Актуальность психосоматического подхода в клинической психологии.

Несмотря на то, что тесная взаимосвязь психическоrо и соматическоrо замечена и изучается в течение уже нескольких веков, со времен Гиппократа и Аристотеля, она остается одной из наиболее сложных проблем современной науки. Жизненный путь человека ­ это вереница событий, отмеченных личным участием субъекта, восприятием, оценкой и реакцией. Реакция человека - ­это и определенное поведение в конкретной ситуации, и переживание случившегося. События жизни ­ это не только изменения обстановки или новые формы отношений окружающих, это и нарушения в реализации жизненных планов и программ, это и неудовлетворенные желания, и несбывшиеся мечты, это и крушение надежд. Проходя через полосы стрессов, конфликтных ситуаций, оказываясь в положении жизненных кризисов, человек может стать жертвой длительных состояний психоэмоционального напряжения и социальной дезадаптации. Поскольку душа и тело человека составляют неразрывное единство, то психологическое неблагополучие нередко становится причиной телесных недугов. Эти нарушения, в свою очередь, оказывают влияние на психику.

В современной, чрезвычайно интенсивной жизни у человека появилось множество пси­хосоматических расстройств, которые можно устранить, лишь понимая телесный «язык» его психики. Иногда тело может выражать происходящие в нем физиологические процессы языком чувств: страха, отчаяния, печали, радости. А психические процессы говорят о себе на «языке органов»: человек краснеет, дрожит, у него отнимаются ноги, слепнут глаза, болит спина или появляется сыпь на лице. Здесь нет причинной связи между тем, что произошло сначала, и тем, что за этим последовало. И то, и другое ­ это различные проявления внутреннего состояния.

Во многих восточных странах врачу выплачивался гонopap до тех пор, пока его «пациент» оставался здоров. При этой древней восточной системе здравоохранения врач был ориентирован прежде всего не на лечение болезни, а на поддержание здоровья.

Принципы лечения соматических и психических заболеваний с давних пор зависели от представлений о человеке, которые господствовали в соответствую­щую историческую эпоху. Современная медицина является медициной заболеваний: исследуются условия развития, закономерности, возможности передачи болезни. Это все рассматривается зачас­тую абстрактно, т.е. вне связи с пострадавшим человеком (русские земские врачи, как универсальные семейные врачи: «лечить человека, а не болезнь», коррекционно-развивающее обучение при афазиях: главное не восстановить речевую функцию в первозданном виде, а максимально адаптировать человека к жизни в обществе в условиях измененной психической функции; направленность отечественной нейропсихологии не на исследование отдельно взятых функций, а на исследование человека (два плана исследований: микросистемный и макросистемный)).

Распространенность заболеваний изменилась. Тем, чем раньше были чума, холера и оспа, сегодня стали сердечно-сосудистые и лёгочные заболевания, депрес­сии, фобии, чувство тревоги и безысходности. С точки зрения истории медицины это понятно: после выдающихся успехов естественных наук в преодолении инфек­ционных заболеваний, в терапии и хирургии было развито примерно следующее представление: человек ­ это система, которая должна быть отремонтирована, при этом ее нужно смазать, удалить испорченные детали и поставить новые. Лече­ние сферы психического проводилось только при крайней необходимости, однако сегодня мы уже не можем больше проходить мимо того факта, что примерно 60 ­- 80 % всех заболеваний обусловлены психикой или по крайней мере опосредованы ею. Головные боли, желудочно­-кишечные расстройства, нарушения сна, ревмати­ческие болезни, алгии, астма, сердечная недостаточность, сексуальные расстройства, фобии, депрессии, навязчивые состояния и т.д. все чаще рассматриваются сегодня с точки зрения переживания, переработки переживаний и психических и психосоциальных конфликтов. Стремление к профилактическому, предупреждающему мышлению тем не менее является заслугой не только медицины и психологии, но и тех институтов, которые вынуждены «устранять» заболевания и их последствия: больницы, страховые компании, политические и религиозные организации. Таким образом, становится понятным, что болезнь не является больше личным делом и внимание к ней не является больше привилегией узкоспециализированных ученых или ответственных за организацию здравоохранения лиц.

