Эмоциональные состояния оператора

 

Эмоциональными называются состояния, вызван­ные переживанием человека его отношения к внешнему миру и самому себе и характеризуемые изменениями количественных и качественных параметров ответов на сигналы внешней среды. Таким образом, эмоцио­нальные состояния тесно связаны с индивидуальной семантической значимостью поступающей к человеку информации и являются как бы коррекцией, вносимой человеком в ответ, определяемой информационной структурой раздражителя. Например, можно устано­вить закономерное усиление эмоциональных состояний по мере возрастания цены решения. Показано, что при фиксированной цене решения имеется связь сте­пени эмоции от величины энтропии, остающейся к моменту необходимой выдачи решения. В соответствии с информационной теорией эмоций в данной ситуации имеет место недостаточность информации как эмогенный фактор [165].

Основными видами эмоциональных состояний являются эмоциональное возбуждение, эмоциональное напряжение и эмоциональная напряженность, высшей формой которой является эмоциональный стресс. Эти три вида эмоциональных состояний характеризуют соответственно состояния оперативного покоя, адекват­ной мобилизации и динамического рассогласования.

Под эмоциональным возбуждением понимают со­стояние, характеризующееся активацией различных функций организма, повышением готовности к различ­ным неожиданным действиям в ответ на эмоциогенные факторы, но преимущественно вне связи с каки­ми-либо целенаправленными волевыми актами.

Под эмоциональным напряжением понимают со­стояние, характеризуемое активацией различных функций организма в связи с конкретными волевыми актами, с выполнением активной целенаправленной деятельности или подготовкой к ней, а также с ожи­данием какой-либо опасности.

Стресс (повышенная напряженность) — эмоцио­нальное состояние, характеризующееся временным понижением устойчивости различных психических функций (памяти, внимания и др.), координации дви­жений и работоспособности. Стресс является весьма неблагоприятным состоянием, особенно для оператора.

В эмоциональном напряжении исключительное значение принадлежит его психическим компонентам. Это, в частности, подтверждается тем обстоятельством, что напряжение возникает у человека при попадании в трудные, экстремальные условия, возникающие при умственной и эмоциональной перегрузке, при смене стереотипа действий, условий работы, среды обитания, в случае появления реальной или мнимой угрозы для здоровья или жизни и зависит от особенностей лично­сти человека, его моральных, интеллектуальных и ха­рактерологических качеств.

Эмоциональное напряжение как один из основных видов психических состояний, возникающих в процес­се труда, сопровождается мобилизацией нервно-пси­хической деятельности (прежде всего перестройка анализаторных систем человека), направленной на под­держание тонуса организма и обеспечение оператив­ной готовности, что необходимо для нормального протекания трудового процесса в данных условиях.

Любая ответственная и опасная ситуация неиз­бежно вызывает эмоциональное напряжение. В пове­дении человека появляется общая собранность, повы­шается бдительность и осторожность, более четкими становятся действия, ускоряются процессы мышления, улучшается концентрация и переключение внимания, укорачивается период ответных реакций, усиливает­ся мышечный тонус, повышается физическая работоспособность и т. д. Происходят сложные вегетативно-со­матические и биохимические изменения: увеличивается выделение гормонов, улучшаются показатели сердечно­сосудистой деятельности, внешнего дыхания и т. п.

Эмоциональное напряжение входит составной ча­стью в сложный комплекс адаптации как приспособи­тельной реакции человека к внешней среде. Оно создает оптимальный уровень для психофизиологических процессов, что способствует наилучшему использова­нию ресурсов организма в соответствии с требовани­ями ситуации. Вместе с тем механизм эмоциональной стимуляции имеет предел, превышение которого сопро­вождается дезинтеграцией физиолого-биохимических процессов, нарушением психической деятельности и поведения человека. Именно превышение этого пре­дела и создает стресс.

Частые длительные отрицательные эмоции могут оказывать неблагоприятное влияние на общее функ­циональное состояние организма и отрицательно ска­зываться на состоянии здоровья человека, а также закрепляться в организме по принципу «застойного» состояния.

Состояние эмоционального напряжения операто­ров может протекать или с преобладанием процессов возбуждения, или с преобладанием тормозных реакций. В соответствии с этим выделяют две формы со­стояния эмоционального напряжения: возбудимый и тормозной типы. Тормозной тип эмоционального на­пряжения характеризуется скованностью, однообраз­ной позой, угловатостью и замедленностью движений, резким напряжением мимической мускулатуры, повы­шенной прикованностью внимания к основному доми­нирующему объекту с понижением порога восприятия других раздражителей. При этом обследованные опе­раторы не реагировали на слабые раздражители, не замечали действий окружающих.

