ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ
Цель такого исследования - получить полную информацию о субъекте преступления и субъективной стороне, о конкретных причинах преступления, которые проявляются через преступные установки и преступное поведение данной личности.
Объективно процесс реконструкции на предварительном следствии представляется в виде движения во времени от события преступления к полной реконструкции этого события и личности субъекта, его совершившего, через познание (поиск), анализ и синтез информации, которая собирается в ходе реконструкции.
Все сведения, получаемые в ходе следствия, можно разделить на две категории:
1) материальные следы - объективная информация о событии преступления и личности преступника, которая может быть исследована и идентифицирована естественнонаучными методами;
2) “идеальные следы” - т.е. информация о событии преступления и личности преступника, которая была воспринята в свое время живыми людьми и которую они могли воспроизвести на допросе. Юридическая психология исследует преимущественно закономерности образования, хранения и воспроизведения следов второй категории.
Процесс познания начинается с получения следователем необходимой информации о предмете исследования с помощью органов чувств. Данная информация подвергается логической обработке, а полученные выводы - проверке практикой. Однако объектами чувственного восприятия являются при расследовании преступлений не сами устанавливаемые события или деяния, а их отображения, остающиеся в сознании людей и на различных материальных объектах ( следы преступника, изменения, вызванные его действиями в окружающей обстановке и т.д.). Что касается полной картины преступления, то она во всех случаях воссоздается опосредованным путем ( создание системы доказательств, составление “схемы убийства”)
Второй этап в деятельности следователя характеризуется получением информации путем общения и реализуется с помощью коммуникативных структур. В следственной практике общение носит конфликтный, рефлексивный характер.
Процесс познания истины при расследовании преступлений, как и в области научного познания, начинается с выдвижения (построения) гипотезы - следственной версии, воссоздающей предположительную картину исследуемого явления. Выдвинутые версии подвергаются тщательной проверке. В этих целях вырабатывается целый комплекс мероприятий, необходимых для получения фактических данных - судебных доказательств, на основе которых можно было бы сделать обоснованный вывод, какая из выдвинутых версий соответствует действительности (т.е. составляется план расследования), а после их осуществления (собирания и проверки доказательств) производится оценка полученных судебных доказательств.
Расследуя уголовное дело, следователь в процессе реконструкции события преступления имеет дело с несколькими системами:
объективная система предметов, их свойств и отношений;
система, отражающая вещи, предметы, их свойства и отношения в закодированном виде: техническая документация, проектно-сметная документация и т.д.
Процесс расследования уголовного дела можно рассматривать как ряд следственных ситуаций, которые должен решать следователь.
Понятие “следственная ситуация” является частным случаем используемого в психологии термина “задача”, в которой есть цель, поставленная в определенных условиях, и отсутствуют очевидные способы ее достижения. Поведение следователя - это последовательный выбор вариантов действий в ограниченных законом рамках.
Следственная ситуация - это динамическая информационная система , элементами которой являются существенные признаки и свойства обстоятельств, имеющих значение по уголовному делу, связи и отношения между ними, а также между участниками процесса расследования, наступившие или предполагаемые результаты действий сторон. Построение модели следственной ситуации - не только получение информации, но и ее всесторонняя оценка, включающая как логические аспекты, так и элементы волевого действия на заключительном этапе процесса.
В одной и той же следственной ситуации могут быть приняты различные решения. Их выбор в значительной степени связан с профессиональным потенциалом реконструктивных качеств, навыков и умений следователя. Эффективность разрешения следователем следственной ситуации во многом зависит от умения прогнозировать ее дальнейшее развитие. Степень точности прогноза зависит от профессионального опыта, правильности оценок индивидуальных особенностей личности (допрашиваемого, обыскиваемого, и др.), от характера поступающей информации, от правильности оценки собственных возможностей, от способности руководствоваться “чувством близости решения”.
Дата добавления: 2016-02-20; просмотров: 406;