Александр Лоуэн ПРЕДАТЕЛЬСТВО ТЕЛА. на для тех, кто имеет тенденцию к отстраненности и уходу


ПСИХОЛОГИЯ ПАНИКИ


193


 


на для тех, кто имеет тенденцию к отстраненности и уходу. Она заметна в их скудной жестикуляции и в от­сутствии спонтанности. Она проявляется в «маскоподоб-ном облике», это выражение точно описывает лицевую экспрессию таких людей. Она видна в неподвижности тела во время разговора. Руки таких шизоидов редко используются как средство коммуникации. Отсутствие эк­спрессивных движений тела во время беседы отчасти создает то самое известное впечатление, что шизоид «не здесь».

Шизоидную гипоподвижность можно понимать и как состояние частичного шока. Деперсонализацию или полную диссоциацию с телом вполне можно сравнить с шоковым состоянием, об этом упоминает П.Фидерн.41 Все, что мы сказали о шизоиде, подтверждает физиоло­гия: замедленный базальный метаболизм, поверхностное • дыхание и т.д. Физическая ригидность тела шизоида — это попытка выдержать шок и сохранить какую-то сте­пень интегрированности и функционирования. Эта по­пытка не удается в состоянии коллапса, когда шок оче­видно выражен в утрате мышечного тонуса. В обоих случаях, однако, шок не столь суров, чтобы парализо­вать витальные функции, он ограничивается поверхнос­тью тела. К тому же, речь идет не об остром шоковым состоянии, в данном случае такое состояние хроничес­кое.

Шизоидный шок можно интерпретировать как реакцию человека на чувство, что он отвергнут и поки­нут. Мы имеем дело с инфантильным откликом на мла­денческое переживание и с фиксацией на этой стадии развития. Независимо от возраста, шизоид одновремен­но является «немым» младенцем и мудрым старцем с опытом борьбы, страдания и существования рядом со смертью. В следующей главе мы поговорим о страхе смерти, который испытывают шизоиды. Здесь важно подчеркнуть связь между шоковым состоянием, бессоз­нательной паникой и сознательным чувством безнадеж­ности.


Шоковое состояние объясняет тот автоматизм, который часто можно наблюдать в движениях тела ши­зоида. Он часто бывает похож на робота. Один из моих пациентов отметил в себе самом это качество. Он вспом­нил: «Когда я шел по улице, я вдруг увидел свое отра­жение в витрине. Я выглядел, как деревянный солда­тик». Этим наблюдением пациент отметил, что его ри­гидность отражает шоковое состояние. Он был как де­ревянный солдатик, марширующий к своей гибели и не имеющий понятия о том, что внутри него присутствует паника.

Гиперподвижность часто встречается у шизоида с паранойяльными тенденциями, который импульсивно «отыгрывает» свои чувства. Движения таких людей ха­рактеризует неравномерность, неуместность и порывис­тость; они часто сопровождаются эмоциональными вспышками, интенсивность которых очень мало соот­ветствует тому, что в эти моменты выражается. Эти дви­жения говорят о неспособности личностной структуры контейнировать и контролировать возбуждение. Следу­ющее описание пациенткой своего поведения иллюст­рирует такую гиперактивность: «Я чувствовала, что ра­зыгрываю какую-то игру. Это происходило очень быст­ро, с очень большим зарядом и заставляло окружающих меня людей нервничать. Они говорили, что я разря­жаю какую-то дикую энергию. Я должна остановиться и не идти. Я должна перестать говорить, поскольку мои мысли стали чересчур заумными. Я говорю слишком не­рвозно и быстро, хотя на первый взгляд это кажется очень интеллектуальным изложением. Я поняла, что сейчас действую так, чтобы ничто не могло затронуть то, что у меня внутри».

Эта пациентка показалась мне при первой встре­че теплой. Она говорила, казалось, с чувством. Ее руки были теплыми и влажными: кожа тоже была теплой и чувствовала теплоту прикосновения. Однако скоро я по­нял, что это был поверхностный феномен. Тепло ее тела возникало из-за гиперподвижности, которая представ-

7 1347



Александр Лоуэн ПРЕДАТЕЛЬСТВО ТЕЛА


ПСИХОЛОГИЯ ПАНИКИ


195


 


ПАНИКА

ляла собой реакцию на присутствующее в ее личности глубокое ощущение фрустрации. Она рассказала, что ког­да ей не удается достичь сексуального лика, фрустрация почти сводит ее с ума.

«Потом я вою и кричу. Потом чувствую себя раз­битой и рыдаю два или три часа, а после этого чув­ствую себя освободившейся и примирившейся. Еще я бы пошла куда-нибудь далеко или поднялась бы в горы. Я бы скакала на лошади. У меня была бы самая быст­рая лошадь, чтобы скакала, как сумасшедшая. Я бы не беспокоилась, что лошадь скинет меня. У меня было бы чувство, что я должна пройти за что-то, за нечто такое, что может отпустить, и я бы скакала до тех пор, пока не растратила все силы».

Когда пациентка проникла в собственную лич­ность, она попыталась контролировать и направлять, свою агрессию, укротить свою ярость и остановить «отыгрывание». В результате ее тело изменилось. Руки стали холодными, даже лицо побледнело. Она отмети­ла: «Мое лицо прежде было более теплым. Я не по­мню, чтобы была когда-нибудь бледной. Люди часто го­ворили о моих розовых щеках. Я заметила, что руки стали тоньше. Я мало что чувствую ими теперь. Я пуга­юсь, обнаружив все это. Я привыкла думать, что была эмоциональным человеком».

Эти наблюдения подтверждают то, что параной­яльный пациент в глубине холоден, но это прикрыто маской гиперподвижности. Именно этим объясняется, почему объективные физиологические измерения при шизофрении часто бывают неокончательными. Итак, между подвижностью и телесным теплом существует оп­ределенная связь.

Гиперподвижность паранойяльного индивидуу­ма — это «убегание» из тела и из чувств. Он постоянно убегает или готовится убежать. Очень сильная тенден­ция взлететь (или влезть на стену) проявляется в опре­деленных физических позах. Поднятые плечи, будто го­товые поднять его от земли, напоминают о полете ис-


пуганной птички. Однако более важен недостаточный контакт с землей. Его импульсивность и безответствен­ное поведение говорят о том, что он не «стоит ногами на земле», другими словами, он «плохо заземлен».

Шизоид во многих случаях не чувствует себя го­товым, физически и эмоционально, стоять на собствен­ных ногах. В моей книге «Физическая динамика струк­туры характера»42. я провел аналогию с недозрелым пло­дом, что бы проиллюстрировать эту дилемму. Плод, ко­торый преждевременно оторвался от дерева, не спосо­бен с легкостью укорениться в земле самостоятельно. Человеческое существо в подобном положении будет стремиться к источнику силы — к матери. Бессознатель­ная тенденция будет толкать его к ней, он будет стре­миться к тому, чтобы его подобрали и сохранили. Он склонен взлететь, оторваться от земли и от независи­мости. Его конфликт можно изобразить диаграммой.

МАТЬ

ОТЧАЯНИЕ

ЗЕМЛЯ

Рисунок 14. «Подвешенность» шизоида

Путь вверх блокирован бессознательным чув­ством отчаяния. Поскольку в личности присутствует вы­тесненный младенец, шизоид отрицает страстное стрем-










Дата добавления: 2016-03-05; просмотров: 636;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.