Возбудимый тип эмоционального напряжения про­является в гиперреактивности, суетливости, многослов­ности, легкой отвлекаемости внимания, ускоренном течении процессов мышления, быстрой смене реше­ний в сочетании с поверхностной оценкой ситуации. В обращении с окружающими обнаруживаются эле­менты раздражительности, резкости, обидчивости и настороженности. У некоторых расторможенность про­текает в сочетании с неестественной веселостью при отсутствии контакта с окружающими. При работе на пультах управления возбуждение и расторможенность обнаруживались в непредусмотренных по обстановке действиях: при переключении рычагов управления, включении и выключении контрольных приборов, в частой перепроверке своих действий и т. п. Иногда у некоторых операторов состояние возбуждения, отме­чавшееся ранее, сменялось заторможенностью, пас­сивностью и сноподобным состоянием.

Возбудимые и тормозные формы эмоционального напряжения, как правило, сочетаются с различными вегетативно-сосудистыми реакциями: учащаются сер­дечные сокращения и дыхание, повышается кровяное давление, изменяется окраска лица (гиперемия, блед­ность), иногда появляется обильный пот, «гусиная кожа», ощущение сухости слизистых оболочек, жажда, чувство тяжести в области сердца, общая слабость и частые позывы к мочеиспусканию. В необычных и сложных ситуациях эмоциональное напряжение даже у опытных высококвалифицированных операторов иногда может достигать запредельных форм. Запре­дельные формы эмоционального напряжения обнару­живаются не только в поведении и поступках, которые приобретают в этот момент автоматический характер и слабо корригируются внешними влияниями, но и в различных степенях изменения психической (интеллектуальной) работоспособности.

Крайние степени запредельных форм эмоциональ­ного напряжения по своим проявлениям сходны с картиной нарушения психической деятельности. При этом часто ведущим расстройством является сужение объема внимания и диапазона движений вплоть до полного прекращения всякой деятельности.

К основным причинам, способствующим развитию запредельных форм эмоционального напряжения у операторов, относятся: психологическая неподготов­ленность к работе (отсутствие волевой установки, сла­бая тренированность, неуверенность в своих силах и в обслуживаемой технике и т. п.); физическое или пси­хическое утомление различного происхождения, предшествующее выполнению операторской деятельности; необычные условия обитания, отрицательно влияющие на трудовую активность оператора.

Эмоциональное напряжение оператора после вы­полнения высокоответственной работы, как правило, сопровождается психическим истощением (функцио­нальной астенией) различной выраженности. При этом отмечается слабость процессов возбуждения (однооб­разие позы, малая подвижность, безразличное "отноше­ние к делу и товарищам, пассивность, замедленность мышления и т. п.) или торможения (умеренно выражен­ное двигательное беспокойство, многословность, отсут­ствие глубины анализа в оценке событий и т. д.). Этот симптомокомплекс обычно наблюдался в течение 1—3ч (реже до суток), после чего появлялись жалобы на голов­ные боли, усталость, вялость, апатию, поверхностный сон, иногда с кошмарными сновидениями, нередко оператор­ской тематики. При обследовании отмечалось ухудше­ние памяти, затруднения в распределении и переклю­чении внимания, ошибки восприятия, эмоциональная неустойчивость. После сна часто имели место жалобы на тяжесть в голове, чувство разбитости, боли в мыш­цах конечностей. Однако по мере включения в работу ощущение недомогания у большей части операторов проходило, у меньшей отмечалось безразличное отно­шение к работе, снижение инициативы, медлительность. Особенно резко явления психического истоще­ния обнаруживаются у операторов после запредельных форм эмоционального напряжения. Для ликвидации этого состояния необходим более длительный отдых, а иногда и лечебные процедуры. Причем для операто­ров с ярко выраженными формами реакции утомле­ния необходимо проведение клинического и психофи­зиологического обследования.

Эмоциональное напряжение в нормальных формах помогает оператору в решении профессиональных задач, так как при этом происходит мобилизация ре­зервов организма. Длительные и сильные состояния эмоционального напряжения, наоборот, отрицательно сказываются на операторской деятельности (особенно при управлении системами, требующими высокого уровня умственной и двигательной активности), вплоть до появления нервно-эмоционального срыва. Такие резкие изменения состояния оператора в условиях напряженности представляют угрозу надежности си­стемы «человек— машина».

Состояние эмоционального напряжения в экстре­мальных условиях характеризуется изменением ряда объективных показателей (помимо психических, т. е. субъективных): вегетативных, мышечно-двигательных и биохимических.

При состоянии эмоционального напряжения про­исходят значительные изменения функций вегетатив­ной нервной системы, отражающиеся на сердечно­сосудистой системе, на показателях внешнего дыхания, на кожно-гальванической реакции, потоотделении и т. д. Для объективного изучения эмоционального напря­жения оператора в условиях реальной трудовой дея­тельности могут быть использованы биопотенциалы, генерируемые самыми различными тканями и орга­нами.

Измерение соответствующих биопотенциалов име­ет смысл только тогда, когда они хорошо изучены, а их отведение просто и доступно. Вследствие этого наибо­лее широко используются потенциалы сердца, мозга, скелетных мышц и кожи.

