ИСКУССТВО ЭЛЛИНСКОЙ АНТИЧНОСТИ.
Древнегреческая литература
Древнегреческая литература – древнейшая из литератур Европы. Предпосылка ее появления – греческая мифология. Особенно много мифов и сказаний было о походах греков на Трою. Большие работы, которые были проведены в новое время, подтвердили древние сказания о походе греков на Трою около 1200 г. до Р.Х. Были найдены развалины Трои микенского времени. Она была окружена большой каменной стеной и вела торговлю со многими странами.
На основе сказаний об этом походе греков на Трою в VI в. до Р.Х. Гомером были написаны замечательные произведения «Илиада» и «Одиссея». Эти произведения вошли в сокровищницу мировой культуры. Они и сегодня являются величайшими литературными произведениями и переведены практически на все языки мира.
Многие греки знали обе поэмы Гомера наизусть. Грек, не знавший «Илиады» и «Одиссеи», не считался культурным человеком.
Название «Илиада» происходит от имени Илион. Так греки называли Трою. В «Илиаде» красочно описываются события десятого года войны между греками и троянцами. Длительная неудачная осада Трои подорвала боевой дух воинов. Чтобы подбодрить их, вожди собрали народное собрание. Шумная толпа заполнила площадь военного лагеря. На собрании простой воин Терсит смело обвинил вождей в том, что они виноваты в неудачах и забирают себе всю добычу. Он призвал греков вернуться домой. Одиссей, царь Итаки, жестоко избил Терсита и заставил его замолчать. Угрозами и насмешками вожди уговорили воинов продолжать осаду Трои...
Вновь начались бои у стен Трои. Лучшим воином среди греков считался могучий и «быстроногий» Ахилл, вождь одного из греческих племен. Самым сильным и смелым из троянцев был Гектор. В «Илиаде» описывается поединок между ними в гибель Гектора. В поэме рассказывается, что в сражение вмешались боги. Одни из них помогали грекам, другие – троянцам. Бог кузнечного дела Гефест изготовил доспехи Ахиллу.
Ахилл копьем поразил Гектора, привязал тело троянца к колеснице и погнал коней в лагерь торжествующих греков. В бою погиб друг Ахилла Патрокл. Греки сложили бревна для огромного костра, сверху положили тело убитого. Затем зарезали и бросили в костер много быков, овец, лошадей. Ахилл сам убил 12 пленных юношей-троянцев. Гомер пишет, что «Ахилл совершил нехорошее дело». Подожгли костер, а когда он догорел, сложили кости Патрокла в золотую урну и насыпали над ней высокий холм. В честь погибшего Ахилл устроил игры – состязания в гонках колесниц, беге, кулачном бою, метании диска, копья, стрельба из лука. Победители щедро награждались.
«Илиада» заканчивается описанием похорон Патрокла и Гектора. О конце троянской войны сообщают сказания которые не вошли в поэму Гомера.
Гибель Трои. После похорон Патрокла и Гектора погиб и Ахилл. Когда он был ребенком, мать выкупала его в подземной реке. Тело Ахилла стало неиязвимым, кроме пятки, за которую его держала мать. Он и умер от отравленной стрелы, которая попала ему в пятку. Отсюда и происходит выражение «ахиллесова пята», что значит «уязвимое место». Чтобы овладеть Троей, греки, по совету хитрого Одиссея, соорудили огромного деревянного коня. Внутри коня спрятались воины, остальное войско скрылось на ближайшем острове. Троянцы приняли коня за дар греков богам и втащили его в город. Ночью воины вышли из коня, открыли ворота. Греческое войско вернулось с острова и ворвалось в город. Так пала Троя. Выражение «троянский конь» означает дар, опасный для того, кто его получает. В другой поэме Гомера «Одиссея» рассказывается о приключениях Одиссея и его спутников при возвращении их из Трои на остроы Итаку.
…Вот они приплыли к острову, где жили циклопы. Одиссей вместе с двенадцатью товарищами входят в пещеру, где жил циклоп Полифен.
Полифен съедает шесть спутников Одиссея. Опьянив циклопа, Одиссей пронзает ему глаз и потом убегает из пещеры людоеда. Полифен призывает своего отца, бога Посейдона, отмстить за него Одиссею.
