Наиболее распространенные наркотические сред-ства и психотропные вещества естественного происхождения.
§ 3.1.1. Опиоиды (мак опийный, маковая солома, концентрат маковой соломы, отвар маковой соломы («кокнар»), опий, ацетилиро-ванный опий).
Мак опийный |
Китайское название опиума «o-fu-yung» и его модификации «ya-pien» и «opien» - арабской этимологии.
В Библии на древнееврейском языке упоминается сок мака. Так, в нескольких отрывках Ветхого Завета можно встретить слово «рщш», - «голова», что одновременно может означать и головку мака, а слово «мерщш» - «сок головок». В Талмуде (собрании религиозно-этических и правовых положений, сложившихся в IV-V веках до н. э.), содержащем донаучные сведения по медицине, есть одна ссылка на опиум, выраженная словом греческой этимологии - «ophion» (сродни греческому - opium). В санскрите и санскритской литературе первого тысячелетия нашей эры ссылок на опиум не обнаружено. Они появляются гораздо позже, во времена Великих Моголов (1526–1856). Тогда же появляются слово «khash-khash», которым обозначают семена мака, и слово «khash-khasharasa» - сок мака.
В этих словах нетрудно узнать современное слово «hashish»- гашиш. Американский историк Д. Мачт, в работе которого приведены эти данные (1915), считает, что в средние века в Индии часто путали слова, обозначавшие наркотический опиум и индийскую коноплю (гашиш).
В современном санскритском лексиконе есть слова - синонимы опиума. Это - «aphena», т.е. пена, пенистое образование, и «ahi-phena» - ядовитая пена.
Мак снотворный (P. somniferum L.) из семейства маковых (Papaveracea) известен как лекарственное растение со времен глубокой древности. Обнаружение маковых семян и маковых коробочек при археологических раскопках вблизи Боденского озера в Северной Европе дало историкам основание считать, что плантации мака могут относиться к позднему Бронзовому веку. Древнейшие следы мака найдены на территории современной Швейцарии в свайных постройках.
Ранние письменные свидетельства о целенаправленном употреблении опиатов обнаружены на глиняных (датируемых V веком до н.э.) плитках шумеров, населявших Нижнюю Месопотамию (территория современного Ирака), которые оставили потомкам рекомендации по приготовлению и употреблению опиума и многих других наркотиков растительного происхождения. Опиум они называли «гиль» что означает «радость».
Первым эмпирическим знакомством человека с одурманивающими свойствами мака могло быть случайное вдыхание дыма при сжигании растения. Геродот (V век до н. э.), сообщая о быте скифского племени массагетов (северное побережье Каспийского моря), говорил: «Они садились вокруг дерева, бросали в разводимый костер какие-то плоды и опьянялись дымом от этих плодов, как эллины опьяняются вином».
С древнейших времен человечеству известно наркотическое, успокаивающее и снотворное действие мака. Тремя коробочками мака увенчана голова статуи богини исцеления минойской культуры (III век до н. э.). Головка мака фигурирует также во многих мифах Древней Греции как символ забвения боли, мук, страданий (oblivionem doloris).
Засохший млечный сок надрезанных коробочек мака - опий (опиум) - по-видимому, применяли уже в микенскую эпоху (XIV-XII века до н. э.). Британский египтолог Р. Томпсон в 1924 г. сообщил о фактах сбора и медицинского использования опиума, упоминаемых в древнеегипетских рукописях VII века до н. э. Он привел текст следующего содержания: «Ранним утром старая женщина, мальчики и девочки собирали сок на разрезах (маковых капсул) небольшой железной ложечкой и затем переносили его в горшочек для пищи». Позже жители Вавилона принесли в Персию и Египет знания о лечебных свойствах мака.
Опиум использовался в медицинских целях также греками. Этот народ, кроме исторических данных, оставил об опиуме множество легенд. Великий Гомер в «Одиссее» говорит о том, как прекрасная Елена, жена царя Менелая, подала Телемаку, сыну Одиссея, который прибыл в их дворец, разыскивая своего отца, кубок с напитком называемым «непентес». По-видимому, «непентес», заставляющий забыть боль и горе, это самый настоящий опиум.
Имеются упоминания об опиуме и его действии в книгах Геродота, Аристотеля и Плиния.
Народы критской цивилизации возводили статуи богини мака и, поклоняясь ей, украшали ее голову надрезанными маковыми головками, из которых вытекал «чудотворный» сок.
В восьмом веке арабы расширили границы выращивания мака от Малой Азии до Индии и Китая Они считали мак священным растением, которое открывает врата рая тем, кто его употребляет.
В конце XII века крестоносцы привезли с Ближнего Востока опиум, который использовали как в медицинских, так и некоторых других целях.
Дата добавления: 2016-03-04; просмотров: 1379;