Применение права как деятельность по обеспечению реализации права
Применение права - государственно-властная, организующая деятельности компетентных субъектов по обеспечению реализации права путем вынесения индивидуальных правовых предписаний.
Признаки правоприменения.
1. Применение права – это не нормы, акты, органы, какое-либо иное правовое средство. Это специфическая правовая деятельность, наряду с иными видами такой деятельности: правотворчеством, толкованием, реализацией.
2. Применение - государственно-властная деятельность. Это не деятельность по толкованию, разъяснению, вынесению рекомендаций. Это властная деятельность, результаты которой носят обязательный характер. Причем правоприменительная деятельность осуществляется от имени государства. В этом ее сходство с правотворчеством и официальным толкованием.
3. Это деятельность осуществляемая не любым субъектом, а лишь компетентными субъектами, наделенными властными полномочиями. Длительное время в литературе господствовала точка зрения, что правопримененние осуществляется исключительно государственными органами (или по уполномочению государства иными органами). В современных условиях положение изменилось. Правоприменительной деятельностью в соответствии с действующим законодательством занимаются и органы местного самоуправления (не входящими в структуру механизма государства) и даже работодатель. Поэтому при характеристике субъектов правоприменения мы используем термин «компетентные субъекты».
4. Это деятельность, осуществляемая в особом, установленном законом порядке (процессуальном порядке). В силу важности, значимости применения в правовом регулировании его порядок нормативно урегулирован. Причем, наиболее сложные формы правоприменения (например, судебная деятельность) объединены в комплекс норм, составляющих самостоятельную отрасль права (уголовно-процессуальное, гражданское процессуальное право).
5. Применение – это деятельность по рассмотрению конкретного юридически значимого дела. Таковыми являются привлечение виновного к уголовной ответственности, рассмотрение судами имущественных споров, прием на работу, регистрация брака и т.д.).
6. Правоприменительная деятельность заканчивается принятием специального индивидуального государственно-властного правового акта – правоприменительного акта (акта применения права).
В литературе широкое распространение получила концепция , согласно которой применение - одна из форм реализации наряду с соблюдением, исполнением и использованием. Однако подобная трактовка представляется ошибочной, ибо не отражает сущности и назначения правоприменительной деятельности в правовом регулировании.
Остановимся на природе и необходимости правоприменения. Когда же появляется необходимость в применении права?
1. Оно необходимо в случае, когда без правоприменения не могут возникнуть правоотношения, не может определиться их содержание. Так, без приказа работодателя не может возникнуть трудовое правоотношение, без регистрации брака – брачно-семейное правоотношение. В данном случае правоприменительный акт играет роль специфического юридического факта. Однако его значение не сводится лишь к формальному «включению» в действие юридической нормы. Здесь правопрменительный акт выступает как средство индивидуального государственно-властного регулирования. Поскольку норма права – одинаковый масштаб к неодинаковым субъектам, для ее реализации необходима самостоятельная государственно-властная деятельность компетентных органов по уточнению, конкретизации общих нормативных предписаний применительно к конкретному субъекту и случаю. Следовательно, путем правоприменения государство подключается к процессу реализации правовых норм. И здесь роль применения чрезвычайно велика.
2. Применение необходимо и на стадии реализации субъективных прав и юридических обязанностей. В частности, оно необходимо, когда имеются затруднения в использовании прав. Подобное возможно в случае возникновения спора о праве. В правовом регулировании имеют место ситуации, когда субъекты, имея равные субъективные права, спорят об их содержании, объеме. Такое возможно в споре по воспитанию детей, при разделе совместно нажитого имущества, в иных имущественных спорах. В этих случаях компетентный орган в правоприменительном решении властно определяет пределы субъективных прав, «меру возможного поведения» сторон правоотношения, которые затем подлежат реализации.
3. Правоприменение необходимо и в случае нарушения (неисполнения) юридической обязанности. В этом случае компетентный орган властно определяет меру юридической ответственности правонарушителя, восстанавливает нарушенное право, принуждает к исполнению юридической обязанности.
Как видим, правоприменение не является формой реализации. Реализация предполагает деятельность по претворению идей, планов, норм в жизнь в собственном интересе. Именно так действует субъект в процессе исполнения, соблюдения либо использования своих прав или обязанностей. Правоприменитель же действует в чужом интересе. Его деятельность направлена на то, чтобы обеспечить практическую реализацию прав и обязанностей иных субъектов права на различных стадиях правового регулирования. Поэтому применение следует трактовать не как собственно реализацию, а как специфическую деятельность по обеспечению реализации правовых предписаний. По сути, это специфическая государственно-властная правовая деятельность, обеспечивающая «жизнь» права. Без нее функционирование права невозможно. Именно наличие правоприменительной деятельности вызвало к жизни специальную юридическую деятельность профессионалов-юристов. Ведь работа судей, следователей, нотариусов, работников прокуратуры , административных органов – правоприменительная деятельность.
Безусловно, правоприменитель осуществляет свою деятельность в рамках права, то есть проводит реализацию норм. Однако он так же, как и иные субъекты при этом, реализует конкретные процессуальные нормы: либо обязывающую (тогда он реализует норму в форме исполнения), либо запрещающую (реализация в форме соблюдения), либо управомачивающую (использование). То есть процесс применения представляет собой систему последовательно осуществляемых различных форм реализации, заканчивающуюся принятием правоприменительного акта. Его принятие (а следовательно, и само применение ), является одновременно и правом, и обязанностью субъекта правоприменения. Следовательно, и с формально юридической стороны правоприменение нецелесообразно трактовать как форму реализации (пусть даже и как «специфическую»).
Дата добавления: 2016-02-24; просмотров: 482;