Бурею корабль Одиссея приносит к острову Цирцеи. Волшебница превращает в свиней его спутников, но Одиссей преодолел ее чары и убедил возвратить человеческий облик его спутникам. Год живет Одиссей у Цирцеи. Он просит чтобы она возвратила ег на родину. Цирцея повелевает ему прежде всего посетить царство мертвых, царство Аида, и узнать о своей судьбе. Одиссей посещает царство мертвых, беседует с тенью своей матери и предсказателя Тиресия. Затем он возвращается на остров Цирцеи. Она описывает опасности, которые ему предстоят, но Одиссей покидает остров. По сути встреча с Сиренами, плавание между Сциллой и Харибдой, затем корабль гибнет и вместе с ним все спутники Одиссея. Спасается один Одиссей и попадает на остров доброго царя Алкиноя, рассказывает ему свою историю и тот доставляет его на родной остров Итаку.
В это вемя женихи «атакуют» жену Одиссея Пенелопу, надеясь получить ее руку и царский трон. Афина возвращает на осторов сына Одиссея Телемаха. Он и Пенелопа обдумывают, как убить женихов и вернуть свое царство. Пенелопа объявляет женихам, что отдаст свою руку тому кто победит в стельбе из лука Одиссея. Пенелопа приносит лук, и женихи напрасно пытаются натянуть его. Одиссей же стреляет из лука и попадает в цель. Вместе с Телемахом они убивают всех женихов. Родственники женихов, узнав о смерти, восстали и пошли войной против Одиссея. Но дальнейший бой прерывает Афина и заключает между жителями Итаки мир. «…Скоро потом меж царем и народом союз укрепила светлая дочь громовержца Афина Паллада…»
Так заканчивается поэма Гомера «Одиссея». Обе его поэмы принадлежат к величайшим произведениям литературы. Наивысшего расцвета греческая литература достигла под эгидой культурного первенства Афин в V в. До Р.Х. во времена правления Перикла. Начиная с 443 г. До Р.Х. народное собрание в течении 15 лет избирало Перикла на высшую должность стратега, и он до конца жизни управлял Афинским государством. Центральное место в афинской литературе V в. Занимала драма. Ведущий жанр – трагедия.
Творчество трех великих эллинов трагиков, Эсхила (525-456 гг. до Р.Х.), Софокл (497-406 гг. до Р.Х.), Еврипида (480-406 гг. до Р.Х.), знаменует собой последовательные этапы истории афинской демократии.
"Отец" трагедии Эсхил - автор более 90 трагедий (сохранилось только семь). Эсхил в трагедии «Персы» красочно описал победу афинской демократии над восточным деспотизмом, торжество демократии над традициями родового строя. Особую известность получила его трагедия "Прикованный Прометей".
Один из самых замечательных трагических писателей Греции - Софокл. В основе его трагедий, как и Эсхила, лежит представление о том, что мир и судьбы людей управляются божественными силами. Знакомство с трагедией Софокла "Царь Эдил" позволяет наглядно представить себе, как понимали греки трагедию.
...В основе сюжета трагедии лежит миф об Эдипе. Будущему царю Эдипу еще до его рождения было предсказано, что он убьет своего отца и женится на матери. Сразу после рождения отец и мать, чтобы не сбылось предсказание, отправили ребенка в лес, где он должен бил бы погибнуть. Но раб пожалел Эдипа и спас его от смерти. Эдип попал к царю соседнего царства и воспитывался им как родной сын. Когда Эдип стал взрослым, он отправился путешествовать. Во время путешествия на пути встретил коляску с царем. Они поссорились и дело дошло до боя, в котором Эдип убил этого царя. Им оказался отец Эдипа. Между тем Эдип продолжал путь, убил дракона и тем самым освободил город. В награду он получил царство и руку царицы, которая недавно поверяла мужа. Царица эта была его матерью. Таким образом, помимо воли людей сбылось предсказание. Судьба оказалась сильнее намерении и желаний людей...
Другая, не менее известная трагедия Софокла - "Антигона".