Современный врач, психолог должен стремиться видеть в боль­ных больше, чем просто носителей симптомов и историй болезни. Всегда возникает вопрос: кто болен и кoгo нужно лечить: человека, который представляется пациентом, его семью, его партнера, его подчиненных и коллег по работе, общество и его устройство, политиков, которые хотят представлять его общественные интересы и т. д.

Такая позиция касается как соматически так и психически больных. В настоящее время повышается спрос на организацию психиатрической помощи. Речь уже не идет только о том, что каждой определенной болезни должно соответствовать определенное лечение, например, направле­ние в психиатрическую клинику. Мы делаем акцент на вопрос, какое значение это имеет для пациента и ero семьи, как оно влияет на течение заболевания.

 

Притча «Легкое лечение» (Моулана, персидскuй поэт, 1248-1317 гг.н.э.).

Племянник одного правителя тяжело заболел. Все врачи страны уже noтeряли надежду на его излечение. Никакие лекарства не помогали. Поскольку врачи ничего не могли сделать, то правитель согласился, чтобы больного осмотрел Авиценна, которому тогда было всего 16 лет. Когда Авиценна вошел во дворец, все были поражены его смелостью, так как он решился помочь больному, несмотря на то, что все мудрецы страны признали свое бессилие. Авиценна увидел больного, худого, бледного юношу, распростертого на ложе. На вопросы юноша не отвечал, а его родственники объяснили, что он уже некоторое время не произносит ни слова. Авиценна исследовал его пульс и долго держал его руку. Наконец, он за­думчиво поднял голову и сказал: «Этот молодой человек нуждается в особом лечении. Мне нужен тот, для кого этот город родной, кто хорошо знает все его улицы и переулки, все дома и всех людей, живущих в них». Все были удивлены и спрашивали: «Что общего может иметь лечение больного с улочками нашего города?» Но, несмотря на свои сомнения, они повиновались желанию Авиценны u послали за человеком, который, как было известно, знал городкак свои пять пальцев. Авиценна попросил eгo: «Назови мне все кварталы города» . При этом его рука была на пульсе больного. Когда был упомянут определенный квартал, Авиценна почувствовал, что пульс парня участился. Toгдa он попросил перечислить все улицы этого квартала, до тех пор, пока пульс больного снова не ускорился при произнесении названия одной из улиц. Затем Авиценна попросил называть все переулки, расположенные вокруг этой улицы. Человек называл все переулки один за другим, пока название одного малоизвестного переулка не вызвало учащение пульса у больного. Довольный этим, Авиценна велел: «Приведите ко мне человека, который может назвать все дома в этом переулке и их жителей». Eгo Авиценна попросил перечислять все дома, и пульс больного указал на тот, который был нужен. Когда человек стал перечислять живущих в этом доме людей, то упомянул имя одной девушки. Сердце больного немедленно начало колотиться.

Наблюдательный Авиценна произнес: «Очень хорошо, все ясно. Мне теперь известна болезнь юноши, и его очень легко вылечить». Он встал и сказал присутствующим, которые смотрели на него в изумлении: «Этот юноша страдает от любви, в этом причина его недуга. Он влюблен в девушку, чье имя вы только ­что услышали. Идите, найдите ее и добейтесь, чтобы она стала его невестой». Больной, который слушал слова Авиценны с большим вниманием и волнением, покраснел от смущения и спрятался под одеяло. Правитель объявил девушку невестой племянника, и юноша выздоровел в течение часа.

Авиценна искал причину уныния наследного принца очень необычно и всесторонне. Он не полагался на симптом в своих размышлениях над этой причиной, а начал перечислять районы и улицы города, определяя их психосоматически функциональное значение. Тем не менее, Авиценна оставался во власти стереотипа мышления своего времени: кроме несчастной любви тогда почти не было других причин для тоски. Если бы принц был обеспокоен социальной несправедливостью в его стране, своей неспособностью справиться с поставленными перед ним задачами или думал и печалился бы о бессмысленности своих жизненных планов, Авиценна не смог бы помочь своим методом обследования. Он применил бы тогда неверный ход или стоял бы на ложной позиции. Впечатляющим в терапевтическом методе Авиценны является дискурсивный подход. Он не обращался к пациенту, чтобы тот что-­то говорил, он не давал никакого средства, которое могло бы поддержать его, а мобилизовал все его возможности, перечисляя все улицы города: он как бы очертил «провоцирующий фактор болезни».

