ПЕРВОБЫТНООБЩИННЫЙ СТРОЙ. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В ДРЕВНОСТИ 2 страница

специальных горнах руда восстанавливалась - доводилась до

тестообразного состояния, а потом эти так называемые

"крицы" обрабатывались кузнецами.

 

Хорошо обстояло дело и с сырьем для гончарного ремесла: по

берегам рек залегали разнообразные глины, качество которых

было хорошо известно мастерам. Из них изготавливалась как

грубая кухонная посуда, так и красивая столовая.

 

Вполне были обеспечены сырьем и такие ремесла, как

кожевенное и ткацкое, в которых восточные славяне достигли

большого мастерства. Гораздо хуже было с сырьем для

ювелирного ремесла. Ближайшее месторождение серебра

находилось на территории Волжской Булгарии. Сырьем служили

и монеты, которые поступали в результате обмена с

Востоком.

 

Рассуждая о древнейшем ремесле, надо иметь в виду

следующее. Отделившееся от земледелия ремесло, прежде чем

стать ферментом, разлагающим доклассовые отношения,

проходит стадию общинного ремесла, существующего в недрах

общины и удовлетворяющего общинные нужды.

Восточнославянское ремесло VIII-IX вв. носило общинный

характер. На поселениях восточных славян, которые есть все

основания считать родовыми поселками, археологи находят

ремесленные мастерские. Обнаружены также целые поселения

ремесленников, занятых, например, металлургией. И

ремесленные мастерские на территории поселений, и поселки

ремесленников соответствуют стадии общинного ремесла.

 

В древнейший период зарождается и торговля, развитие

которой связано со становлением путей сообщения. Наиболее

устойчивые пути сообщения складываются на основе

крупнейших речных систем. Одним из важнейших был путь из

варяг в греки. Из варяжского (Балтийского) моря по Неве

шли в Ладожское озеро, затем по Волхову в Ильменское озеро

и далее по Ловати к волоковым путям на Днепр. По Днепру

выходили в Черное море и плыли в далекий Царьград. Одно из

ответвлений этого пути пролегало к Западной Двине,

начинавшееся от волока между Ловатью и Днепром. Путь от

Днепра на Западную Двину шел из района Смоленска по реке

Каспле. По нему можно было идти на север и на запад - в

Прибалтику.

 

Одним из древнейших был Волжский путь, который вел в

Булгарию и далее по Каспийскому морю в арабские страны.

Были и сухопутные пути, по которым двигались торговые

люди. Источники называют сухопутный путь из Киева на запад

через Владимир, Червень на Краков и далее в Чехию.

Сухопутной дорогой Киев был связан и с Прикарпатьем, где

добывали соль.

 

С древнейших времен основным предметом восточнославянского

экспорта были предметы промыслов: мех, воск, мед и др. В

большом количестве вывозились рабы - добыча в бесчисленных

войнах. Ввозились предметы роскоши: дорогие материи,

украшения, вина и т.д.

 

Язычество древних славян

 

Религией восточных славян было язычество. Истоки его лежат

за много тысячелетий до начала нашей эры, а отголоски

сохраняются до наших дней. Идеи некоторых исследователей

прошлого о том, что восточнославянское язычество было

бедной, бесцветной религией, должны быть ныне оставлены. В

восточнославянском язычестве можно обнаружить все те

стадии, которые были свойственны и другим языческим

культам, существовавшим у других народов. Древнейший пласт

- поклонение предметам и явлениям ближайшего окружения,

которые были вплетены в жизнедеятельность человека. До

нашего времени дошли источники, свидетельствующие о

поклонении древних славян таким предметам и явлениям. Это

так называемые фетишизм и анимизм. Отголосками таких,

верований было поклонение, например, камням, деревьям,

рощам. Культ каменных фетишей очень древний. Объектом

поклонения были не только деревья, но и лес. Распространен

был и тотемизм - это вера в происхождение человеческого

рода от какого-либо вида животных. Наряду с почитанием

дуба днепровские славяне, например, поклонялись священным

животным - диким кабанам-вепрям. Вопрос о тотемическом

культе у восточных славян довольно сложен. Возможно, что в

ряде случаев мы сталкиваемся о трансформацией тотемизма в

культ предков в образе животных. Архаические пласты

русских народных сказок свидетельствуют о существовании

тотемизма у восточных славян.

