Теология, религиоведение и социология религии
Религия становится предметом научного изучения, как уже было сказано, в XIX в., когда, основываясь на теологических концепциях и на философском анализе “сущности” религии, но и размежевываясь с этими подходами, создаются эмпирически ориентированные исследования. Благодаря огромным усилиям ученых разных специальностей религия становится предметом научного изучения, включается в общую картину мира, в число явлений, постигаемых человеческой мыслью.
Если понимать религиоведение предельно широко, как совокупность всех возможных способов осмысления религиозного феномена, то в него следует включать философию религии, феноменологию религии, теологию и комплекс наук о религии (в узком смысле религиоведение есть совокупность научных дисциплин, изучающих религию). В дальнейшем изложении под религиоведением будет пониматься именно научное религиоведение.
В широком контексте место социологии религии в религиоведении определяется ее отношением:
– к философии религии;
– к теологии;
– к феноменологии религии;
– к другим наукам о религии.
Для социолога религиозные явления интересны и важны не сами по себе. В отличие от философа, например, для него существенное значение имеет не вопрос о том, истинны они или ложны, а вопрос о том, как эти верования, наряду с религиозными организациями, влияют на поведение людей. Проблема заключается в том, чтобы выявить мотивацию человеческих действий в социальной системе. Религия как предмет социологического анализа есть совокупность структур и процессов, связанных с функционированием общества на разных уровнях, система регуляторов социальных связей, образцов поведения и т.д. – система структур и отношений по поводу религиозного феномена, на нем именно “завязанных“.
Философия анализирует религию в предельно широком контексте мироздания, создавая самые общие теоретические модели этого явления. На социологию религии, так же, как и на любую другую общественную науку, философия оказывает влияние главным образом через разработку методологии. Социология религии исследует место религии в обществе, ищет социальную сущность религиозного феномена. И как всякая наука социология религии включает в себя эмпирическую составляющую, использует, по возможности, количественно точный и строгий язык для описания религии.
Теология, в отличие от социологии, основывается на признании действительного существования объекта религиозного отношения. Предмет теологии – Бог и самообнаружение Бога в мире, его “откровение“. Но исследования религии, в которых понятия “священное“, “встреча со священным“, “союз с Богом“ присутствуют в качестве предмета исследования, неизбежно оказываются лишенными эмпирической основы.
Предмет социологии религии – религия как социальное явление. Она, конечно, анализирует и действия людей (включая суждения), которые направлены также и к Богу (в представлении действующих лиц), к тем явлениям, в которых он, согласно их взглядам, себя обнаруживает. Но в качестве науки она не может исследовать недоступный эмпирическим методам феномен.
Наука о религии не берет на себя не свойственные ей функции защиты или опровержения религии. Социология религии занимает нейтральную позицию в споре между воинствующей верой и воинствующим неверием. Апологетически-религиозная позиция лишает социолога объективности. Религиозно ангажированный социолог не может идентифицировать веру с социальным поведением: для него за социальными формами проявления христианской веры, например, стоит ее главная и единственная основа – Евангелие Христа, Слово Божие.
Социология религии лежит на стыке двух областей познания: она является частью социологии и в то же время выступает одной из религиоведческих дисциплин. В рамках религиоведения как науки специфика социологии религии задается тем, что она рассматривает все обозначаемое термином “религия” в качестве специфического социального явления, пытается выявить ее социальную сущность, анализирует религию как особую социальную подсистему в общей структуре общества.
Социология рассматривает религию в ее отношении к обществу, анализирует ее связь с организацией общественной жизни. Эта связь двусторонняя. Как бы ни оценивалось и ни интерпретировалось воздействие общества на религию, социология не может не признавать сам факт такого воздействия хотя бы потому, что в отличие от теологии понимает изменения в содержании религии и формах ее организации как результат действия естественных, эмпирически фиксируемых сил, в первую очередь, социальных. Могут быть разными оценки и объяснения роли религии в создании, поддержании и изменении социального порядка, формировании личности, но именно изучение воздействия религии на общество и является главным делом социологии религии.
В результате социологического анализа религия предстает как социальный феномен. Образ религии, создаваемый социологией, определяется преследуемыми ею целями познания социальных явлений и возможностями, “разрешающей способностью” применяемых ею методов. Этот образ отличается от того, каким видит и изображает религию психолог, философ или историк. Это похоже на то, как если бы портрет одного и того же человека писали художники, представляющие разные школы. Определение религии, которое дает или может дать социология, не должно рассматриваться как исчерпывающее и достаточное, ибо религия не исчерпывается социальным аспектом – процессами взаимодействия с обществом, социальными функциями и т. д., т. е. тем рядом вопросов, который ограничен рамками доступного для социологических методов исследования религии.
