ПРОВЕДЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ УПРАЖНЕНИЙ С МУЗЫКАЛЬНЫМ СОПРОВОЖДЕНИЕМ
Ходьба. Для ходьбы обычно подбирается музыкальный материал двух- и четырехдольного размеров: марши, польки, песенные мелодии и другие подобные им по темпу и ритму произведения.
Подсчет ведется, как правило, по четвертям.
Команда. Для остановки движения подается команда «Группа» — на 1-й счет; «СТОЙ!» — на 5-й счет последней фразы музыкального периода.
Бег.Для бега также используется музыкальный материал двух-и четырехдольного размеров: галоп, полька, песенные мелодии и другие подобные им по темпу и ритму музыкальные произведения.
Подсчет. В зависимости от конкретного музыкального произведения и темпа его исполнения подсчет можно вести и по четвертям и по восьмым.
Команда. Обычно бег заканчивается не остановкой, а ходьбой. Для перехода с бега на шаг и наоборот подаются команды «Шагом» («Бегом»)—на 1-й счет: «МАРШ!» — на 7-й счет последней фразы музыкального периода.
Подскоки.Для проведения подскоков чаще всего пользуются музыкальными произведениями двух- и четырехдольного размеров: полька, галоп, танцевальные и песенные мелодии.
Подсчет. В большинстве случаев счет ведется по четвертям, реже — по восьмым.
Команда. Подскоки рекомендуется заканчивать ходьбой (чаще всего на месте). Для перехода с подскоков на ходьбу подается команда: «На месте» — на 1-й или 5-й счет; «Шагом» — на 7-й и «МАРШ!» — на 8-й счет последней фразы музыкального предложения или периода.
Разновидности передвижений и упражнения на ходу. Как бы ни были разнообразны упражнения на ходу, музыкальный материал следует подбирать исходя из способов передвижения. Это будут такие же произведения, как для ходьбы, бега, подскоков.
Подсчет. В зависимости от способа передвижения группы, содержания упражнений и конкретного музыкального произведения подсчет следует максимально варьировать: по восьмым, четвертям, половинам и по тактам.
Команда. Для начала упражнений на ходу подаются команды «Упражнение начи-НАЙ!» или «МАРШ!» — в зависимости от того, что будет выполняться после команды. Команда «Упражнение начинай!» подается так: «Упражнение» — на 1-й, «начи» — на 5-й, «НАЙ!» и «МАРШ!» — на 7-й счет последней фразы музыкального периода. Для окончания упражнений подаются команды «Обычным шагом — марш!», а также в зависимости от того, какие упражнения предшествовали команде. Команда «Обычным шагом — марш!» подается: «Обычным шагом (бегом)» — на 1-й счет, «шагом» — на 2-й и «МАРШ!» — на 7-й счет последней фразы музыкального периода. Команда «Шагом (или бегом) — МАРШ!» подается так же, как при беге.
Танцевальные движения. Для танцевальных движений используются разнообразные музыкальные произведения: вальс, полька, галоп, мазурка, народные и современные танцевальные мелодии.
Подсчет. При обучении занимающихся какому-либо танцевальному ходу или фигуре счет следует вести на каждое движение. Например, переменный шаг и шаг польки состоят из четырех движений. Один переменный шаг сочетается с одним тактом двухдольного размера. Следовательно, счет нужно вести по восьмым: «раз» — «и» — «два» — «и». Шаг вальса и большой шаг мазурки состоят из трех движений и занимают один такт трехдольного размера. Следовательно, счет нужно вести по четвертям: «раз», «два», «три».
Команда. Если танцевальное движение заканчивается ходьбой (а после галопа это желательно), то подается команда «Шагом —■ МАРШ!». Для прекращения танцевального движения подается команда «СТОЙ!» с последним счетом последней фразы музыкального периода.
ОРУ можно проводить под музыку любого размера.
С позиции выбора музыкального материала все ОРУ можно разделить на две группы. В одну из них входят такие, в которых все фазы движений равноценны. Преимущественно это упражнения на силу: сгибание и разгибание рук в упоре лежа, приседания, поднимание ног в седе, медленные наклоны назад и т. п. Для та-
ких упражнении можно пользоваться музыкальным материалом любого размера, предпочитая трехдольный (вальс). Трехдольный размер особенно рекомендуется для плавных упражнений, составленных на несколько счетов (кружение туловища, наклоны назад и т. п.), при выполнении которых желательно сохранять равномерную плавность движений. В музыке двухдольного размера слишком контрастны сильные и слабые доли такта. Это вынуждает занимающихся непроизвольно расчленять неделимое целостное движение на два. В трехдольном размере контрасты между сильными и слабыми долями менее выражены, что способствует выполнению движений в заданном характере.
Другую группу составляют упражнения, в которых явно выражены две фазы, фаза основного действия, для выполнения которого должны быть приложены значительные усилия, и фаза возвращения в исходное положение. Преимущественно это упражнения для развития гибкости: взмахи ногами, рывковые движения руками и т. п. Для таких упражнений лучше всего подходит музыка двух- и четырехдольного размеров. Причем фаза основных действий должна совпадать с сильной долей такта. В данном случае музыкальный акцент вызывает более энергичные действия занимающихся. В зависимости от нужного темпа и особенностей му-фзыкального произведения двух- или четырехдольного размера счет можно вести по четвертям, по половинам, иногда по восьмым. При исполнении произведений трехдольного размера типа вальса счет обычно ведется по тактам и совпадает с сильными долями.
Вольные упражнения. При подборе музыкального материала для вольных упражнений нужно исходить прежде всего из их назначения. Одни композиции вольных упражнений предназначаются для массовых показательных выступлений, другие могут служить контрольно-отборочными нормативами, а третьи являются одним из видов произвольной программы на соревнованиях. Наибольшую сложность представляет выбор музыки для произвольных вольных упражнений.
Правилами соревнований предусмотрены ограничения по времени, а также специальные требования к содержанию и композиции упражнений. Кроме того, необходимо учитывать индивидуальные особенности исполнителей (наклонности, способности, возможности).
В зависимости от конкретных условий можно воспользоваться одним из следующих вариантов решения этой проблемы:
— сделать купюры в выбранном музыкальном произведении, пропуская те его части, которые мало соответствуют характеру задуманной композиции вольных упражнений;
— создать компиляцию из различных музыкальных произведений одного или нескольких авторов;
— сделать обработку выбранной темы или вариации на тему;
— на готовую композицию вольных упражнений написать новую музыку.
Дата добавления: 2016-03-04; просмотров: 866;