 

Разновидностью культа предков в облике животных является

оборотничество. Так, в русских былинах Вольга охотится в

образе сокола, обращается в муравья. Русская сказка широко

использует мотив превращения прекрасной девушки-невесты в

лебедя, утку, лягушку. Отрыв духа-"двойника" от объекта,

которому он присущ, наряду с тотемизмом порождает веру в

души мертвых а также культ предков. Невидимые духи - души

предков и родичей, двойники фетишизируемых предметов и

явлений, объекты тотемического культа постепенно

"населяют" окружающий древнего славянина мир. Уже не сам

предмет является объектом почитания. Поклонение относится

к живущему в нем духу, демону. Не сам предмет, а именно

дух (демон) оказывает положительное или отрицательное

влияние на ход событий и на судьбы людей. Язычество

восходит на новую ступень - стадию полидемонизма. Духи,

первоначально представлявшие однородную массу,

обособляются. Прежде всего, по месту обитания, становясь

"хозяином места". В водной стихии жили водяные и берегини,

лес был царством лешего или лесовика, а на полях в высокой

траве живут полевики. В жилище "хозяин" домовой -

маленький горбатенький старикашка.

 

Демонические верования приближали восточных славян к

следующему этапу - политеизму, т.е. вере в богов. Среди

богов, которые были известны на Руси, выделяется Перун -

бог грозы, молнии и грома. Верили также в Волоса или

Велеса - бога скота, торговли и богатства. Культ его очень

древний. Были еще Дажбог и Хорс - различные ипостаси

солнечного божества. Стрибог - бог ветра, вихря и вьюги.

Мокошь, судя по всему, земная супруга громовержца -

Перуна, которая ведет свое начало от "матери сырой земли".

В древнерусское время она - богиня плодородия, воды,

впоследствии покровительница женских работ и девичьей

судьбы.

 

Наконец, Симаргл-единственное зооморфное существо пантеона

древнерусских богов (священный крылатый пес, возможно,

иранского происхождения). Симаргл является божеством

низшего порядка, которое охраняло семена и посевы.

 

Сдвиги в восточнославянском обществе, о которых речь ниже,

привели к языческим реформам. Археологические изыскания в

Киеве свидетельствуют о том, что языческое капище с идолом

Перуна, первоначально располагавшееся в пределах городских

укреплений, переносится на место, доступное всем

прибывающим в землю полян. Таким образом, Киев, будучи

политической столицей, превращается и в религиозный центр.

На роль главного божества всех восточных славян

выдвигается Перун. Однако в 980 г. предпринимается новая

религиозная реформа - сооружается языческий пантеон из

известных нам уже божеств. "Поставление кумиров" -

идеологическая акция, с помощью которой киевский князь

надеялся удержать власть над покоренными племенами.

 

Древнерусское язычество было настолько распространено, что

Древняя Русь и после принятия христианства в

мировоззренческом отношении и в практических действиях

являла собой языческое общество с формальным

существованием в нем элементов христианской веры и культа.

Большинство языческих верований и обычаев продолжали

соблюдаться без или с малым привнесением в них

христианских норм и в последующее время.

 

II. КИЕВСКАЯ РУСЬ

 

 

От племенного союза к союзу союзов племен

 

 

Дальнейшее развитие общественных отношений у восточных

славян приводило к формированию новых социальных

организмов: союз образовывали племена, которые сами уже

входили в племенной союз. Политическая организация таких

суперсоюзов ("союзов союзов", "сверхсоюзов") заключала в

себе ростки государственности уже в гораздо большей

степени, чем предшествующие племенные союзы. Один из таких

ранних союзов, который включал в себя разноэтничные

племена, возник на северо-западе Восточной Европы.

