Факторы и типизация русловых процессов
Русловые процессы, по М.А. Великанову, – это изменения строения русла и поймы, обусловленные действием текущей воды, происходящие в результате взаимодействия потока и русла. Проявления русловых процессов в виде размыва или намыва дна и берегов, называют русловыми деформациями.
Тип руслового процесса – определенная схема деформации русла и поймы реки, возникающая в результате определенного сочетания особенностей водного режима, стока наносов, ограничивающих деформацию условий и отражающая форму транспорта наносов.
Русловые процессы неразрывно связаны с переносом и отложением в речном потоке наносов. Их изучение имеет большое практическое значение, так как от их характера и интенсивности зависят изменение положения линии берега и строения рельефа дна, а, следовательно, эксплуатация водозаборных сооружений, мостовых переходов, газо- и нефтепроводов через реки и других сооружений, условия работы водного транспорта.
Физической причиной русловых деформаций является нарушение баланса наносов на участках речного русла. При равномерном движении потока в деформируемом русле, когда форма поперечного сечения, расход воды и скорости течения постоянны во времени и по длине реки или канала, суммарный расход взвешенных и влекомых наносов также окажется неизменным. В турбулентном потоке возникнет устойчивое состояние, при котором количество поднятых со дна частиц окажется равным количеству частиц, опустившихся на дно под влиянием силы тяжести.
При неравномерном движении потока (например, при сужении или расширении русла, подпорных явлениях, колебаниях расхода воды) скорости потока изменяются. Если скорости возрастают, то увеличивается расход наносов, при этом русло начнет размываться. При снижении скоростей, наоборот, преобладает аккумуляция наносов.
Баланс наносов может изменяться при поступлении в русло реки дополнительного количества наносов при впадении притоков или при дноуглубительных работах, либо после осаждении наносов на вышерасположенном плесе, что приводит к изменению соотношения между фактическим расходом наносов R и транспортирующей способностью потока Rтр. Как упомянуто выше, при R> Rтр происходит отложение наносов, при R < Rтр – размыв русла.
Виды русловых деформаций. Деформации русла подразделяют на вертикальные, когда происходят изменения отметок дна, и горизонтальные, когда наблюдаются поперечные смещения русла. Чаще эти два вида русловых деформаций происходят одновременно. Выделяют также периодические и направленные (необратимые) русловые деформации. К периодическим относят такие изменения русла, после которых русло возвращается в исходное положение, например при движении донных гряд, деформациях дна перекатов и плесов в половодье и межень (об этом – ниже). Необратимые русловые деформации выражены в односторонних изменениях русла, например при размыве или намыве, без возвращения в исходное состояние в длительной перспективе.
Русловые образования – характерные формы рельефа речного русла и поймы разного размера. Различают микро-, мезо- и макроформы.
Микроформы – это донные гряды размером меньше глубины потока.
Мезоформы – это гряды более крупного размера, соизмеримые с поперечными размерами самого русла (речные перекаты, осередки, небольшие острова), а также глубокие участки русла – плесовые лощины (плесы).
Макроформы представляют крупные однородные участки речного русла. К ним относятся крупные относительно прямолинейные участки (рис. 3.11, а), излучины (рис. 3.11, б), системы русловых и пойменных разветвлений (рис. 3.11, в), участки так называемого разбросанного русла (рис. 311, г).
Микроформы. Если рассматривать характер перемещения наносов в потоке в некотором диапазоне увеличивающейся скорости течения, то при небольших скоростях поверхность деформируемого дна остается плоской, хотя взамен одних поднятых со дна зерен на дно возвращаются другие. Но при дальнейшем увеличении скорости течения (примерно выше 1.4 u0), на дне образуется система микроформ – небольших донных гряд (рифелей). Донные гряды относятся к микроформам речного ручла.
Высота гряд может изменяться от нескольких сантиметров до 4–6 м. На некоторых реках размеры гряд соизмеримы с глубиной русла. Обычно гряды меньшего размера накладываются на гряды большего размера, создавая целую «иерархию» микроформ речного русла. Скорость смещения гряд обычно не превышает нескольких метров в сутки.
