Тема № 13. Политическая и экономическая социология.

Цель лекции:рассмотреть элементы экономической жизни, раскрыть понятие экономического института, его элементов, видов.

Ключевые слова:экономика, экономическая культура, рыночная экономика

Вопросы:

1. Понятия «политическая система», «социально-политический процесс», «политическая культура», «политическая социализация»

2.Специфика и статус экономической социологии. Понятие «экономическая культура», ее функции и характеристики

3. Социальные конфликты и логика их разрешения.

 

13.1 Понятия «политическая система», «социально-политический процесс», «политическая культура», «политическая социализация»

Понятия «политическая система», «социально-политический процесс»

Политическая система общества представляет собой совокупность учреждений и организаций, деятельность которых носит политический характер, т.е. направлена на практическое осуществление политичских интересов определенных классов, других социальных групп, а также национальных общностей.

К основным элементам политической системы общества относятся:

- органы государства, его законодательной и исполнительной властей;

- армия;

- правоохранительные органы, прежде всего суд, прокуратура, полиция и милиция;

- государственный арбитраж;

- политические партии;

- политические движения;

- общественные организации, деятельность которых носит в той или иной мере политический характер.

Совокупность политических действий и взаимодействий людей, опосредованных политическими отношениями между ними и имеющих определенную направленность, составляет содержание тех или иных политических процессов. К ним можно отнести борьбу различных социальных сил за политическую власть, процесс ее осуществления, а также процессы борьбы народов за национальную независимость и т.д.

Политический процесс в рамках структурно-функционального подхода - результат функционирования всей политической системы и отдельных ее звеньев. В рамках конфликтного подхода – процесс борьбы, соперничества и соглашения. В рамках поведенческой модели – как поведение и деятельность людей по овладению и использованию власти.

Политические процессы имеют свои объективные и субъективные стороны. Сами политические действия и взаимодействия людей, равно как и политические отношения между ними, политические потребности и интересы социальных групп и отдельных личностей - все это составляет объективную причину. Сторону политических процессов, т.е. обусловлено объективными обстоятельствами жизни и развития общества.

Субъективная сторона политических процессов – это политическое сознание и воля их участников, которые ставят перед собой определенные цели и сознательно их реализуют или пытаются реализовать.

Политические процессы могут иметь характер борьбы, приспособления, сотрудничества, соперничества.

 

Понятие «политическая культура»

Политическая культура представляет собой совокупность ценностей, установок, убеждений, ориентаций и выражающих их символов, которые являются общепринятыми и служат упорядочению политического опыта и регулированию политического поведения всех членов общества.

В качестве носителей политической культуры выступают субъекты политических отношений: личности, социальные группы, классы, нации, общество, а также институциональные субъекты власти.

Политическая культура имеет многокомпонентный характер. Элементы структуры: когнитивный (англ. соgnitivе — познавательный); нормативно-оценочный, эмоционально-психологический и установочно-поведенческий.

Когнитивный элемент политической культуры составляют доминирующие в обществе или наиболее характерные для той или иной социальной группы типичные, укоренившиеся представления о разных аспектах политической жизни общества: о политической системе и ее отдельных институтах; о политическом режиме, механизме власти и управления; о принятии решений и их реализации; о носителях властных полномочий; о собственном месте в политической жизни, компетентности и эффективности участия в политической деятельности. Словом, в качестве когнитивного элемента политической культуры выступают устойчивые стереотипы политического сознания во всех его формах и проявлениях.

Нормативно-оценочный элемент политической культуры образуют характерные для данного общества, определенной социальной группы, отдельного индивида политические ценности, нормы, цели, идеалы. Нормативно-оценочный компонент политической культуры является своеобразным эталоном, по которому данный социальный субъект дает оценку существующим политическим отношениям, ходу политического процесса, выносит вердикт о их соответствии или несоответствии своим социально-политическим нормам, целям и идеалам. Содержание и направленность устойчивых ценностных ориентации обусловливают место политических явлений в жизни личности, группы, общества.

Эмоционально-психологический компонент политической культуры составляют чувства и переживания, которые испытывают социальные субъекты в связи с их участием в политических процессах. К таким чувствам и переживаниям можно отнести, например, жажду социальной справедливости, нетерпимость к социальному и национальному угнетению, любовь к родине, ненависть к врагам, эмоциональный подъем по поводу политических побед или, напротив, мучительные переживания в связи с постигшим поражением.