 

Летописец повествует о том, что чудь, славяне, кривичи и

весь обратились к жителям Скандинавского полуострова -

варягам, как их называли на Руси: "Земля наша велика и

обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть

нами". По приглашению прибыли три князя: Рюрик, Синеус и

Трувор со своими родами. Рюрик сел в Новгороде, Синеус -

на Белоозере, а Трувор - в Изборске. В XVIII в. из этого

летописного сообщения выросла целая "норманская проблема",

которая на протяжении последующих двух столетий зачастую

становилась объектом ожесточенной идеологической борьбы,

позволяла одним, прежде всего зарубежным, авторам отрицать

полностью способность восточных славян к созданию

собственной государственности, а другим - пренебрегать

ролью варягов в отечественной истории. Современные научные

данные показывают, что игнорировать деятельность варяжских

отрядов на Руси так же ошибочно, как и преувеличивать их

значение. Оказав значительное влияние на становление

княжеской власти, развитие культуры, варяги не принесли на

Русь государственности, которая зарождалась в недрах

древнерусского общества и прошла долгий путь развития.

 

Другой суперсоюз сформировался в Среднем Поднепровье. Во

главе его были поляне, территориальным же ядром была

"Русская земля" - треугольник, ограниченный Киевом,

Черниговом и Переяславлем. Причиной образования этого

суперсоюза, как, впрочем, и других суперсоюзов, была

внешняя опасность, необходимость борьбы с внешними врагами

- хазарами, печенегами, варягами. Процесс объединения

союзов племен в Поднепровье начался еще до прихода

иноземных князей. Однако появление здесь в 882 г.

родственника Рюрика князя Олега стало дополнительным

стимулом развития этого предгосударственного образования.

Олег покоряет древлян, северян и радимичей - соседние

союэы племен. Росла и ширилась "лоскутная империя

Рюриковичей". Части ее были скроены весьма непрочно, и уже

преемнику Олега Игорю пришлось вновь покорять древлян. В

945 г. взяв с древлян дань, с небольшой дружиной он

вернулся вновь. Тогда древляне убили его, а древлянский

князь Мал отправил к вдове киевского князя Ольге сватов.

Последняя жестоко отомстила за гибель своего мужа. Столица

древлян город Искоростень был сожжен, многие древляне

убиты и обращены в рабство.

 

Так, в основном силой оружия (хотя не исключен был и

мирный путь) рос суперсоюз с центром в "мати градом

русским" - Киеве. Но завоевание окрестных племен - дело

отнюдь не одних князей с их дружинами, а и рядовых полян,

объединенных в ополчение. Это и понятно - отношения Киева

с покоренными соседями в основном сводились к сбору даней,

которые шли не только князю и его окружению, но и всей

полянской общине.

 

Укрепление суперсоюэа привело к активизации внешней

политики и торговли. Русские торговые фактории появляются

на территории могущественной Византийской империи. Но

торговлей дело не ограничивалось - уже Олег совершил поход

на далекий, манящий своими богатствами Царьград и достиг

своей цели - взял великий город. Менее удачным был поход

Игоря. Ольга же побывала в Византии с "дружественным

визитом". Однако ее сын Святослас вел напряженную борьбу с

сильным соседом. Военные походы занимали все время этого

воинственного князя. Он разгромил Хазарский каганат, нанес

поражение народам Северного Кавказа ("ясов победи и

касогов"), а затем пошел на Дунай, где и вступил в борьбу

с Византией. Но Византия - мастер дипломатических интриг -

сумела использовать против Руси кочевников - печенегов,

которые впервые упоминаются в русской летописи под 915 г.

Возвращаясь домой, Святослав пал от рук печенегов.

 

Киевский князь Святослав, подолгу находясь вдали от дома,

назначил вместо себя наместником в Киеве старшего сына

Ярополка, в землю древлян посадил второго сына - Олега, а

младшего - Владимира взяли себе новгородцы, решившие

"вскормить" себе князя. Именно Владимиру суждено было

победить в кровавой междоусобице, разгоревшейся после

смерти Святослава. Время правления Владимира - во многом

переломное в истории Киевской Руси, когда причудливо

переплеталось старое и еще только зарождавшееся новое. Для

того чтобы понять суть тех сдвигов, которые начинаются в

это время в древнерусском обществе, надо обратить внимание

на такое интереснейшее явление, как древнерусский город.