По мере увеличения скоростей течения высота движущихся гряд постепенно возрастает. Согласно В.Н. Гончарову, максимальная высота гряд зависит от глубины потока и равна
.
Если скорости и далее увеличиваются, начинается разрушение дюн: наступит так называемая фаза безгрядового режима.
Наконец, при очень больших скоростях течения, в сверхбурных потоках со скоростями выше 1.5 , сначала на дне возникают песчаные стоячие волны, а затем антидюны, форма которых перемещается вверх по течению. Профиль свободной поверхности потока также представляет подъемы и ложбины, перемещающиеся против течения.
Мезоформы. Типичные мезоформы речного русла – это крупные русловые гряды – перекаты (рис. 3.44), и расположенные между ними понижениями дна – плесы. Ониобразуют на реках системы плес– перекат. Эти системы, как и другие русловые формы, могут смещаться со скоростью до нескольких десятков метров в год вниз по течению. В этом случае процесс представляет обратимые русловые деформации.
К мезоформам речного русла относятся также осередки – подвижные, не соединяющиеся с берегами отмели, не заросшие растительностью. Осередки нередко возникают на гребне переката, вызывая разделение фарватера на две ветви.
Характерными элементами системы плес–перекат являются верхняя и нижняя плесовые лощины и верхний и нижний (или лево- и правобережный) побочни переката (см. рис. 3.44).
Перекат – это крупная гряда, пересекающая русло под острым углом (20–30°). Верхний по течению склон гряды относительно пологий, низовой откос – более крутой. Прибрежные отмели носят название побочней. Перекат сопрягает побочни правого и левого берега.
Наиболее глубокая часть переката проходит вдоль линии 9 (рис. 3.44), сопрягающей смежные плесовые лощины (корыто переката). Вдольэтой линии проходит судовой ход (фарватер). Наиболее мелководный участок фарватера над перекатом называется гребнем переката.
Рис. 3.44. Схемы строения перекатов [19]: а – нормального; б–перекошенного («дурного»). 1, 2– верхняя и нижняя плесовые лощины (плесы); 3, 4– верхний (правобережный) и нижний (левобережный) побочни переката, 5– корыто; 6– гребень; 7– подвалье переката; 8– затонская часть нижней плесовой лощины; 9– линия наибольших глубин (фарватер).
Перекаты по своему строению бывают трех видов:
· перевалы – перекаты с плавными и небольшими изменениями отметок дна без резко выраженного подвалья;
· нормальные – перекаты с хорошо выраженным подвальем, но без резкого искривления фарватера (рис. 3.44, а);
· перекошенные (дурные) – перекаты с резким искривлением фарватера (рис. 3.44, б).
Деформации дна на перекатах и плесах.На прямолинейных участках слабо извилистого русла перекаты смещаются вниз по течению. По данным Р. С. Чалова, скорость смещения побочней перекатов на р. Вычегде составляет 25–250 м/год, Лене – до 800, Амударье – до 1000 м/год.
Если же русло извилистое, то перекаты расположены на относительно прямолинейных участках между смежными изгибами. В самих излучинах располагаются плесовые лощины. Наибольшие глубины в них «прижаты» к вогнутому берегу.
У большинства перекатов наблюдаются сезонные изменения отметок дна: намыв на подъеме половодья, и размыв на спаде половодья и в межень. Для плесов характерна обратная картина – размыв в половодье и намыв в межень.
В паводок происходит увеличение скоростей и глубин в реке. Уклон водной поверхности на плесах возрастает, что способствует уменьшению перепада уровней, а соответственно и уклона на перекатах. Наконец, при весьма значительных расходах паводка, благодаря заполнению водой поймы, устанавливается один общий уклон на всем протяжении реки и влияние перекатов как источников подпора тем самым как бы устраняется. В плесах из-за повышения уклона при этом происходит энергичный размыв русла, а на перекатах наблюдается повышение дна за счет отложений материала, переносимого с плеса.
