Средневековье и эпоха Возрождения
Господствующей философией в средние века была религия. Природа понималась как результат божественного творения. В средневековую эпоху природа и человек как бы уравновешиваются, так как все в руках Бога. В этой связи средневековая философия всегда противопоставляла природе, т.е. земному, некое абсолютное, духовное начало — Бога, стоящего и над природой и над людьми. Отношение людей средневековой эпохи к природе выражалось уже не как стремление слиться с ней, жить с ней в согласии, что было характерно для античной философии, а возвышением над ней, как чем-то неизменным.
Несогласных с догматами церкви именовали еретиками и в эпоху средневековья сжигали на кострах. Тем не менее уже в XIII в. Р. Бэкон заявил, что живые и неживые тела природы состоят из одних и тех же материальных частиц. Работы Р. Бэкона были опубликованы лишь в XVIII в., так как его идеи могли оказать нежелательное влияние на современников.
К XV—XVI вв. фактически заканчивается история средневековой философии и наступает так называемая эпоха Возрождения, в которой наблюдается обращение не только к проблемам человека, но и к развивающемуся естествознанию, заново осмысливаются космогонические проблемы. В эпоху Возрождения было воскрешено и развито то рациональное, что содержалось в трудах великих греческих философов.
Труды Николая Коперника, Галилео Галилея, Джордано Бруно и др. разрушили монопольное господство религиозных взглядов на мир.
Николай Коперник (1473—1543) — великий польский астроном, творец гелиоцентрической системы мира, а также теории о вращении Земли вокруг Солнца, о суточном вращении Земли вокруг своей оси, которая вступала в противоречие с существовавшими представлениями о Земле как избраннице Божией, стоящей, согласно схеме Птолемея, в центре мира.
Галилео Галилей (1564—1642) — великий итальянский астроном и физик, создатель основ механики, борец за передовое мировоззрение. Галилей развивал и защищал систему Коперника. Родился он в Арчетри, близ Флоренции, в семье купца. Отец хотел, чтобы он стал врачом, поэтому послал его в Пизу. В возрасте 25 лет Галилей стал профессором математики. Велики его заслуги в области астрономии:
? открыл 4 спутника Юпитера;
? открыл пятна на Солнце и кольца Сатурна;
? принял теории Коперника о строении Вселенной;
? считался «отцом» экспериментальной физики, так как верным считал только то, что может быть доказано опытным путем;
? единственным критерием истины считал чувственный опыт, практику.
Джордано Бруно (1548—1600) — итальянский ученый эпохи Возрождения, провозгласивший новое прогрессивное мировоззрение, за что был сожжен инквизицией на костре в Риме. Дополнил систему Коперника рядом новых положений:
? о существовании бесконечного количества миров;
? о том, что Солнце не является неподвижным, а меняет свое положение по отношению к звездам;
? о том, что атмосфера Земли вращается вместе с нею.
Главная идея Д. Бруно — идея о материальном единстве Вселенной как совокупности бесчисленных миров, таких же планетных систем, как наша. В познании при роды, считал Д. Бруно, наряду с опытом существенную роль должен играть человеческий разум, а величайшей задачей человеческого разума является познание законов природы.
Восточная культура — народов Кавказа, Средней Азии, арабов и др. — опережала в средние века, вплоть до XIII в., культуру Западной Европы. Передовых деятелей восточной культуры занимали вопросы естествознания, медицины, географии, техники. Арабы и близкие к ним по языку и культуре народы ввели в европейский обиход магнитную иглу, порох, бумагу и т. д. Наиболее передовые философы Востока, такие, как Ибн Сина (Авиценна), живший в Средней Азии и Иране, арабский философ и врач Ибн Рущд (Аверроэс), оказали сильное положительное влияние на западноевропейских мыслителей.
Эпоха Возрождения — это переходный период от средневековых воззрений к культуре нового времени. Идейное развитие стран Западной Европы различалось: в Италии эпоха Возрождения относится к XIV—XVI вв., в других странах — концу XV — началу XVII в.
Отличительной чертой эпохи Возрождения является гуманистическое мировоззрение. Творчество деятелей Возрождения проникнуто верой в безграничные возможности человека, его воли и разума. Пафос утверждения идеала гармоничной, раскрепощенной творческой личности, красоты и гармонии действительности, обращение к человеку как высшему началу бытия, ощущение цельности и стройности закономерности мироздания — все это придает творениям этой эпохи большую идейную значимость, величественность. Начиная с эпохи Возрождения, растет амбициозность человека по отношению к природе. Природа рассматривалась как некая инертная сила, требующая покорения, установления над нею господства разума. В соответствии с этой позицией, которая сохранилась вплоть до середины XX в., природа рассматривалась лишь как источник ресурсов для человека и место для его обитания. Ресурсы природы казались неисчерпаемыми, а следовательно, человеку нечего было ждать милостей у природы — взять их у нее — историческая миссия.
Из ученых этого периода необходимо выделить Леонардо да Винчи, который считал исходным пунктом познания опыт. Путь к истине, с его точки зрения, пролегает через синтез теории и практики, метод индукции должен дополняться дедукцией (дедукция — вывод по правилам логики; цепь умозаключений, звенья которой логически связаны; основное средство доказательства), анализ — синтезом. «Я хочу сначала установить факт, а затем доказать при содействии разума, почему этот факт такого, а не иного рода». Это и является тем методом, которым надо руководствоваться всякому исследователю явлений природы. Общепризнано, что применение таких методов познания природы берет свое начало от Р. Бэкона и Г. Галилея, но родоначальником этого этапа развития справедливо считается Леонардо да Винчи.
Гениальный итальянский ученый, художник, инженер, один из выдающихся представителей науки и искусства эпохи Возрождения, родился 15 апреля 1452 г. (умер в 1519 г.) в небольшом городе Винчи, откуда в 1469 г. семья переселилась во Флоренцию. Здесь юноша учился черчению, живописи, скульптуре, изучал основы математики, анатомии, астрономии. Полученные знания стали фундаментом его разнообразной деятельности. Он занимался геологией, ботаникой, анатомией человека и животных, механику называл «раем» математических наук. В механике был поклонником экспериментальных исследований, как уже отмечалось выше. Пытался построить летательные аппараты (среди сохранившихся рисунков были найдены эскизы парашютов и вертолета), занимался проектированием больших гидротехнических сооружений и конструкций, которые в те времена не были осуществлены.
Много внимания Леонардо да Винчи уделял проблемам оптики, был близок к формулировке волновой природы света. Он задумывался также над космогонией, вносил новаторские идеи.
Велики заслуги Леонардо да Винчи в области биологии: он открыл щитовидную железу, изучал связь нервов и мускулов, доказал, что большое количество свойств и их разнообразие — это признак совершенства, что потом развивалось Ч. Дарвином.
Обобщая вышесказанное, можно сказать, что эпоха Возрождения:
? выдвинула в качестве главного признака философствования гуманизм;
? поставила в центре своего внимания проблему человека.
Это привело к обновлению вопросов, продолжавших оставаться центральными на протяжении десятков и сотен лет:
? Каков путь познания?
? Какую роль играют разные методы и способы познания?
? Что важнее: эмпирический опыт или теоретическое знание?
Дата добавления: 2016-02-20; просмотров: 634;