Генетические виды динамики ландшафтных комплексов
Видимые, точнее, поддающиеся нашему исследованию проявления динамики ландшафтов вызваны суммой многих слагаемых, но из числа последних всегда можно выделить ведущий фактор и уже по нему различать генетические виды динамики ландшафта.
Выделим здесь 6 генетических видов динамики ландшафтных комплексов.
1. Спонтанная динамика - динамика саморазвития, протекающая в силу внутренних причин, без влияния внешних факторов.
Пример спонтанной динамики - зарастание озер, превращение их сначала в низинное, затем в переходное болото, наконец, формирование верхового сфагнового болота с атмосферным питанием, возникновение в нем грядово-мочажинных комплексов и настоящих озер с торфянистыми берегами.
К спонтанной динамике относятся многолетние сукцессии, возникающие на гарях в еловой тайге. Гарь первоначально захватывается быстрорастущими и светолюбивыми березой и осиной; через некоторое время под их пологом появляется ель, формируется смешанное елово-березовое насаждение; достигнув верхнего яруса, ель создает густое затенение и окончательно вытесняет березу с осиной.
Обращаясь к спонтанной динамике, не следует забывать, что спонтанная динамика протекает на фоне других генетических видов динамики, вызванных внешними по отношению к ландшафту факторами.
2. Климатогенная динамика обусловлена колебаниями климата различной продолжительности. Анализ изменений чисел Вольфа (пятнообразовательной деятельности Солнца) показывает, что за последние 230 лет наблюдалось почти три вековых цикла, осложняемых внутривековыми колебаниями продолжительностью 9 -14 лет (Кукушкина В. П., Шевнин А. П., 1982). Вековые и более продолжительные климатические ритмы предстают перед нами в форме направленной динамики.
3. Тектогенная динамика вызвана неотектоническими движениями. Подобно климату, в неотектонических движениях прослеживаются ясно выраженные циклы продолжительностью от нескольких лет до многих миллионов лет. Под влиянием неотектоники на земной поверхности совершается непрерывный процесс всеобщей трансформации ландшафтов.
На платформенных равнинах, где скорость современных движений невелика - на Русской равнине от 1 - 2 до 10 - 12 мм в год. Геотектонические движения учитываются при долгосрочном прогнозировании развития ландшафтов и при строительстве долговременных промышленных объектов.
4. Геоморфологическая динамика, обусловленна как самими формами рельефа (динамика склонов), так и экзогенными рельефообразующими процессами - водной и ветровой эрозией, абразией и. т. д.
5. Биогенная динамика, связана с деятельностью животных как компонента ландшафтных комплексов. Следует различать два вида биогенной динамики: циклическую динамику и динамику функционирования. Циклическая динамика обусловлена колебаниями численности популяций с чередованием подъемов и спадов через определенные интервалы от нескольких лет до десяти и более.
В период массового размножения некоторые виды могут оказывать существенное воздействие на функционирование и даже само существование отдельных ландшафтных комплексов. Так, размножение в огромных количествах (без строгой периодичности) дубовой листовертки, непарного и кольчатого шелкопряда и других насекомых вредителей леса не раз вызывало усыхание дубрав в лесостепной зоне. В годы увеличения численности мышевидных грызунов повреждаются многолетние злаки с их дерновинами, вызывая тем самым образование в степях зоогенных перелогов.
У некоторых млекопитающих Арктики и Субарктики колебание численности происходит с такой строгой повторяемостью, что не составляет труда прогнозировать величину популяций на несколько лет вперед. По наблюдениям на Аляске, плотность популяции леммингов колеблется с периодичностью 3 - 5 лет, с различиями численности пиков и спадов в 100 раз и более.
Особенно разностороннее и выразительное воздействие на динамику ландшафта оказывают некоторые группы животных, такие как речные бобры и грызуны - норники. Бобры известны как рубщики леса и строители прудов-плотин на речках. Что касается грызунов - норников и их роли в динамике степных и пустынных ландшафтов, то вот несколько впечатляющих примеров. В пустынях Северного Прикаспия только число нор малого суслика составляет в среднем 500 - 600 и даже 1000 на 1 га. Суслики ежегодно перемещают в верхний слой солончаковых солонцов 24 кг/га легкорастворимых солей, 58 кг/га кальция, 10 кг/га алюминия, 8 кг/га серы (Абатуров Б. Д., 1980). Способствуя накоплению в поверхностных слоях солонцовых почв гипса и карбонатов, суслики препятствуют развитию солонцового процесса, а в черноземах и каштановых почвах противостоят выщелачиванию карбонатов. В луговой Стрелецкой степи под Курском слепыши выносят в корнеобитаемый слой почвы количество кальция, соизмеримое с его количеством, изымаемом ежегодно растительностью (Злотин Р. И., Ходашова К. С., 1974).
6. Антропогенная динамика вызвана деятельностью человека. Создание культурных ландшафтов - посевов, садов, лесокультур, прудов и водохранилищ, пастьба скота сопровождаются активизацией многих динамических процессов, ведущих к образованию сопутствующих, в большинстве своем акультурных ландшафтов — оврагов, оползней, вторичных солончаков на орошаемых землях, развеваемых песков. Сложные динамические явления развертываются на отвалах и терриконах, возникающих в местах добычи полезных ископаемых. Человек является вольным или невольным источником сукцессионных динамических явлений во многих современных ландшафтах Земли.
У карьерно-отвальных комплексов фаза ускоренного (революционного) развития совпадает с временем антропогенной аккумуляция - насыпки отвалов из вскрышных пород. Замедленная (эволюционная) фаза начинается с ускоренного этапа: на протяжении первых 16 - 20 лет происходит усадка и стабилизация отвалов, биоценозы претерпевают ряд коротких сукцессионных смен. Замедленный этап эволюционной фазы развития отвалов характеризуется резким ослаблением геоморфологических процессов, прекращением сукцессионной динамики и формированием устойчивых биоценозов, сходных с зональными.
У водохранилищ ускоренная (революционная) фаза развитии приходится на момент его заполнения. Ускоренный этап эволюционной фазы на крупных водохранилищах длится 26 - 40 лет и знаменуется активной перестройкой береговой полосы, становлением на мелководьях новых группировок гидрофильной высшей разительности, «цветением» воды из-за массового раз-вития сине-зелёных водорослей, сменой преобладающих видов в ихтиофауне. С наступлением замедленного этапа эволюционной фазы геоморфологические процессы в береговой полосе ослабевают, стабилизируются растительность и животный мир.
Дата добавления: 2016-02-24; просмотров: 721;