantes), а также - тяжущихся сторон (Streittheile).
Положение в процессе сторон, в отличие от судей и других принимающих участие в производстве лиц (свидетелей, поверенных, экспертов, третьих лиц, приставов и проч.), характеризуется следующими признаками: 1) стороны ведут процесс от своего собственного имени ("дело Иванова с Петровым"); 2) на их имя выносится судебное решение ("рассмотрев дело по иску Иванова к Петрову, суд постановил:"); 3) на них распространяется в полной мере сила судебного решения; 4) на них падают издержки производства; 5) в случае смерти или потери правоспособности кем-либо из них его место в процессе занимается его наследниками.
Напротив, поверенные, свидетели, эксперты и проч. принимают участие в чужом процессе, не связываются лично законной силой решения, не несут судебных издержек, не передают своей процессуальной роли наследникам. Исключение составляют так наз. третьи лица, которые во многом приравниваются к сторонам.
Таким образом, сторонами являются лица, от имени которых ведется процесс.
II. Взаимное отношение сторон определяется принципом равноправности (§ 22).
Однако естественное различие между наступлением и обороной отражается на их процессуальном положении. В общем положение ответчика выгоднее, ибо легче защищаться, чем нападать (favorabiliores sunt partes rei quam actoris). Ответчик может пассивно ожидать, чтобы истец доказал правильность своего требования, и ограничиться отпарированием его доказательств и доводов (79 N 15), причем, если требование истца не будет доказано, ответчик считается победившим (actore non probante reus absolvirtur).
С другой стороны, положение истца лучше в том отношении, что с него не может быть присуждено в пользу ответчика ничего, кроме судебных издержек (actor non condemnatur). Присуждение с истца возможно только в случае предъявления ответчиком встречного иска. Но производство по встречному иску представляет особый процесс, где ответчик является истцом.
III. Из самого существа спорного, или искового, производства следует, что каждый процесс предполагает наличность двух сторон с противоположными интересами.
Отсюда вытекают следующие положения.
Во-первых, роли истца и ответчика не могут быть совмещаемы в одном лице точно так же, как несовместимы роли кредитора и должника.
Если такое слияние произойдет, напр., вследствие того, что истец стал наследником умершего во время производства ответчика, то процесс должен прекратиться. В самом деле, "если бы процесс продолжался, то оказалось бы, что истец ведет тяжбу с самим собой, и что каково бы ни было судебное решение, он ничего не выиграет и не проиграет от него" (Малышев), т. е. процесс превратился бы в пустую забаву без всякого реального значения.
Во-вторых, в тех случаях, когда истец обязан, по закону, предъявить иск для ограждения своих прав, а между тем противной стороны, т. е. лица, заинтересованного в оспаривании прав истца, нет, закон искусственно создает ответную сторону, чтобы сделать возможным исковое производство. Это бывает в делах брачных, где роль ответчика, за отсутствием такового, исполняет прокурор, и в исках "к лицу умершего" (ст. 215), где интересы наследников, еще не вступивших во владение наследственным имуществом, защищает опекун.
IV. Предъявить иск может каждый: и восьмилетний ребенок, и сумасшедший, и лишенный всех прав состояния. Равным образом, иск может быть направлен против каждого: и против новорожденного младенца, и против безвестно отсутствующего, и против запрещенного законом сообщества. Но для того, чтобы вести начатое дело дальше, чтобы оно не было прекращено в самом начале, а дошло до разрешения по существу, необходимо обладать: 1) способностью быть стороной в процессе (Parteifдhigkeit), или, иначе, процессуальной правоспособностью, и 2) способностью самостоятельно вести процесс, т. е. процессуальной дееспособностью (Prozessfдhigkeit, legitima persona standi in judicio).
В нашем уставе термины "правоспособность и дееспособность" не употребляются, а для обозначения обоих этих понятий безразлично применяются выражения: "способность отыскивать и защищать на суде свои права" (ст. 17, 18), "право искать и отвечать на суде" (ст. 20, 21, 26, 27, 69, п. 4, 571, п. 4) и даже "право ходатайствовать в суде" (ст. 584, п. 3). Ввиду такой неустойчивости терминологии необходимо в каждом отдельном случае устанавливать, идет ли речь о правоспособности или о дееспособности.
Дата добавления: 2016-03-05; просмотров: 796;