Города возникают в VIII-IХ вв. как центры племен и союзов

племен, выполнявшие различные социальные функции. Они были

средоточиями ремесла и торговли, но все-таки важнейшими

были политическая и оборонительная функции, в них

находились главные религиозные святыни и кладбища

("капища" и "требища"). В основе социального устройства

городов лежала община. Древнейшие города и возникали в

результате общинного синойкизма - слияния нескольких

общинных поселений. Уже от древнейшего периода до нас

дошли сведения о высоком статусе города, о

правительственных функциях русских городов - Киева,

Чернигова, Новгорода, Полоцка и др. В IX-Х вв. городская

община была еще родовой, так как и само общество

переживало высший этап развития родоплеменного строя. Не

случайно в летописях "город" древнейшей поры идентичен

"роду". В конце X-начале XI вв. происходит перестройка

общества на территориальных началах, родовую общину

сменяет территориальная. Процесс этот нашел отражение и в

истории городской общины, которая сама становится

территориальной, формируется кончанско-сотенная система.

Параллельно шел рост городской округи - растут и крепнут

города-государства.

 

Крещение Руси

 

Начало этого процесса приходится на время правления князя

Владимира, во многом продолжавшего политику своих

предшественников (воевал дважды с вятичами, затем с

радимичами). Но подспудно, изнутри, прежние политические

отношения разрушались. Явственно это сказалось в акте

крещения Руси. Владимир, его окружение и полянская община

стремились остановить расползание суперсоюза. С этой целью

предпринимается ряд мер идеологического характера:

устраивается за городом большое языческое капище, затем

создается знаменитый языческий пантеон. Все эти меры

должны были символизировать единство суперсоюза,

объединявшего союзы племен Восточной Европы - боги в

киевский пантеон свозились изо всех земель. Однако

остановить ход исторического процесса было невозможно -

союз продолжал расползаться. Именно тогда князь Владимир

обратил свой взор к христианству - религии, в которой

момент централизации, монотеизма является главенствующим.

В Киеве христианство вводилось безболезненно с согласия

народного собрания - веча, но в других землях оно

навязывалось силой. Вот почему вплоть до конца "киевского

периода" нашей истории можно говорить о том, что

христианство лишь скользило по поверхности общества, не

затрагивая основ древнерусской жизни. Даже появление

первых русских святых не показатель глубокого

проникновения христианства в ткань жизни Руси Х-XII вв.

 

Первыми церковью были канонизированы князья Борис и Глеб,

павшие в кровавой междоусобной борьбе, которая разгорелась

после смерти Владимира. На киевском столе сел его старший

сын Святополк. За убийство братьев он получил прозвище

"Окаянный". Княжившему в Новгороде Ярославу удалось

разгромить его, изгнать за пределы Руси и сесть на

"златотканом" киевском столе.

 

Ярослав и Ярославичи

 

Во время правления Ярослава суперсоюз еще сохранялся,

но"процесс" роста городов-государств все больше давал о

себе знать. Его отразило и знаменитое летописное

"Завещание" Ярослава 1054 г. Он поручил старшему сыну

Изяславу Киев, Святославу дал Чернигов, а Всеволоду -

Переяславль. Не должно обманывать то, что речь идет о

князьях. Историки установили, что появление князя в той

или иной земле - свидетельство вызревания местного

земства, развития территориальных связей и формирования

государств-земель. К исходу XI в. складывание городских

волостей (городов-государств) на Руси, происходившее на

основе местных сил, приняло рельефные формы и проявилось в

борьбе между волостями. Первоначально усилия возникавших

городов-государств были направлены на борьбу с Киевом.

Ярославичи, которые прежде выступали своего рода

триумвиратом, разодрались между собой. В 70-е годы

вспыхнула борьба, в которой участвовали уже и внуки

Ярослава. Ситуация осложнялась постоянным вмешательством

внешней силы - новой волны кочевников - половцев. В 1068

г. Ярославичи потерпели от нкх поражение на реке Альте.

Ситуация становилась угрожающей. В 1097 г. в г.Любече

состоялся княжеский съезд - "снем". Князья на нем решили:

"Кождо да держить отчину свою". Решение "снема" касалось

лишь "Русской земли" и зависимых от нее территорий; к тому

же делились не земли, а лишь власть над ними. Но

разделение власти без существования самих земель как

политических единиц невозможно. Отсюда вывод:

договоренность князей в Любече зафиксировала то, что стало

фактором исторической действительности - распад суперсоюза

на города-государства.

 

Изяслав был убит в битве, князем в Киеве стал Всеволод, а

после его смерти вокняжился непопулярный Святополк. Когда

он умер, киевляне призвали на княжение Владимира Мономаха.