Являясь частью социологии, одной из социологических теорий (теорий среднего уровня), социология религии использует выработанный общей социологией понятийный аппарат и методы для исследования религиозной сферы общественной жизни. Социолог изучает религию как доступное наблюдению, эмпирическим исследованиям социальное поведение человека (индивидов и групп). Его интересуют вопросы о причинах и механизмах возникновения религии, о причинах существования множества религиозных систем, о механизмах включения индивидов и групп в религиозную жизнь, о формах организации религиозных групп, о роли религии в жизни отдельных верующих, религиозных общин и общества в целом.
В отличие от теологии, предметом социологии религии не является “священное”, “сверхъестественное”, “трансцендентное”, “Бог”; в отличие от философии социология религии акцент делает не истинности или ложности религиозных представлений и воззрений, а на влияние этих верований на поведение людей в обществе. Предметная область социологии религии – это проблемы возникновения и развития религии как специфического социального явления в ее взаимодействии с другими областями общественной жизни, выяснение того, как и какой образ действительности складывается в религиозном сознании, какова структура этого сознания, как религиозные представления воплощаются в деятельности верующих, каковы социальные функции религии, а тем самым – каково место и роль религии в жизни общества.
Социология религии – одна из многих наук, занимающихся изучением религиозного феномена в различных его аспектах. Не только социологи, но и историки, филологи, психологи, в принципе, – все ученые, имеющие дело с человеком и его культурой, так или иначе, в своих исследованиях затрагивают религию. Однако, к религиоведению относятся лишь те науки, предмет которых составляет именно религия и только религия. К их числу наряду с социологией религии относятся: психология религии, история религии, представляющие собой самостоятельные научные дисциплины.
Религия – явление сложное, многообразное. Поэтому религиоведение характеризует не только разнообразие подходов, методов, точек зрения, но и многодисциплинарность. Развитие религиоведения в XIX в. шло путем разработки целой совокупности дисциплин, каждая из которых рассматривает религию в одном из ее аспектов.
Одно из направлений развития религиоведения было связано с тем, что открытие новых континентов и народов, не только живущих сейчас, но и существовавших в прошлом, обнаружило многообразие форм и типов религии, в том числе и много таких, которые ранее практически не были известны. Со временем накопился материал, значительно обогативший знания о религиях Востока – исламе, индуизме, буддизме. Появились достаточно объективные и обстоятельные описания так называемых примитивных религий, а вместе с этим – попытки систематизировать накопившийся материал, выработать типологию религий, попытки найди такую элементарную форму религии, из которой впоследствии развились другие формы, представить по возможности полный обзор религиозных феноменов и общей истории религии.
Изучая историю религии в различных цивилизациях, ученые приходят к важному выводу, что корни религиозных представлений и обычаев следует искать в том обществе, в котором они существуют, что важно определить функции обрядов, обычаев, представлений в данной социальной структуре. Поэтому возможно и весьма важно в исторических исследованиях выявлять сходства между религиозными феноменами, существовавшими в разное время и на разных территориях, определяя заимствования, влияния ранее существовавших религий на более поздние.
Например, интенсивные исследования месопотамской религии и цивилизации, развернувшиеся в конце прошлого века, показали, что целый ряд библейских мифов и ритуалов зародился в древнем Вавилоне, а потом распространился в античном мире и древнем Израиле. Эти исследования убедительно доказали, что Ветхий Завет нельзя считать уникальным, единственным в своем роде литературным памятником, что многое в нем заимствовано из более древних вавилонских текстов, например, история сотворения мира, грехопадения, миф о потопе, институт субботы и т. д.
Наряду с Ветхим Заветом был критически проанализирован по литературным и историческим источникам и Новый Завет. История раннего христианства рассматривалась в историческом контексте культуры эллинистического мира, в котором возникли и существовали первые христианские общины, создавалась христианская литература, испытывая влияния сочинений “языческих” писателей, что-то заимствуя из них. Так же, как изучение Ветхого Завета, анализ новозаветных текстов к концу XIX – началу XX в. очень остро поставил вопрос: кто создал “священные тексты” – Бог или человек? Благодаря историческим исследованиям пробудился интерес и появился целый ряд работ (из которых особенную известность получили книги Д. Штрауса, Э. Ренана, А. Швейцера) об историческом Христе, о его земной жизни.
К историческим исследованиям религии примыкали работы в области антропологии и этнологии, интерес которых к религии в XIX в. сосредоточился преимущественно на проблеме ее происхождения, поскольку ответ на этот вопрос дает ключ к пониманию ее сущности. Значительное влияние на эти работы оказали эволюционная теория Ч. Дарвина (“Происхождение видов”, 1859), эволюционный подход к изучению разных сторон жизни общества, включая религию, а также концепции О. Конта.
12.3. Предмет и задачи социологии религии
Предметом социологии религии является исследование состояния религиозности общества на определенных этапах его развития, процессы сакрализации и секуляризации. Для социолога важно и исследование различных аспектов, сторон, элементов феномена религии – религиозного сознания, религиозного культа, этноса, религиозных отношениях, разного рода религиозных объединениях.
