Второй шаг. Разборка материала
Начинается собственно черновой монтаж.
Он выполняется одинаково как параллельно со съемками, так и в работе со всем материалом одновременно — по частям — по сценам и эпизодам.
В документалистике, в просветительском и учебном кино и телевидении практически не случается, что материал точно соответствует даже режиссерскому сценарию. Так бывает и в игровом кино, когда на съемках имела место импровизация. Актеры, жизнь и личности героев преподносят столько неожиданностей, что картину и ее драматургию приходится переосмысливать заново. К этому нужно быть готовым с самого начала.
Теперь не слова в сценарии, а образы на экране становятся «кир- , пичами», из которых строится произведение.
Первое действие.
Разобрать материал по сценам или эпизодам, сгруппировать кадры по общности развития действия в каждом куске и дать им условные названия или взять названия из сценария.
Мы продолжаем рассматривать случай, когда весь документальный материал обрушился на режиссера и монтажера одновременно.
Подбор сцен в документалистике не всегда получается сразу. Чаще всего в материала присутствует некоторое количество кадров, которые явно представляют интерес, но пока не находится решение, куда их приобщить. Их складывают отдельно как резерв.
Второе действие.
Просмотреть материал первой сцены, с которой вы начинаете монтаж, и переписать на бумагу все кадры с тайм-кодами данной сцены. Если на данном этапе вы имеете дело с линейным монтажом, то эта процедура становится строго обязательной. Монтировать сцену, как и всю работу, нужно мысленно, в голове, независимо от технологии, от того, что у вас в руках: кинопленка (рабочий позитив) или мышка компьютера.
Получается таблица похожая на таблицу 2.Если в сцене больше 20-30 кадров, то необходимо сразу сделать ксерокопию таблицы кадров, чтобы не писать все снова, а только перекладывать кадры, подбирая их монтажную последовательность.
Кассеты VHS:N1 и №3 Название сцены: Старухи у щтещ Дата: 20.022001 г. | |||
№ | Тайм-код | Содержание кадра | Текст. Примечания |
00.00.09 -00.00.22 | ПНР по улице деревни. Идут две старухи. | ||
00.00.22 -00.00.28 | Ср. Кузнец выковывает подкову. Заготовка начинает принимать форму. | В звуке удары молота. | |
00.00.28 -00.00.41 | Кр. По заготовке ударяет кувалда. Летят искры. | Эффектно | |
00.00.41 -00.01.08 | Ср. Помошник раздувает мехом пламя. Кладетзаготовку на угли. | За кадром: Что-то твои бабули забыли про нас. | |
00.01.08-00.01.14 | Кр. Лица идущих старух. | ||
00.01.14-00.01,39 | Общ. Старухи появляются в дверях кузнецы. | - Здравствуйте! - Здрассте, бабули! Легки на помине. Ваши грабли готовы. | |
00.01.39- 00.01.49 | Кр. Лицо помощника. Он улыбается, Затемненный кадр. | Брак | |
00.02.01 -00.02.10 | Общ. По улице проезжает велосипедист. | Перебивка. | |
00.02,10-00.02.23 | И т. д. |
Таблица 2
Дальше вы режете ксерокопию таблицы на полоски с кадрами и раскладываете их в соответствии с вашим монтажным замыслом.
Разложили на столе полоски и мысленно пробегаете, прокручиваете логику рассказа. Ваше воображение должно при этом учитывать и десять принципов межкадрового монтажа, а одновременно чистоту и изящество приема рассказа образами.
Выложили первый раз, глянули на последовательность и споткнулись на каком-то месте. Вот тут-то и проявится удобство предварительного, мысленного, виртуального, если хотите, монтажа на бумаге: без усилий, излишних затрат времени, почти мгновенно можно переложить полоски с кадрами в новом варианте и снова мысленно оценить результат.
Считаем, что после двух-трех попыток вы достигли желаемой цели — сцена, по вашим предположениям, донесет до зрителя нужную вам мысль и передаст атмосферу события. Теперь наклейте полоски с кадрами на новый лист бумаги. Последовательность кадров может получиться такой по нашей таблице: 1 —5—8—2—3 4 7. После этого можно перемещаться к монтажному столу, в дешевую аппаратную или к компьютеру, если позволяют средства и условия.
Но лучше аналогичным образом смонтировать пять-шесть сцен и только после этого садиться за реальный монтаж.
Когда в тексте идет обращению к читателю «вы», это означает, что имеется в виду и режиссер, и журналист, и монтажер, как одно лицо.
Дата добавления: 2016-03-05; просмотров: 790;