Однако ни Мономах (1113-1125), ни его сын Мстислав

Владимирович (1125-1132) не могли воспрепятствовать

дальнейшему росту городов-государств.

 

Города-государства Древней Руси

 

Что же из себя представляли эти социальные организмы? Ядро

города-государства XI-XII вв. составлял старейший город -

прежнее средоточие союза племен или крупного племени.

Старейшим городам подчинялись пригороды, зависимое

положение которых отражено в самом названии "пригород".

Вполне вероятно, что зависимость пригородов от старших

городов была следствием колонизации, освоения периферийных

земель из старшего города, который выступал как своего

рода метрополия.

 

Основным органом самоуправления старейшей городской общины

было вече - народное собрание всех свободных жителей

города. Решению веча главной городской общины должны были

подчиняться жители пригородов. "Новгородцы бо изначала и

Смоляне и Кияне и Полочане и вся власти яко на думу на

веча сходятся. На что же стареишие сдумають, на том же

пригороди стануть". На вече в главном городе сходился и

сельский люд из окрестных мест. Прибывали сюда и делегаты

из пригородов. Полномочия веча были очень широкими,

собравшееся на вече "людье" решало самые разнообразные

вопросы. Вообще, и на вече и вне его древнерусские люди,

т.е. демократическая масса городского и сельского

населения, составляли действенную политическую силу. Народ

в Древней Руси принимал активное участие как в приглашении

князей на княжение, так и в смещении их со "стола".

Следует, однако, иметь в виду, что князь и община в этот

период отнюдь не были антагонистами. Князь был необходимым

элементом социальнополитической структуры древнерусских

городов-госу дарств. Вот почему летописцы так тщателыно и

с такой тревогой фиксировали все периоды безкняжья.

Князья, стремясь установить более тесный контакт с

городской общиной, широко практиковали устройство пиров и

дарений, что способствовало росту их популярности.

Древнерусский князь, являясь одним из важнейших звеньев

волостной администрации, жил в главном городе земли. В

своих ратных делах он опирался на дружину, верхний слой

которой составляли бояре. Бояре, служилые люди при князе,

занимали одновременно важные посты в администрации

городской общины, получали в кормление волости. Однако

костяк военной мощи каждой городской волости составляла не

дружина, а "вои" - волостное ополчение, в которое входили

свободные граждане главного города, пригородов и сельской

местности. Свободное население было поголовно вооружено и

в совокупности составляло "тысячу", в свою очередь

состоявшую из сотен - более мелких

территориально-административных образований и вместе с тем

военных единиц. Главный город не мыслился без "области",

"волости" т.е. без пригородов и сел. Город и волость

находились в единстве друг с другом, составляя одно

территориальное целое. Отсюда понятны названия "Киевская

волость", "Черниговская волость", "Смоленская волость" и

т.п. Эти волости - города-государства имели свои

государственные границы: "сумежья", "межи", "рубежи",

часто упоминаемые летописью. Город был тесно связан с

волостью в экономическом, военно-политическом, культурном

и религиозном огношеннях. Христианская церковь, заменив

языческих жрецов, нашла себе место в этом социальном

организме. Она контролировалась городскими и сельскими

общинами не только в низших, но и в высших своих звеньях:

даже высшие церковные иерархи избирались на вече. Волости

как отдельные государственные образования в силу присущей

им суверенности "правили" посольства друг к другу. Кроме

того, главные города-государства направляли послов и в

зарубежные страны.

 

Следует иметь в виду: взаимоотношения городов и пригородов

в рамках системы города-государства не оставались

неизменными. Между старшими городами и пригородами нередко

возникали конфликты. Более того, заметно стремление

пригородов к обособлению. Часто это приводило к разложению

прежних волостей-государств на новые более мелкие. К

такому обособлению, преследующему цель формирования

самостоятельных городов-государств, толкала сама

социально-политическая организация древнерусского общества

с присущей ей непосредственной демократией, выражавшейся в

непосредственном участии народа в деятельности народных

вечевых собраний - верховного органа власти

города-государства.

 

Социально-экономические отношения XI-XII вв.