При снижении уровня воды перекат начинает создавать подпор: уклон водной поверхности выше гряды переката уменьшается, а над вершиной гряды и ниже ее уклон возрастает (рис. 3.46). Таким образом, размыв переката на спаде половодья и в межень объясняется возрастанием уклонов водной поверхности на перекате и соответствующим увеличением скоростей течения. Продукты размыва поступают в расположенную ниже плесовую лощину.
Макроформы – крупные относительно прямолинейные участки (рис. 3.11, а), излучины (рис. 3.11, б), системы русловых и пойменных разветвлений (рис. 3.11, в), участки так называемого разбросанного русла (рис. 311, г).
Русловые процессы в излучинах. Русло равнинной реки, как правило, имеет криволинейную форму в плане. Причиной этого является, с одной стороны, наличие неустойчивых легко размываемых берегов, которые под влиянием течения реки могут разрушаться, с другой – неустановившийся и циркуляционный характер речного потока, вследствие которого может изменяться направление течения. Оба обстоятельства могут нарушить очертание береговой линии и создать кривизну течения на том или ином участке реки. В дальнейшем область первоначального небольшого искривления русла будет увеличиваться благодаря размыву вогнутого берега под действием центробежной силы и удара струй о вогнутый берег на изгибе реки. Продукты же размыва будут сноситься к противоположному берегу, образуя там отложения, формирующие косы и отмели. Таким путем создается криволинейная форма берегов, столь естественная для рек, протекающих в рыхлых аллювиальных отложениях.
В наиболее отчетливой форме извилистость проявляется в виде так называемых меандр, т. е. излучин реки.
Нередко наблюдается перемещение извилин целиком в направлении течения (рис. 3.45). Это перемещение происходит вследствие того, что размыв вогнутого берега производится рекой не нормально к берегу, а под острым углом. Свободному развитию меандр в этом случае препятствует слабая размываемость бортов речной долины («ограниченное меандрирование» – по А.Н. Кондратьеву и И.В. Попову) [10, 12, 19]. Скорость смещения меандр незначительна, поэтому описываемое явление можно наблюдать только при длительных промерах русла на размываемом участке.
Н.А. Ржаницын (1960, в кн. Морфологические и гидрологические закономерности строения речной сети) предложил раздельно рассматривать свободное меандрирование, когда оно не стеснено коренными берегами, и ограниченное меандрирование, когда стеснено. В том случае, когда борта речной долины сложены относительно легко размываемым материалом, что не ограничивает развитие излучин в плане, меандры развиваются чрезвычайно интенсивно и сближаются настолько, что возникает опасность прорыва (рис. 3.47). Если прорыв образуется, то спрямленное русло размывается, а меандра постепенно заиливается, прекращает пропускать воду и превращается в староречье. Староречье постепенно полностью заносится наносами, зарастает и отмирает. Такой тип руслового процесса А.Н. Кондратьев и И.В. Попов называет «свободное меандрирование» [12].
В определенных условиях развитие извилистости реки способствует постепенному прекращению размыва берегов русла благодаря существенному уменьшению уклона и скоростей течения. Вследствие этого может наступить момент, когда даже на закруглениях скорость будет недостаточна для дальнейшего размыва русла, и меандра становится устойчивой.
Рис. 3.45. Схема смещения речного русла (ограниченное меандрирование). | Рис. 3.46. План и разрез переката и плесов с показом распределения скоростей (а) и перепада водной поверхности (б) [15]. |
Рис. 3.47. Схема смещения и изменения формы излучины (свободное меандрирование): 1 – участок размыва берега; .2–старица.
Развитие и рост излучин сопровождается значительными горизонтальными русловыми деформациями. Наибольшие размывы (достигающие десятков, иногда сотен метров в год) в условиях свободного меандрирования приурочены к вогнутым берегам на изгибе русла, где в потоке возникает поперечная циркуляция (рис.3.28). Продукты размыва вогнутых берегов формируют растущие пологие откосы у противоположных выпуклых берегов. В результате наращивания русла у выпуклых берегов формируется гривистая пойма [12]. В процессе развития излучин, их смещения и прорыва, на поймах остаются озера-старицы, которые постепенно зарастают, превращаясь в болота.