Установочно-поведенческий компонент политической культуры составляют политические установки и соответствующие стереотипы поведения, которые способствуют переводу представлений и ценностей в плоскость практической реализации. Можно сказать: политическая установка — это отношение субъекта к политическим явлениям, политическое поведение — это тот или иной способ реагирования субъекта на происходящие события. Политическая установка и политическое поведение существуют в органическом единстве, их устойчивые стереотипы составляют непременный компонент политической культуры личности, социальной группы, нации или общества в целом.

Все рассмотренные элементы политической культуры относительно самостоятельны и вместе с тем взаимосвязаны, тесно переплетаются, образуя специфическую целостность.

Существуют различные способы классификации политических культур.

В основе марксистского подхода к классификации политических культур находится то положение, что существующие в рамках одного и того же типа общества политические культуры имеют общие существенные черты. Соответственно этому выделяются типы политических культур рабовладельческого, феодального и буржуазного общества.

На Западе широкую известность получила типологизация политической культуры, которую предложили американские политологи С. Верба и Г. Алмонд. Чистыми типами, по их определению, являются патриархальная, подданническая и активистская (гражданская) политические культуры.

Патриархальная, или приходская, политическая культура присуща социальным общностям, политические интересы которых не выходят за рамки своей общины, деревни или района. Ее отличительной чертой является полное отсутствие у членов сообщества интереса к политическим институтам, к центральным властям.

Подданническая политическая культура отличается сильной ориентацией социальных субъектов на политическую систему и результаты деятельности властей. но слабым участием в обеспечении функционирования этой системы. Носители подданнической политической культуры осознают существование специализированных политических институтов, имеют к ним отношение негативное или позитивное, но не склонны принимать участия в политической деятельности. От центральной власти подданные в этом случае ожидают либо приказов, либо благ.

Активистская, или гражданская, политическая культура характеризуется сильной ориентацией на существующую политическую систему и на активное участие в политической жизни общества. Носители такой культуры заинтересованы не только в том, что им дает политическая система, но также и в том, чтобы играть активную роль в обеспечении функционирования ее институтов. К власти они относятся не только в плане необходимости подчинения ее предписаниям и решениям, но в плане необходимости своего участия в процессах выработки, принятия и выполнения этих решений. В силу указанных черт данного типа политической культуры его принято называть также культурой участия.

Из смешения элементов этих трех чистых типов возникают еще три вида политической культуры: патриархально-подданническая, подданническо-активистская и патриархально-активистская. Именно эти смешанные типы политической культуры, по мнению Алмонда и Вербы, преобладают в истории различных обществ.

В любом обществе наряду с политической культурой существуют различные политические субкультуры. В литературе субкультура рассматривается, как совокупность политических ориентации, значительно отличающихся от ориентации, доминирующих в данном обществе. Так, различают политическую субкультуру молодежи, женщин, интеллигенции, творческой элиты, служащих государственного аппарата, деревенскую, городскую, этническую субкультуру и т.д. Иногда отдельные субкультуры настолько отличаются от общей политической культуры, что могут рассматриваться в качестве самостоятельных контркультур. Стабильности общества способствует единство его политической культуры.

 

Понятия «политическая социализация»

Процесс усвоения индивидом или группой ценностей и норм политической культуры, присущих конкретному обществу и позволяющих эффективно выполнять политические роли и функции и тем самым обеспечивать сохранение самого общества и политической системы, называется политической социализацией.

В процессе политической социализации взаимодействуют личность и политическая система. Первичная социализация характеризует процесс политического просвещения детей и юношества. Вторичная социализация проявляется в активном взаимодействии личности с политической системой на основе полученных ею ранее ценностных ориентаций и установок.

Типы политической социализации:

1) гармоничный тип – предполагает наличие культурно-однородной среды, зрелых демократических традиций и гражданского общества, обеспечивающих уважительный диалог индивида и власти.

2) Плюралистический тип – ему свойствен опосредующий характер взаимодействия личности и власти.

3) Конфликтный тип – усвоение индивидами местнических ценностей и норм политической жизни осуществлялось в борьбе с носителями иных политических субкультур.

4) Гегемонистский тип – предполагает вхождение человека в политику исключительно на ценностях какого-либо класса, религии (характерен для закрытых политических систем)








Дата добавления: 2016-02-20; просмотров: 850;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.