Таким образом, социология религии выступает как специальная социологическая теория (теория среднего уровня), изучающая законы возникновения, функционирования и развития религии в различных социальных системах. Более конкретно, предметом социологии религииявляется исследование генезиса, социальной сущности религии, ее функций, места и роли в жизни общества, динамики религиозности и секуляризации, изменения в религиозном сознании и деятельности верующих и религиозных организаций.
Сложность феномена религии задает неоднозначность употребления термина “религия”. Не избежала многозначности трактовки этого термина и социология. Чаще всего в социологии понятие “религия” используется в следующих значениях:
а) религия есть мировоззрение, т.е. совокупность взглядов на мир и самого человека, опирающаяся на веру в сверхъестественное, Бога;
б) религия есть культовая деятельность, т.е. более или менее взаимосвязанная система эмоционально окрашенных убеждений и действий, относящихся к “священному”, господствующему над людьми в их повседневной жизни;
в) религия как совокупность идеалов, ценностей, норм, правил поведения, предъявляемых в виде заповедей человеку абсолютом, Богом;
г) религия как объединение религиозных людей в разного типа общности, организации (секта, деноминация, церковь и т.п.).
Различные подходы в трактовке феномена религии в социологии все же связаны между собой – все они выражают, фиксируют различные аспекты сложного комплексного явления. Поэтому в социологическом исследовании религии эти аспекты необходимо учитывать.
При таком системном подходе, характерном для социологии религии, феномен религии предстает как один из существенных аспектов культуры, как важная историческая форма человеческого способа жизнедеятельности. В такой интерпретации религия представляет собой один из основных (по крайней мере, для прошедшей истории человечества) социальных институтов, играющих важную роль в процессе конструирования социальной реальности, который выступает эффективным средством легитимации (объяснения и оправдания) и поддержания определенного социального порядка. Только при таком истолковании религию можно понять как средство интеграции и дифференциации в обществе, как явление развивающееся, меняющее в этом развитии не только свое содержание, формы и функции, но и свой предмет (то, что выступает в качестве “священного”).
Системная интерпретация предмета социологии религии определяет и задачи социологического исследования религиозности. Рассматривая естественную, земную, человеческую основу религии, социология религии должна решить проблему возникновения религии, ее социальных, гносеологических и психологических корней (предпосылок), что невозможно сделать, не определив (выявив сущность) данного феномена. Задачей социологии религии выступает и изучение конкретного исторического отношения между религией и обществом, исследования взаимодействия религии как социального института с другими ключевыми сферами социальной системы: экономикой, политикой (государством), семьей, образованием, наукой, искусством, социальной стратификацией и т.д. Решение этой задачи, в свою очередь, невозможно без изучения конкретных форм воплощения религиозности в процессе исторического развития человечества.
Споря по вопросу о начальной, элементарной, исходной форме религии, большинство социологов, опираясь на исторические, археологические, этнографические исследования, исходит из того, что процесс возникновения и развития религиозных верований был органично вплетен в социогенез человека современного типа, завершившийся примерно 35–40 тысяч лет назад. Большинство солидарно и в представлениях о порядке изменения, развития религиозности во всемирной истории как движении от политеизма к монотеизму и от него – к возникновению мировых религий. Социология фиксирует и изменения, происходящие в религии в наше время, что ставит задачу исследования нетрадиционных религиозных движений и культов.
К задачам социологии религии относится анализ структуры религии и всех ее составляющих. Пять основных компонентов религиозного комплекса – религиозные группы, религиозное сознание, религиозная деятельность, религиозные отношения, религиозные организации – в свою очередь сложно устроены, что ставит задачу их изучения.
Важной задачей является вычленение и исследование социальных функций религии. В процессе своего становления и развития религия стала полифункциональной. К ее важнейшим функциям обычно относятся: мировоззренческая, регулятивная, интегративная, коммуникативная, компенсаторная, психотерапевтическая. В разных исторических условиях на передний план могут выдвигаться различные функции. Кроме того, религия содержит в себе и деструктивный аспект, что требует исследования также и дисфункций религии.
Необходимая задача социологии религии в современном мире – задача изучения, оценки уровня и характера религиозности населения различных государств, анализ тенденций изменения религиозности, формулирование на этой основе прогноза будущего состояния религиозной жизни в стране.
Для социологии важно исследование взаимодействия религии и свободомыслия, включающего в себя и атеизм. Решение этой задачи позволяет давать более конкретную и богатую картину динамики религиозности.
Очевидно, что, изучая свой специфический предмет, социология религии должна заниматься совершенствованием собственного понятийного аппарата, модификацией имеющихся методов и средств социологического исследования.
Дата добавления: 2016-02-20; просмотров: 1603;