Пример из практики:

Пациентка 32 лет жалуется на страхи, желудочные расстройства, головные боли, тревожность и боли в плечевом поясе. Лечение началось с симптоматической терапии желудочных расстройств. После некоторого перерыва было проведено физиотерапевтическое воздействие по поводу нарушений со стороны плечевого пояса под контролем ортопеда. Депрессия и страхи лечились психиатром при по­мощи транквилизаторов и антидепрессивных средств. Головные боли заставили пациентку обратиться к невропатологу, который поставил диагноз невралгии тройничного нерва. С этим диагнозом она наблюдалась в течение двух лет, пока, наконец, не была направлена врачом-терапевтом на психотерапевтическое лечение. Здесь выявилось, что все симптомы происходили от душевного конфликта, который имел соматические проявления. Этому конфликту соответствовали следующие внешние события: смерть любимого брата, супружеские проблемы и потеря работы. Пациентка вытеснила этот конфликт, реагируя своими симптомами; и в этой реакции она находила поддержку у лечивших ее врачей. Только интересовавшийся психотерапией врач-терапевт смог разглядеть причину симптомов больной и обеспечил ей успешное излечение от болезней.

Хроническое заболевание является не только врагом человека, но может приносить определенную выгоду, являясь своего рода "экологической нишей". Самый простой пример: от чего дети 3 - 6 лет начинают часто болеть, когда их отдают в детский сад? - Это единственная их возможность остаться дома и получить недостающие любовь и внимание родителей. В ситуации хронически протекающей болезни взрослый становится в некотором отношении "ребенком", несознательно удовлетворяющим определенным желания и потребности, получающим то, чего он не смог добиться в здоровом состоянии.

Например, женщина, у которой непроизвольно, сами собой закрываются глаза, независимо от того, где она находится: дома, на улице или на работе. Она боится споткнуться и упасть или попасть под машину. Причиной этого симптома пациентка считает повышенное внутричерепное давление. В процессе психотерапии удалось выяснить, что закрытые глаза позволяют клиентке отдыхать от изнурительной работы и многочисленных домашних дел. Она не могла позволить самой себе как-то отвлечься, расслабиться и отдохнуть. В результате сам организм начал напоминать ей об элементарных потребностях. И члены семьи этой женщины были вынуждены больше о ней заботиться, помогать по хозяйству.

В таких случаях неблагополучие какого-нибудь органа может стать определенным звеном в цикле неправильного, искаженного взаимодействия с человеком, семьей, обществом. Таким образом, болезнь или симптом выступает в роли коммуникативного канала с другими людьми.

Таким образом, современная наука и практика обусловили необходимость сотрудничества психологов и врачей в лечении болезней, которые когда-то считались соматическими (телесными).

В настоящее время доказано, что психологические факторы оказывают влияние на возникновение следующих заболеваний: аллергии, бронхиальной астмы, гипертонии, заболеваний сердца, 12-перстной кишки, язвенного колита, нейродермита, псориаза, неспецифического полиартрита, а также мигрени, заболеваний щитовидной железы, сахарного диабета, злокачественных новообразований.

Исследования в области психосоматики позволяют понять, какие внешние и внутренние психологические факторы оказывают влияние на возникновение ряда соматических заболеваний. И наоборот, как меняется восприятие человеком самого себя, окружающего мира, как меняются его взаимоотношения с людьми во время болезни.

Делаются попытки выделить типы мотивационных конфликтов, специфичных для данного заболевания. Например, "язвенный" тип людей, занимается "самоедством", то есть подавлением в себе потребностей, не согласующихся с социальными требованиями. Такие люди отвергают потребности в зависимости, поддержке, сопереживании; неуверенны в себе, прямолинейны, категоричны.

 








Дата добавления: 2015-12-26; просмотров: 4176;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.