В настоящее время накоплен определенный опыт биологической телеметрии, которая, на наш взгляд, должна найти широкое применение при изучении эмоционального напряжения операторов. Биотелемет­рическая система, предназначенная для осуществления надежного и всестороннего медицинского контро­ля за состоянием основных физиологических функций организма человека, включает в себя: электроды и датчики, необходимые для сбора информации; усили­тельно-измерительные устройства для преобразования медико-биологических данных в электрические сиг­налы, пригодные для передачи по радиоканалу; ра­диоканал, включающий в себя миниатюрный радио­передатчик оператора и приемно-регистрирующую аппаратуру. С помощью биотелеметрической системы можно регистрировать и последовательно передавать несколько медленно изменяющихся параметров по од­ному радиоканалу (с помощью коммутатора) или одно­временно передавать несколько параметров, различа­ющихся по частотному спектру. Подробнее эти вопросы рассматривались в главе VII.

Наиболее простым и надежным показателем пси­хической напряженности является повышение напря­жения сердечно-сосудистой системы. Частота сердеч­ных сокращений и артериальное давление хорошо отражают динамику напряженных состояний. Важную роль в учащении сердечных сокращений и повышении систолического давления играет эмоциональный фак­тор. Уже в период повышенного внимания, ожидания событий, чувства тревоги и т. п. происходит изменение этих показателей. В моменты выраженного эмоциональ­ного напряжения частота сердечных сокращений мо­жет достигать 170—180 ударов в минуту, а величина систолического давления - 180— 190мм рт. ст. Особую роль играет увеличение вариативности ритма сердеч­ной деятельности. Этот показатель может служить хорошим, критерием эмоционального напряжения оператора [76].

Опыт радиоэлектрокардиографии показывает, что у здоровых лиц даже при наивысшем эмоциональном напряжении биотоки сердца не обнаруживают сдви­гов, сходных с патологическими. Поэтому при клинико-физиологической трактовке радиоэлектрокардиог­рамм в процессе работы операторов сохраняются обычные критерии.

При эмоциональной напряженности, вызванной-дефицитом времени, трудностью выполнения задания, помехами и т. д., частота дыхательных движений возрастает, доходя в отдельных случая до 40—60 движе­ний в минуту. Причем это учащение, как правило, со­провождается уменьшением глубины дыхания, а так­же укорочением фазы выдоха относительно фазы вдоха. Наиболее информативными являются следующие по­казатели: частота дыхательных движений, соотношение глубин вдоха и выдоха, амплитуда дыхательных волн, а также задержки (перебои) дыхания.

Чувствительным показателем вегетативных сдви­гов организма оператора, вызываемых эмоциональным напряжением, является кожно-гальваническая реакция (КГР). Процесс потоотделения посредством нервных и гуморальных путей тесным образом связан со многи­ми другими системами организма, и в разнообразных потоотделительных реакциях человека находят отраже­ние не только соотношение между уровнем теплопро­дукции и условиями охлаждения, но и состояние нерв­ной системы, акклиматизация к внешним условиям и т.д.

Среди других сдвигов вегетативного характера в состоянии эмоциональной напряженности операторов можно наблюдать изменение температуры разных участков кожи (увеличение или понижение в зависи­мости от характера раздражителя), увеличение коли­чества миганий глаз, измеряемых методом бесконтакт­ной регистрации.

Чувствительным показателем мышечного напря­жения является увеличение электрической активнос­ти неработающих мышц, выражающейся в амплитуд­ных и частотных изменениях потенциалов, отводимых от мышц шеи, мышц лба и предплечья.

Одной из типичных особенностей эмоционального напряжения является большой разброс данных, полу­чаемых при изучении моторных (и сенсорных) функ­ций. Этот факт позволяет в некоторых случаях отдиф­ференцировать состояние утомления от состояния эмоционального напряжения. Например, стойкое уве­личение латентного периода двигательной реакции, возникающее при утомлении, является достаточно точ­ным критерием для разграничения этих состояний.

В состоянии эмоционального напряжения у опе­ратора наблюдается нарушение дозировки усилий. У некоторых это выражается в мышечном напряжении, а у других — в мышечной слабости. В условиях эмоци­онального возбуждения при дефиците времени проис­ходит изменение дозировки усилия в сторону увеличе­ния, а у эмоционально неустойчивых лиц, кроме того, плавные движения заменяются резкими. Непроизволь­ное напряжение мышц фиксируется с помощью меха­нических регистраторов и тензодатчиков, вмонтирован­ных в рычаги управления.

Применение спектрального анализа записей био­потенциалов мозга позволяет установить корреляцию между эмоциональным возбуждением и ритмами коры головного мозга. Запись электроэнцефалограмм при эмоциональном напряжении характеризуется увеличе­нием амплитуды тета-ритма («ритм напряжения») с частотой 4—6 Гц.

Показателями ЭЭГ в настоящее время можно поль­зоваться только при моделировании эмоций в лабора­торных условиях. Снятие биопотенциалов в реальных условиях трудовой деятельности операторов затрудня­ется из-за необходимости экранизации человека, диф­ференциации тета-ритма от помех, вызываемых мы­шечным напряжением в состоянии активности, и т. п.

 








Дата добавления: 2016-03-05; просмотров: 741;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.01 сек.