Концепции происхождения человека

При рассмотрении этой проблемы следует выделить три принципиальных подхода: во-первых, концепцию творения че­ловека Богом или иной надчеловеческой личностью, или без­личностной сущностью в силу свободы акта свободного воле­изъявления этой сущности, непостижимого для человеческого ума; во-вторых, гипотезы о внеземном, космическом генезе человеческого рода как «эксперименте» высокоразвитых циви­лизаций на планете Земля и, в-третьих, теорию естественного, эволюционного происхождения человека в результате развер­тывания внутренних потенций материи, источник которых вос­ходит к гипотезе «Большого взрыва».

Две фундаментальные идеи науки XX в. — антропный прин­цип и синергетика— проясняют теорию «Большого взрыва». Суть антропного принципа состоит в том, что любая сложная система, в том числе и человек, возможны потому, что в эпоху «Большого взрыва» элементарные процессы и фундаменталь­ные физические константы имели очень узкий диапазон.

Предмет синергетики — механизмы самоорганизации, са­мопроизвольного возникновения, относительно устойчивого существования и саморазрушения упорядоченных структур.

С естественнонаучных позиций человек разумный сформи­ровался около 50 тыс. лет назад, хотя его предыстория уходит на глубину до 1,5—2 млн. лет, когда на Земле появился человек прямоходящий.

Произошло это в Восточной Африке в силу ряда причин, о которых до сих пор идет горячая дискуссия среди антропологов, геологов, биологов, экологов. Скорее всего, в это время создалось достаточно уникальное сочетание ряда факторов, среди которых и изменения климата, и колебания радиационного фона планеты, и возможные воздействия ближ­него Космоса на Землю. Почти все согласны с тем, что этот процесс был длительным, знал свои скачки и периоды плав­ного развития. Очевидно также, что немало линий в эволю­ции приматов оказались тупиковыми, а их представители (на­пример, неандерталец) вымерли. Современные генетики счи­тают, что человечество произошло от так называемой «афри­канской Евы», женщины, жившей в Африке примерно 100— 200 тыс. лет назад.

Для философского осмысления данного процесса наиболее важен факт увеличения объема черепа и мозга в процессе эво­люции. Во многом это было связано с переходом ко все боль­шему потреблению пищи с высоким содержанием животного белка. Развивалась и обогащалась новыми связями, прежде всего кора головного мозга, которая у современного человека имеет около 15 млрд. нервных клеток. Этот процесс носит название «цефализация», и именно он обусловил предпосылки для раз­вития речи, мышления и трудовых действий. Кроме того, для человеческого мозга очень характерна асимметрия полушарий, их функциональная специализация. Огромную роль в этом про­цессе сыграло развитие языка как специфически человеческо­го канала общения и основы для успешной предметно-практи­ческой деятельности. Без названия предметов и явлений, без их обозначения невозможно было бы развитие производства и общения и тем самым социальности той «ткани», которая объе­диняла первобытных людей и разделяла «наших» и «чужих», вредное и полезное, священное и обыденное. В языковой фор­ме были реализованы первые примитивные формы верований — фетишизм, тотемизм, магия, анимизм. Язык в этом смыс­ле не только отражал мир, но и творил его, а человек в полном смысле слова становился «символическим» животным. В зак­лючение надо подчеркнуть, что многие ключевые вопросы антропосоцногенеза остаются предметом оживленной дискуссии в современной философской и научной мысли.

 








Дата добавления: 2015-12-08; просмотров: 496;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.003 сек.