В конце XV — начале XVI вв.
Создание единого государства оказало влияние на развитие экономики и социального строя России. Прекращение феодальных усобиц способствовало развитию производительных сил. Продолжалось освоение русскими крестьянами новых территорий: колонизационные потоки двинулись в Приуралье, за Оку, увеличивалось население Поморья.
Экстенсивная подсечная система земледелия сохраняла ведущую роль во многих районах страны. Вместе с тем появились двупольные, а в некоторых местах и трехпольные севообороты.
Важные изменения произошли в структуре феодальной собственности на землю. Изменился характер землевладения князей. Став поддаными государя всея Руси, они в значительной степени сохранили свои бывшие домениальные земли, которые все больше сближались с обычными феодальными вотчинами.
При Иване III широко проводились земельные раздачи служилым людям за счет владений новгородских вотчинников, других присоединенных земель. Таких феодалов, переселенных на новые места, «испомещенных» там, стали называть помещиками, а их владения — поместьями. Первоначально поместья мало чем отличались от вотчин: они практически наследовались, а вотчинники были обязаны также служить. Главным было то, что поместья было запрещено продавать и дарить. Вскоре помещикам начали раздавать земли черносошных крестьян, в первой трети XVI века поместья были уже почти во всех уездах страны, во многих из них были проведены массовые поместные раздачи. Служилые люди – помещики – были главной социальной опорой нарождавшегося самодержавия. Создание единого государства послужило одной из предпосылок закрепощения крестьянства. Давно существовало правило, по которому крестьянин мог покидать своего владельца только в течение двух недель в году. Теперь это стало общегосударственной нормой. Судебник 1497 года установил единый срок перехода крестьян: неделя до Юрьева дня осеннего (26 ноября) и неделя после. Это было первое общегосударственное ограничение крестьянской свободы, но еще не закрепощение крестьян.
Среди феодальных повинностей крестьян господствовал натуральный оброк, хотя местами взимался и денежный. Барщина по-прежнему была слабо развита, а собственную запашку феодала обрабатывали, главным образом, холопы.
Продолжали развиваться ремесла, главными центрами которых были города. Росла ремесленная специализация, в крупных городах часто существовали слободы, населенные ремесленниками одной специальности (гончарная, кузнечная, бронная в Москве и т. д.). Высокого уровня достигло оружейное дело. В копне XV века в Москве был создан Пушечный двор, где изготовлялись артиллерийские орудия. Развитие ремесла каменщиков позволило провести в Москве работы небывалого масштаба по строительству новых кремлевских стен.
Во второй половине XV — первой трети XVI вв. продолжали развиваться экономические связи между разными областями страны. Этому способствовало создание единого государства. Но эти связи было бы неверным преувеличивать.Для развития оживленной торговли слишком ничтожна была доля городского населения. Натуральное хозяйство сохраняло безраздельно господствующее положение.
Быстрота, с которой произошло политическое объединение русских земель, привела к тому, что старое, связанное с удельными временами, оказывалось живучим и причудливо переплеталось с новым, общегосударственным. Наряду с государем всея Руси сохраняли долю своей власти на местах «государи» рангом пониже, из бывших князей. Некоторые князья из родственников великого князя (обычно его братья) имели даже свои уделы, выдавали жалованные грамоты.
Но политический строй Русского государства рубежа XV—XVI вв. развивался в сторону большей централизации. Великие князья Иван III и Василий III все более проявляли себя как самодержцы. Даже внешний вид государя во время торжественных церемоний должен был показать его отличие от подданных. В руках он держал скипетр и державу, на голове — великокняжеская корона, «шапка Мономаха» — золотой головной убор, отделанный мехом и увенчанный крестом. Предполагают, что она была подарена Ивану Калите ханом Узбеком. Официальная же московская легенда «Сказание о князьях Владимирских» рассказывала, что это якобы византийская корона, перешедшая к Владимиру Мономаху от его деда — византийского императора Константина Мономаха — как знак царского достоинства.
В 1472 году овдовевший Иван III женился на племяннице последнего императора Византии Софье (Зое) Палеолог, после чего великокняжеским гербом стал византийский двуглавый орел. В это же время распространяется идея о Москве как третьем Риме.
Совещательным органом при великом князе была Боярская дума. До середины XV века в ней заседали только люди из старых московских боярских родов, но с образованием единого государства в составе бояр оказываются князья прежде независимых княжеств. Формально их «жаловали» в бояре, на деле же переход в боярское звание был знаком их превращения из вассалов в подданных великого князя, то есть снижал их социальный статус. Благодаря тому, что дума была невелика, государь мог делать своими советниками только тех аристократов, на лояльность которых он мог твердо рассчитывать.
Система управления единым государством в начале XVI века еще не сложилась и была довольно архаичной, сохранялось еще много пережитков феодальной раздробленности. В 1497 году был принят Судебник — первый свод законов единого государства. Хотя Судебник и применялся на практике, но все же не получил широкого распространения и, вероятно, после смерти Ивана III (1505 г.) был почти забыт: до нас дошел лишь один список этого документа.
В XV столетии в результате длительного процесса развития сложилась великорусская народность с присущим ей языком. На территории Северо-Восточной Руси в связи с наплывом туда населения, переселявшегося из других районов под угрозой внешней опасности, происходило смешение особенностей различных говоров: «аканья», типичного для Юго-Восточных русских земель, и «оканья», характерного для Северо-Западных областей. Ведущее значение в формирующемся русском языке приобрел ростово-суздальский диалект. В дальнейшем стало возрастать диалектное многообразие на расширяющейся территории Российского государства за счет присоединения новых земель.
Яркое выражение процесс образования великорусской народности нашел в подъеме русской культуры, которая, развиваясь на основе культурных традиций древней Руси, приобрела в это время ряд специфических черт, отличающих ее от украинской и белорусской культуры.
Таким образом, в результате сложных исторических процессов к началу XVI века сложилось единое Российское государство. Обстоятельства, в которых проходило его становление, наложили отпечаток на всю дальнейшую историю России.
Дата добавления: 2015-11-26; просмотров: 884;