ПОП-КУЛЬТУРА И ЭНДИ УОРХОЛ
Вскоре после Второй мировой войны появилось новое художественное проявление в искусстве модерна и пост-модерна. Теперь артисты фокусировались на создании себя как произведения искусства. К тому времени искусство глобальной цивилизации было установлено как сосредоточение артистов всех крупных городских центров всего мира: Токио, Нью-Йорк, Париж, Сан-Пауло, Сидней и Москва.
В 1960-е годы с подъёмом поп-культуры повсеместно появлялись новые артисты, наводняя средства массовой информации современного глобально-индустриального мира. Поп-культура держится на личностях, которые оказались способными преобразовать себя в своё собственное произведение искусства.
Например, с самого начала своей карьеры Элвис Пресли знал, что должен одеваться и вести себя определённым образом, чтобы проецировать конкретный образ. Это было очевидно в его ранней работе, до его призыва в армию. Позже, когда он вернулся из армии в 1968-69 году, он одевался исключительно в чёрную кожу, чтобы показать миру, что он по-прежнему был Элвисом. Его проекция была убедительной: это был Элвис - других не было. В поп-культуре личности всегда идиосинкразичны* - у вас не может быть двух Элвисов. В этот момент человеческой эволюции функция артиста и художника заключается в том, чтобы разрушить условности, выразить конкретное видение и спроецировать особый архетип.
Человеком, который действительно был пионером, овладел собой как формой искусства и, тем самым, переосмыслил, что значит быть художником, был Энди Уорхол - продуктивная фигура поп-культуры, который преодолел много барьеров медиа и традиционных художественных форм. Чем Пикассо был для первой половины XX века, тем для второй половины стал Уорхол. Уорхол применял знание из своей прошлой профессии, связанной с рекламой и общественной деятельностью, чтобы создавать современное искусство, вначале воспроизводя уже представленные образы из журналов и газет. Современная реклама и современное искусство всего лишь формируют образный ряд, приёмы масс-медиа, а также воздействуют на искусство при помощи масс- медиа и так далее. В 60-е годы Уорхол начал рисовать обыденные предметы массового производства, такие как банки от супов «Кемпбелл» и бутылки из-под кока-колы. Начиная с 1962 года, он занялся шелкографией, изображая известных людей: Мерилин Монро, Элвиса Пресли, Елизавету Ткачёву и Мика Джаггера.
Используя эту технику, Уорхол изменил американский ум и представление о культуре. Он смої использовать общеизвестные торговые марки, например, супы «Кемпбелл» и коробки «Брило», чтобы продемонстрировать слияние современного искусства с рекламой, и тем самым превратил скучный мир в священную обитель искусства. Путём повторения обычных, ежедневно используемых предметов он показал механическую природу мира и массового производства. Он использовал предметы потребления и обращал внимание на чарующих кинозвёзд, чтобы отобразить американский ум для американского ума.
Работа Уорхола также была связана с византийскими иконами - наиболее известной формой восточноевропейского искусства эпохи средневековья было изображение святых. Эти портреты, или иконы, имели чёткий стандарт и с лёгкостью повторялись в живописи, в мозаиках и витражах на протяжении многих поколений художников. Именно процесс повторения иконных образов соединяет этот формальный портрет византийской эпохи с легко воспроизводимыми поп-образами Уорхола.
Рассматривая Энди Уорхола как произведение искусства, вначале может показаться, что мы имеем дело с примитивной природой, тем не менее, он был художником с неиссякаемой энергией и вдохновением, и у него всегда, как казалось, не расходились слова с делами. Энди Уорхол является истинным проявлением того, как кто-то может взять свою эксцентричность и превратить её в типичный феномен. Недавно его имя было среди шести людей, кто заработал больше всего денег после своей смерти, и это доказало, что его послание до сих пор передаётся.
Уорхол непрерывно развивал и расширял форму своего искусства, открыв в Нью- Йорке в 1962 году свою арт-студию «Фабрика», где привлекал работников искусства
* Идиосинкразичный - своеобразный, отличительный. - прим. ред.
Путём повторения обычных, ежедневно используемых предметов Энди Уорхол показал механическую природу мира и массового производства.
для помощи в массовом производстве художественных снимков. «Фабрика» также служила для него киностудией, где он создал более 300 подпольных фильмов. Также он основал журнал «Интервью» и вёл дела электронной рок- группы «Вельветовое подполье». Тем не менее, при всех этих изменениях форм искусства, именно он сам оставался эволюционирующей формой искусства. Благодаря своей одежде, светлым волосам, подобным ломкой соломе, серебряным крыльям и безразмерным солнечным очкам, он был совершенным произведением искусства. Он поместил себя в центр матрицы искусства, и поэтому лучшие артисты и знаменитости хотели работать и быть рядом с ним.
Уорхол вырос в Пенсильвании в бедной семье иммигрантов. Он говорил, что его пристрастие к супам «Кемпбелл» возникло потому, что в детстве ему приходилось их есть каждый день. В его работе еда часто использовалась, как демонстрация уравновешивания и объединения. Сделав много снимков бутылок кока-колы, Уорхол сказал: «Кока - это кока, и не важно, насколько ты богат, ты можешь купить получше чем то, что пьёт за углом бездомная женщина».
При взгляде со стороны Уорхол и его искусство казались поверхностными, вращающимися вокруг потребительских образов, но также было хорошо известно, что у него была и глубоко духовная сторона, уходящая корнями в византийско-славянское католичество. Он часто посещал церковь Святого Викентия в Манхеттене. Пастор этой церкви подтверждал, что Уорхол бывает здесь почти каждый день, зажигает свечу, молится пятнадцать минут и уходит. Он также регулярно служил на общественных кухнях Нью-Йорка. Брат Уорхола описывает его как «по- истине религиозного человека, который, однако, не хотел, чтобы люди знали об этом, поскольку это было личное».
В 1980-х годах искусство Уорхола устремилось к религиозным темам, что подчёркивают некоторые из его последних монументальных снимков, основанных на «Тайной вечере» Леонардо да Винчи. Далее приведён фрагмент из надгробной речи Джона Ричардсона, произнесённой после смерти Уорхола в 1987 году:
«Я бы хотел вспомнить ту черту его характера, которую он прятал ото всех, кроме близких друзей, - его духовную сторону. Те из вас, кто знал его при обстоятельствах, противоположных от духовных, могут быть удивлены, что такая сторона существовала. Но она была, и это ключ к душе художника. Несмотря на то, что Энди часто воспринимали - с некоторой
долей справедливости - как пассивного наблюдателя, который никогда не демонстрировал свою веру другим людям... Он весьма гордился тем, что финансово помогал своим племянникам - студентам-священникам. Он регулярно помогал на общественных кухнях для бездомных голодных. Верю, Энди продолжал бы эту деятельность беспрерывно. Знание этой тайной набожности неуклонно изменяет наше восприятие художника, который шутил с миром, заставляя его верить, что его единственной страстью являются деньги, слава, популярность и что он может быть молодцом, печатая бессердечность. Никогда не судите Энди по внешнему облику...»
Дата добавления: 2016-03-05; просмотров: 504;