Культурная психология
Другой подход к пониманию характера взаимоотношений между культурой и личностью, получивший распространение в последние годы, известен под названием культурная психология. Для данного подхода характерно рассматривать культуру и личность не как отдельные друг от друга феномены, а как единую систему, элементы которой взаимно обусловливают и развивают друг друга.
Культурно психологический подход базируется на предположении, что психологические процессы, в данном случае - природа функционирования (механизмы формирования) личности, не просто испытывают влияние со стороны культуры, но полностью определяются ею.
В то же время данный подход предполагает, что совокупность личностей, действующих согласованно, формирует культуру. Анализ таких феноменов, как личность и культура, может быть наиболее плодотворным в том случае, когда они рассматриваются в качестве динамической и взаимообусловливающей системы. С точки зрения данного подхода поведение индивида не может объясняться путем механического использования раз и навсегда установленных категорий и измеряемых показателей; необходимо прежде выяснить, несут ли какой-либо смысл данные категории, характеристики и измерения в рамках изучаемой культуры и каким образом они проявляются в условиях данной культуры.
Культурно-психологический подход испытал значительное влияние как со стороны культурной антропологии, так и со стороны кросс-культурного подхода, особенно в той его части, которая касалась изучения культурного своеобразия и понятий индигенной психологии и индигенной личности. Представители данного подхода утверждают, что, поскольку не существует двух одинаковых культур, между личностями, составляющими в совокупности данные культуры, также должны иметь место фундаментальные различия; ведь культура и личность взаимно обусловливают друг друга в пределах соответствующей культурной среды.
Культурно-психологический подход, утверждает, что все люди и все культуры принципиально различны по своей природе. Хотя учеными собрано внушительное количество данных, указывающих на универсальность некоторых аспектов личности, можно привести немало данных и в пользу существования феномена индигенной личности, а также свидетельствующих о существовании культурных различий, касающихся даже таких аспектов личности, которые принято связывать с представлениями об общечеловеческих этических ценностях.
Поскольку не существует двух одинаковых культур, между личностями, составляющими в совокупности данные культуры, также должны иметь место фундаментальные различия; ведь культура и личность взаимно обусловливают друг друга в пределах соответствующей культурной среды.
Вопрос о том, каким образом возможно совместить столь противоположные по своей сути воззрения на человеческую природу и культуру, по-видимому, станет основным вопросом, ответ на который предстоит выработать кросс-культурной психологии в ближайшем будущем.
Дата добавления: 2015-12-01; просмотров: 989;