Кросс-культурный психологический подход
Этнографический подход
Сначала XX века было выдвинуто несколько различных подходов, имеющих целью отразить специфику взаимодействия культуры и личности, и разработан ряд методов для изучения характера их взаимоотношений. Наиболее ранние попытки, в которых эти взаимоотношения стали предметом научного исследования, были предприняты этнографами, рассматривавшими человеческую психологию с точки зрения интересов своей научной дисциплины. Основывая свои теоретические построения в основном на материалах полевых исследований, эти ученые (Маргарет Мид, Вестон Лабарр и Рут Бенедикт), разработали фундамент научного подхода к изучению культуры и личности, на котором базируется метод кросс-культурного сравнительного исследования личности, а также направление, известное в наши дни как культурная психология.
Хотя многие представители психологической и культурной антропологии признают роль врожденных биологических факторов в формировании личности, основной вклад этих дисциплин в науку связан со взглядом, согласно которому личность культурно обусловлена и формируется под влиянием сил, функционирующих в специфической культурной среде. Такой взгляд предполагает, что личность является скорее результатом обучения и усвоения основных психологических механизмов, функционирующих в культуре благодаря участию индивида в типичных для данной культуры практиках, чем функцией биологических и эволюционных факторов.
Кросс-культурный психологический подход
Если основные достижения этнографического подхода приходятся на первую половину XX века, то во второй половине доминирует кросс-культурный психологический подход. В рамках данного подхода личность выступает в качестве самостоятельного и не обусловленного культурой явления и, соответственно, в качестве зависимой переменной в экспериментальных культурологических исследованиях. Независимыми переменными в этом случае будут две (или более) различные культуры, которые сравниваются между собой по параметрам, соответствующим исследуемым чертам или измерениям личности.
В отличие от этнографического, кросс-культурный подход трактует личность как универсальную этическую категорию, феномен, которому должен придаваться равный масштаб и значение в любой рассматриваемой культуре. Но если принять точку зрения, что личность - это выражение универсальных и проявляющихся независимо от культуры черт, то где кроется их источник? На этот вопрос возможны два различных, но не взаимоисключающих ответа:
1) в биологических врожденных факторах, которые служат целям эволюции, а потому являются функцией адаптационных процессов, и на основе которых формируется генетическая предрасположенность к проявлению тех или иных личностных черт;
2) в вероятно существующих культурно-независимых принципах и механизмах обучения, под воздействием которых формируется личность.
Помимо поисков универсальных аспектов человеческой личности, кросс-культурные исследования направлены на выявление культурно-специфических личностных черт, характеристик и паттернов. Представители кросс-культурного психологического подхода рассматривают такое понятие, как культурно-специфическая индигенная личность- совокупность личностных черт и характеристик, присущая исключительно конкретной рассматриваемой культуре. Хотя исследования, проводимые в рамках данного подхода являются психологическими , на них в значительной степени отразилось влияние этнографического взгляда на личность и методов ее изучения.
Дата добавления: 2015-12-01; просмотров: 1704;