...Два брата убили друг друга на поединке. Но так как один из них привел на родную землю врагов, царь запретил под страхом смерти хоронить его. Сестра убитого не побоялась и похоронила брата. Разгневанный царь приказал похоронить девушку заживо в гробницу. Мудрый слепец предсказывает, что царя ждет отмщение за нарушение обычаев и жестокость. Царь решает освободить дочь, но она уже умерла...
Драму интриги, основанную на господстве "случая", создает Еврипид. Этим самым он предопределил идеи и литературные формы позднейшей античной литературы. За глубину осознания злободневных общественно-моральных, проблем своего временя Еврипид был прозван "философом сцены". Из всех греческих трагиков он оказал наибольшее воздействие на европейскую драматургию нового времени. Древнегреческая трагедия достигла мирового значения благодаря своему гуманистическому пафосу, героике содержания, величию образов. Она охватывала своим воспитательным воздействием всех свободных граждан полиса.
Другой литературный жанр, получивший широкое развитие в Греции, - комедия. Слово "комедия" значит "песни веселых поселян". Но ошибочно было бы думать, что комедия создавалась лишь для того, чтобы веселить зрителей (хотя и это само по себе необходимо). Эллины прекрасно понимали, что смех есть мощное средство преодоления недостатков жизни, показа и осуждения мошенников, лгунов, тиранов и т.д. Смех – чисто человеческое свойство. Можно соглашаться с Аристотелем, который в трактате о душе писал: "Из всех живых существ только человеку свойственен смех". Одним из основателей греческой комедии был Аристофан (446 г. до Р.Х.). В комедиях Аристофана ("Осы", "Всадники" и др.) дается сатира на тех, кто разрушал афинскую демократию. У Еврипида преобладали темы бытового реализма (хвастливый воин, шут, шарлатан, лекарь и т.п.)
В VI -V вв. появляется повествовательная проза: описание путешествий, историография, бытовой и исторический рассказ. Яркая фигура такого рассказа – раб Эзоп, герой бытового жанра. Согласно преданию, он составитель философских и житейских басен (первых греческих анекдотов).
5.2. Архитектура и скульптура
Расцвет архитектуры и скульптуры приходится на V век до Р.Х., на время правителя Перикла.
Красивейшим городом греки считали Афины. Они говорил: « Да ты чурбан, если не видел Афин! Если видел и не пришел в восторг, - ты соня, а если добровольно покинул, - ты верблюд!"
Для отдыха и бесед они строили портики. Сначала эхо были простые навесы, поддерживаемые деревянными столбами. Они укрывали от лучей южного солнца, но не мешали ветру освежать людей. Затем вместо деревянных столбов стали ставить колонны из камня, часто из мрамора. Использовались два вида колонн. Мощные колонны, как бы выраставшие прямо из каменного пола, и вверху простая плита назывались дорическими. Более стройные колонны имели вверху нарядные завитки, напоминающие изогнутые рога барана. Такие колонны назывались ионическими, их сравнивали о фигурой изящной женщины.
Греческие архитекторы широко использовали колонны и портики в строительстве общественных зданий, храмов. В храмах хранилась государственная казна. Около них торжественно проводились главные праздники города. Храм - "жилище бога" - был в форме прямоугольника. Со всех сторон его окружали портики. Крыша была двускатной, на узких сторонах храма она вместе с карнизом образовывала треугольник - фронтон. Чтобы выделить храм от остальных зданий, его строили на высоком фундаменте.
Древние историки шутя говорили, что в Афинах больше статуй чем людей. Статуи стояли не только в храмах, но также и на улицах и площадях. Скульптуры вырезали из дерева, высекали из мрамора, отливали из бронзы. Греки научились прекрасно передавать движения людей: их изображали бегущими, бросающими диск или копье.
И богов, и героев, и своих современников скульпторы изображали красивыми людьми, со стройным телом и правильными чертами лица. Они хотели показать в своих произведениях, какими должны быть люди. Если человек был некрасивым, эллины считали это ошибкой природы и говорили, что искусство должно ошибку исправить.
В отличие от общественных зданий жилища греков были скромными. Но их любили украшать вазами и небольшими статуэтками из обожженной глины. Формы ваз были самые разнообразные. Художники рисовали на вазах сцены из жизни, из поэм Гомера, сцены трагедий и комедий.
Дата добавления: 2016-02-13; просмотров: 1037;