Русловые процессы в многорукавных руслах. Своеобразные русловые деформации наблюдаются в руслах, разветвленных на рукава (см. рис. 3.11, в). Различают пойменную и русловую многорукавность, причем пойменные рукава обычно более стабильны по сравнению с внутрирусловыми.
В паводок речной поток заполняет пойму. Поток движется, следуя уже общему очертанию коренных берегов речной долины. Лишь в редких случаях река повторяет в паводок изгибы русла (это зависит от соотношения между размерами русла и поймы и от степени затопления последних). Если в период половодья глубина затопления поймы велика и скорости течения значительны, то спрямление излучины может произойти на ранних стадиях ее развития при широком перешейке между смежными излучинами. Такой тип процесса называется «незавершенное меандрирование». Если при этом скорость образования новых проток превышает скорость отмирания спрямленных ими излучин, то русло становится многорукавным и пойма оказывается расчлененной множеством проток (тип процесса – «пойменная многорукавность»).
Рис. 3.48. Подмываемый вогнутый берег р. Чулым у г. Назарово. Река вплотную подошла к усадьбе (2006 г., фото автора).
При русловой многорукавности в пределах русла располагаются острова: либо одиночные, либо цепочки островов (в шахматном порядке или тяготеющие к одному из берегов). Пойменные и внутрирусловые рукава могут отмирать (заиливаться), при этом сток в них уменьшается. Но они могут возникать и активизироваться, тогда сток в них увеличивается, а размыв усиливается.
Разбросанные русла очень неустойчивы. Они наблюдаются на реках с повышенными скоростями течения и с мелкими подвижными наносами (реки Терек, Амударья). В разбросанных руслах вниз по течению перемещаются многочисленные и весьма подвижные осередки разного размера.
Рис 3.49. Участок размыва р. Чулым у г. Назарово. Подмываемая опора ЛЭП.
Описанные типы руслового процесса не исчерпывают всего многообразия возможных форм речного русла, наблюдающихся в природе. Скорости размыва берегов реки в ходе рассмотренных преобразований речных русел могут быть значительными, что приводит к разрушению береговых сооружений, водозаборов, зданий, улиц, дорог, опор ЛЭП и т.д. (рис. 3.48, 3.49). По этой причине при гидротехническом и землеустроительном проектировании и в природообустройстве прогноз переформирований береговой зоны совершенно необходим.
С какими скоростями идет размыв берегов русла?
Б. К. Штегман, проводивший геоморфологические исследования в дельте реки Или, пишет, что эта река удивительно подвижна. Он сам наблюдал, как на протяжении всего четырех лет излучина р. Или успевала превратиться в петлю русла, прорваться и снова стать петлей.
Выполняя геоморфологические исследования на Северной Двине, Е.И. Сахаров обнаружил, что за одно половодье река может срезать участки поймы до 10–20 м шириной. Крупнейший специалист по русловым процессам К. И. Россинский, наблюдая за переформированием русла на излучине Волги, установил, что только за пять месяцев, с 18 апреля по 24 сентября 1955 г., подмываемый берег этой излучины сместился на 18 м.
Натурные наблюдения на реке Куре ниже Мингечаурского водохранилища, выполнявшиеся по заданию Государственного гидрологического института Управлением гидрометслужбы Азербайджанской ССР, позволили обнаружить размыв вогнутого берега излучины, происходящий со скоростью 50–100 м заодно половодье.
Исследования размыва вогнутого берега излучины на р. Оби, выполненные А.А. Земцовым и автором у г. Колпашево, дали скорость размыва берега 7 – 12 м за год. Старожилы хорошо помнят очертания прежних улиц города, где сейчас плещется река.
Дата добавления: 2016-02-10; просмотров: 3019;