 

Социально-политическая организация дневнерусских

городов-государств базировалась на соответствующих

социально-экономических отношениях. Советские историки и

археологи окончательно подтвердили те выводы, которые

некоторые исследователи сделали уже в начале века - о

земледельческом характере хозяйства Древней Руси. Вернее

сказать, древнерусская экономика основывалась на

комплексном развитии земледелия, скотоводства и

разнообразных промыслов, основными из которых были охота,

рыболовство и бортничество - добыча меда диких пчел. Этот

тезис сейчас никем не оспаривается. Гораздо более спорным

является вопрос о характере землевладения в древнерусский

период. Еще в 30-е годы был выдвинут тезис о господстве

крупного феодального землевладения, начиная чуть ли не с

IX в. Согласно воззрениям школы Б.Д.Грекова, феодализм,

постоянно развиваясь в Киевской Руси в XI-XII вв.,

приводит к феодальной раздробленности. Однако уже в 50-х

годах ученым стало ясно, что, опираясь на исторические

источники, доказать раннее развитие крупного феодального

землевладения на Руси невозможно. Л.В.Черепнин наиболее

полно постарался обосновать гипотезу о верховной

феодальной собственности в Древней Руси. По его мнению,

уже первые известные нам русские князья были верховными,

собственниками всей русской территории на феодальном

праве, а дани, которые они собирали с подвластного

населения, были не контрибуцией, платой за мир, а

феодальной рентой. Никакими теоретическими и

конкретно-историческими данными доказать такой путь

развития Руси невозможно. Уже в первой половине 70-х годов

была выдвинута никем еще не опровергнутая гипотеза о

преобладании в Киевской Руси общинной собственности на

землю (И.Я.Фроянов). Это, конечно, не значит, что крупного

землевладения в Древней Руси не было совсем. Вотчина

существовала, и в ней работали различные категории

зависимого населения (это челядь и холопы, общей чертой

которых было их рабское положение). Другие категории

населения находились на стадии переходной: они двигались

или от свободы к рабству или от рабской зависимости к

освобождению. Таковыми были закупы, изгои, рядовичи.

Вызывавшие много споров в историографии смерды делились на

"внутренних" и "внешних". Первые - это посаженные на землю

пленные, сходные с рабами фиска (т.е. государства)

Западной Европы эпохи средневековья. "Внешние" смерды -

покоренные племена, платившие дань. Таким образом

население, которое работало в вотчине, было еще не

феодально-зависимым. Но главное - эти вотчины были

островками в море свободного общинного землевладения. Русь

IX-XII вв., по мнению И.Я.Фроянова, переживала период

перехода отродоплеменных отношений к раннеклассовым,

период, который можно определить как "дофеодальный",

сходный с тем, который выделил на материалах Западной

Европы советский медиевист А.И.Неусыхин. Древнерусская

знать благоденствовала за счет всякого рода внеземельных

доходов - даней, полюдья, кормлений. В социальных

отношениях было много архаических черт, пережиточных

явлений: сохранялась кровная месть, наряду со многими

пережиточными чертами в семейно-брачных отношениях

господствовала большая семья.

 

Все это нашло отражение в древнейшем своде законов Руси -

Русской Правде. Под этим названием известны три памятника:

"Краткая Правда" - древнейшая, "Пространная", которая

относится ко второй половине XII в., и "Сокращенная",

основанная как на Пространной, так и на некоторых не

дошедших до нас законодательных актах более раннего

времени. В свою очередь Краткая Правда делится на Правду

Ярослава (около 1016 г.), Правду Ярославичей (вторая

половина XI в.) и дополнительные статьи. Пространная

Правда, как считают некоторые исследователи, была

составлена в начале XIII в. на основе Краткой с

добавлением ряда статей. Такова принятая на настоящий день

периодизация древнейшего русского законодательства. В нем

явственно предстает перед нами община - "мир".

 

"Червоная" (Галицко-Волынская) Русь

 

Суперсоюз распался на города-государства во главе с

городами Новгородом, Полоцком, Смоленском, Киевом,

Черниговом, Переяславлем. На юго-западе находились

Галицкая и Волынская земли. Города-государства

формировались здесь в рамках племенных территорий бужан -

волынян, хорватов, тиверцев и уличей. То была обширная

область, простиравшаяся от Побужья до бассейна реки Сан.








Дата добавления: 2016-02-24; просмотров: 576;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.157 сек.