Внешний облик и манеры
Посредством воплощения внутренних переживаний и доведения до автоматизма исполнения множества повторяющихся движений наша душа становится незримым скульптором своего тела, изнутри формирующим его внешний облик. Душа является субъектом, а тело – её предикатом, к которому она относится как к себе самой. В этом смысле тело – это сформированная при её непосредственном участии собственность души. Это её храм, в формах и линиях которого она овнешняет своё идеальное содержание. Воплотившись в теле, душа даёт возможность почувствовать себя другим людям. Проступание души через тело есть то, что составляет внешний облик человека и его манеры.
Человек может иметь прекрасную природную фактуру: рост, фигуру, черты лица, но при этом он может быть тщедушной личностью, что накладывает свой отпечаток на его облик. В результате при, казалось бы, прекрасных природных данных человек тем не менее не представляет собой внешне что-либо интересное и значительное. И наоборот, у человека могут быть не очень яркие природные данные: невысокий рост, грубые черты лица, нескладная фигура, но внутреннее богатство его души делает его облик приятным и притягательным. Поэтому и в языке существуют такие близкие по предмету, но различные по смыслу слова: лицо и мордашка, красота и смазливость. Слова лицо и красота подчеркивают духовное богатство человека, проступающее в его облике, тогда как слова мордашка и смазливость характеризуют лишь удачные природные данные.
Переход к сознанию.В утвердившемся в душе чувстве самого себе человек обретает первый корень своего Я. Поскольку этот корень непосредственно слит с его телом, индивид посредством данного чувства отделяет себя от окружающего мира. Он начинает находить самого себя в своей противоположности к внешнему миру. Соответственно, на смену непосредственной чувственной слитости с окружающим миром приходит отношение их противоположности, из которого рождается сознание человека.
ТЕМА 10. Сознание
Первым (душевным) корнем индивидуального Я каждого человека является его чувство самого себя. Это чувство имеет телесную природу и проявляет себя по формуле: Я есть то, что я в себе ощущаю, а то, что я в себе ощущаю, то и есть моё Я. Оно как мост связывает наше идеальное Я с каждым органом тела, с каждой его клеткой. Соответственно, всё то, что выходит за пределы чувства самого себя и, следовательно, за пределы моего тела, то уже не есть Я или, выражаясь иначе, есть не-Я. Поэтому, когда я говорю о себе "Я", то при этом подразумеваю сразу две вещи: во-первых, что "Я есть", а во-вторых, что "Я есть" по отношению к "не-Я", к окружающему миру.
В силу образовавшейся противоположности окружающий мир становится неким чуждым по отношению к нам объектом, а мы сами в лице своего идеального Я становимся столь же чуждыми по отношению к нему (к миру) субъектами. В результате окружающий нас мир оказывается расположенным как бы за пределами нашего зарождающегося сознательного Я, из-за чего у нас на первых порах даже возникает иллюзия, что мы и противостоящий нам мир чужды друг другу. Но именно образование данной противоположности является условием возникновения и развития сознания человека.
Чтобы преодолеть образовавшуюся противоположность, наше сознательное Я должно создать свою собственную связь с внешним миром, отличную от той, которая присуща душе. Для того, чтобы ощущения предметов внешнего мира стали также достоянием нашего сознательного Я, оно должно обработать их под себя, ввести их в свои собственные формы: а) обратить на ощущаемый предмет своё внимание, б) сохранить его образ в своём представлении, в) присвоить ему имя и т.д. Только действуя таким активным, созидательным образом, наше Я способно наполнить себя собственным содержанием – знаниями и через это стать подлинным сознанием.
Такая созидательная деятельность нашего Я называется познанием. В ходе познания мы производим знания об окружающем мире, которыми наполняем самих себя, своё сознание. Знания становятся собственным содержанием нашего Я, благодаря которым оно делается сознательным. Познание, следовательно, – это способ существования нашего сознания. Вне, помимо деятельности познания, сознания не существует. Сознание производит знания и состоит из них: со-знание, con-sciences.
Структура сознания.
Отношение противоположности человека к внешнему миру даёт первую форму сознания – сознание как таковое или Я.
Отношение противоположности нашего Я к самому себе даёт вторую форму сознания – самосознание: Я – Я.
Отношение противоположности нашего Я к своему собственному содержанию – наполняющим его знаниям, даёт третью форму сознания – разум.
Дата добавления: 2016-02-11; просмотров: 736;