Гуманитарные науки в эпоху религии

Гуманитарная сфера в эпоху религии была далека от застоя. И христианство, и ислам в процессе своего развития порождали все новые теоретические по­строения в гуманитарной сфере. Эпоха религии породила важнейшую про-

блему, актуальную по сей день, — соотношение церкви и государства. Ас­пекты этой проблемы многообразны и распространены в области экономи­ки, политики, права, морали.

Главным источником гуманитарных идей христиан стала Библия, и осо­бенно Новый Завет, содержащий учение Христа.

Библия оказала громадное влияние на развитие мировой культуры. Под ее влиянием создавались шедевры изобразительного искусства, литературы, музыки. Так, невозможно представить историю русской живописи без по­лотен Рублева, Грека, Иванова, Крамского, написанных на библейские сю­жеты, музыкальную культуру — без творений Баха, Генделя, Чайковского, Рахманинова, написанных для литургий.

Библия заметно повлияла на развитие общественных наук, в частности на правоведение, именно в ней христиане видели истинные законы спра­ведливости.

Библия состоит из отдельных 66 книг, и в сущности это сборник, библио­тека, создававшаяся на протяжении около 1600 лет, начиная с 1513 г. до н.э. до приблизительно 98 г. н.э.

Первые 39 книг, составляющие примерно три четверти объема Библии, называют Ветхим Заветом или Еврейскими Писаниями. В Ветхом Завете рас­сказывается о ранней истории Земли и человечества, а также об истории древ­него израильского народа. Остальные 27 книг известны как Новый Завет или Греческие Писания. Среди них Евангелие от Матфея, Евангелие от Иоанна, Евангелие от Марка и Евангелие от Луки. Новый Завет сосредотачивается на учении и деятельности Иисуса Христа и его учеников в I в. н.э.

В настоящее время найдены убедительные научные доказательства, что Библия повествует о людях, действительно живших в местах, существовав­ших на самом деле, событиях, произошедших в действительности. Ньютон писал: «В Библии я вижу гораздо больше признаков достоверности, чем в каком бы то ни было труде по светской истории».

«Господи! Что за книга это Священное Писание, какое чудо и какая сила, дан­ные с нею человеку! Точно изваяние мира и человека и характеров человечес­ких, и названо все и указано на веки веков. И сколько тайн — разрешенных и откровенных! Гибель народу без Слова Божия, ибо жаждет душа его Слова и вся­кого прекрасного воспитания».

(Ф.М. Достоевский)

В истории христианства выделяют два периода: «апостольская церковь» (1-П вв) и «епископальная церковь» (со второй половины II в).

Рабовладельческий Рим в Новом Завете осуждается как «царство дьяво­ла». На первое место выдвигаются общечеловеческие ценности, нормы нравственности и справедливости, идущие от Бога и выраженные как запо­веди Христа.

Первые христианские общины сложились стихийно, и в их деятельнос­ти не было места обрядам, предметам культа, не было и духовенства как та­кового. Имущество было общим. Связь между общинами поддерживали

___________________________________________________

Вечный закон лежит в основе всего мироустройства; божественный за­кон суть Библия; естественный закон есть отражение вечного закона чело­веческим разумом; человеческий закон — суть действующее право, выража­ющее требования естественного закона. Из такой классификации выходи­ло, что право (человеческий закон) есть промысел Бога, поэтому наруше­ние действующих законов греховно. Фома активно пропагандирует тезис о верховенстве божественных законов вплоть до возможности низложения тиранической власти.

Анализируя государственную власть, Фома Аквинский выделяет три ее элемента: сущность, происхождение и использование. Сущность власти ус­тановлена Богом. Именно так Фома Аквинский трактует слова апостола Пав­ла: «Существующие же власти от Бога установлены». Здесь Фома поясняет, что это касается власти как явления, а не конкретно носителя власти, кото­рый может оказаться недостойным ее. Суждение об этом может сделать толь­ко церковь, определив законность происхождения и использования власти.

В классификации форм государства Фома Аквинский также следует Ари­стотелю. Наиболее естественной формой правления Фома считает монар­хию, при этом он ссылается на исторический опыт. Религиозное воздей­ствие на монарха Фома считал важнейшим условием справедливого прав­ления.

Экономические воззрения Фомы Аквинского соответствовали иерархи­ческому построению общества, идущему от Бога. Принадлежность к сосло­вию определяет потенциальный уровень богатства. Человек должен стре­миться к этому уровню, необходимому для жизни в соответствии с его со­циальным положением. Стремление же к большему — жадность, которая является грехом. Справедливость при обмене, считал Фома Аквинский, дол­жна гарантировать цену в соответствии с затратами труда и произведенны­ми расходами. Но в то же время процесс ценообразования ставится Фомой в зависимость от статуса участников обмена.

Воззрения Фомы Аквинского стали классическими в западноевропей­ской культуре в эпоху религии. Католическая церковь провозгласила его святым. В 1879 г. его учение было объявлено «единственно истинной фи­лософией католицизма».

В исламском мире источниками вероучения стали Коран и Сунна. В Ко­ране представлена запись проповедей, наставлений и изречений Мухамме­да. Сунна содержит рассказы о Мухаммеде, его поступках.

Иерархичная организация духовенства у мусульман отсутствует, но есть «люди религии» — проповедники, знатоки богословия, служители мечетей, муфтии.

В исламе существует ряд направлений и течений, однако общим в исла­ме является тесная, доходящая до тождества связь религии и власти. Коран и Сунна считаются действующим правом, а смыслом и основой власти яв­ляется соблюдение религиозных предписаний. Поэтому теоретические про­блемы происхождения и форм государства, соотношения государства и пра­ва, церкви и государства, которым уделяли серьезное внимание европейские ученые, в исламском мире отсутствуют. Их место у мусульман заняли воп-

росы нравственного характера. Религия в исламском мире в еще большей степени, чем в Европе, явилась основой права, государства, политики. На­ука, таким образом, обосабливалась и размежевывалась с религией. Арабс­кие мыслители разработали гениальное для того времени учение о «двух ис­тинах», которое обосновывало независимость науки и религии. Концепция «двух истин» наиболее полно представлена в трудах Аверроэса (Ибн-Рошд, 1126 — 1198). Аверроэс писал, что философия, постигающая законы приро­ды, доступна лишь ученым, а религия необходима всем. Поэтому существу­ют две истины: философия и религия, которые могут быть сведены к общим началам.

Поскольку Коран и Сунна регулировали все стороны жизни мусульман, определяли «правильный путь к цели» (шариат), мусульмане искали там и решение экономических вопросов. Эти вопросы в учении Мухаммеда име­ют этическую окраску. В Коране осуждается жадность и нечестность, зап­рещается ростовщичество. Одна из обязанностей мусульман — уплата нало­гов на имущество и доходы, которые должны расходоваться на помощь бед­някам. В Коране оправдывается социальное и имущественное неравенство, законным считается рабство, предписывается безусловная покорность вла­стям. Власть считается данной Богом.

Автором одной из наиболее значительных исламских концепций обще­ственного развития на базе экономических факторов стал Ибн-Хальдун (1332 — 1406). В основе этой концепции лежит идея эволюции общества от «примитивности» к «цивилизации». Ибн-Хальдун отметил в своих трудах влияние на развитие государства и общества географической среды, разде­ления труда, экономических факторов.

 








Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 663;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.008 сек.