ГЛАВА «ПРОТИВ МУЗЫКИ» («Фа юй»). ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
…Учитель Мо наставляет: «Простой люд имеет три бедствия. Голодающие не имеют пищи, замерзающие не имеют одежды, уставшие не имеют отдыха. От этих трех бед народ испытывает огромные страдания. Но если именно в такое время ваны, гуны и другие знатные люди развлекаются колокольным звоном и барабанным боем, играют на лютнях, цинах, свирелях и шэнах[387], а также устраивают боевые упражнения для показа оружия, то откуда же простой люд возьмет пищу и одежду? Поэтому я считаю, что так не должно быть. Мой замысел состоит в том, чтобы уничтожить это...»
«Нынешний человек отличен от этих животных, – говорит Мо-цзы. – Кто опирается на усилия [в труде], тот живет, а кто не опирается на усилия в труде, тот не живет...»…
Вопросы для самоконтроля:
1. Как автор характеризует современное ему социально-политическое положение в Китае?
2. Выделите принципы концепции Мо-цзы.
3. Какие политические функции автор предписывает Небу?
4. Почему необходимо привлекать на государственную службу мудрых?
5. Какими способами можно привлечь мудрых к верхам?
6. В чем заключается мудрость государственных служащих?
7. Проанализируйте концепт «всеобщей любви и взаимной выгоды».
8. Какова социальная направленность взглядов Мо-цзы?
9. Какие методы управления советует применять автор?
10. Как автор описывает процесс образования государства и в чем он видит его социальное назначение?
11. В чем заключается единство?
12. Каково отношение Мо-цзы к войнам?
13. Сравните тезис «почитание мудрости», а также отношение к старине и к ритуалам Мо-цзы и Конфуция.
X. ШКОЛА ЛЕГИСТОВ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ (по источнику «Шанцзюнь шу»(«Книга правителя области Шан»)
План занятий:
1. Исторические и идеологические предпосылки легизма.
2. Основные принципы легизма.
3. Основные методы управления государством.
4. Соотношение сил в государстве: народ – чиновники – правитель.
Источник:
1. Книга правителя области Шан (Шан Цзюнь Шу). М., 1968, 1993.
2. Книга правителя области Шан // Древнекитайская философия. М., 1972. Т.2. С.210-223
Литература:
1. Переломов Л.С. Введение. История текста и проблема аутентичности Шан Цзюнь Шу // Книга правителя области Шан (Шан Цзюнь Шу). М., 1993. С. 59-133.
2. Переломов Л.С. Империя Цинь – первое централизованное государство в Китае (221-202 гг. до н. э.).М., 1962.
Методические указания:
В первую очередь необходимо обратить внимание на непосредственную связь идей Шан Яна с политической реальностью того времени и практическую направленность его учения. Шан Яна абсолютизировал царскую власть, которая могла бы создать мощное государство-империю. Учение носило ярко выраженный антиконфуцианский характер и в нем можно выделить условно не только программу политического переустройства страны, но и экономическую составляющую. Шан Ян выдвинул целую серию конкретных мер, направленных на повышение производства зерна и увеличение налоговых поступлений.
Стоит обратить внимание на новый созданный Шан Яном образ правителя. Гуманного правителя автор критикует как нечто нереальное, ибо гуманный царь не в состоянии управлять государством. Хорошее правление возможно дашь там, где правитель опирается на единые, обязательные для всех законы. Проанализируйте представление Шан Яна о законе, которому суждено было служить опорой деспотической власти. Введение единых законов способствовало установлению нового типа связи: правитель – общинник, тем самым ущемлялись права не только аристократии, но и органов общинного самоуправления.
Краеугольным камнем теории Шан Яна является введение единой системы наказаний, награждения и «воспитания». Шан Ян выдвигает новую концепцию о наказаниях: он отказывается признать наличие какой-либо связи между мерой наказания и тяжестью содеянного преступления: жестоко карать за малейшее нарушение приказов царя. Шан Ян вводит в свое учение о наказаниях весьма существенный момент – систему круговой поруки: отец отвечал за сына, жена – за мужа, соседи, люди, занятые в течение какого-то времени общим делом. Распространение системы круговой поруки позволяло правителю держать всех жителей царства в постоянном страхе и полном подчинении.
Необходимо также отметить на целостность концепции Шан Яна, так как он предусмотрел и экономическую, и политическую, и социальную, и духовную компоненту проводимых им реформ. Официально основными сословиями общества были объявлены земледельцы и воины. Он уделял большое внимание служилому сословию, пытался создать новый тип чиновника, обязанного всем своим благополучием государству. Одним из наиболее действенных средств была отмена сословной ограниченности при выдвижении на административные посты и провозглашение принципа равных возможностей. При этом за действиями чиновниками устанавливался строгий надзор.
Проанализировав вышеуказанные моменты, Вы придете к выводу, что Шан Ян одним из первых в мировой истории создал законченную модель деспотического государства.
Глоссарий: «совершенномудрые», «Единое», «путь», «паразиты», закон, наказания, открытые и закрытые пути.
«Книга правителя области Шан» – философско-политический трактат, принадлежащий к наиболее древним памятникам китайской литературы. Традиция приписывает авторство этого трактата государственному деятелю и реформатору древнего Китая Гунсунь Яну (390-338 гг. до н. э.), известному в истории под именем Шан Яна – правителя области Шан, пожалованной ему циньским Сяо гуном (361–338 гг. до н.э.).
В период империи Цинь (221-207) она была одной из наиболее почитаемых книг, поскольку идеи Шан Яна играли главенствующую роль в государственной жизни. Правители циньской династии и высшие сановники неоднократно обращались к трактату, особенно в критические моменты в поисках ответа на решение сложных политических вопросов.
Дошедший до нас текст памятника несет напластований различных эпох; с течением времени в его тексте возникло значительное число лакун, появились предложения с перестановленными или несогласованными частями и т. п. Многие китайские ученые трудились над реконструкцией и комментированием первоначального варианта памятника. Несмотря на усилия десятков комментаторов, им не удалось уточнить все неясные места. Во всех этих династийных историях ничего не говорится о количестве глав; авторы лишь отмечают, что Шан цзюнь шу состоит из пяти свитков.
Перевод Л.С. Переломова.Текст подготовлен к печати Н.Н.Козловой по изданию: «Книга правителя области Шан». М., 1993.
«Книга правителя области Шан»
Глава 1. ИЗМЕНЕНИЕ ЗАКОНОВ[388]
Сяо гун[389] обсуждал планы [управления государством]. Три сановника в ранге да фу[390] – Гунсунь Ян[391], Гань Лун[392] и Ду Чжи[393] находились при государе. Они размышляли о переменах, происходивших в их век, рассуждали о сущности исправления законов и изыскивали способ, [как искуснее] повелевать народом. Государь молвил: «Взойдя на престол, не забывать об алтарях духов земли и проса[394], – таков Путь[395] правителя. Проводить в жизнь законы и заботиться о том, чтобы [всем] были ясны достоинства правителя, – таков долг сановника. Ныне я хочу изменить законы, дабы добиться образцового правления; изменить ли[396], дабы [по-иному] наставлять народ, но опасаюсь, что Поднебесная осудит меня».
Гунсунь Ян ответил: «Я слышал, что тот, кто колеблется, [не зная] как поступить, [ничего] не достигает, а тот, кто нерешителен в делах, не добьется успеха. Государь, скорее утвердитесь в мысли об изменении законов и [вам] не следует обращать внимания на то, что Поднебесная [может] осудить это. Ведь тот, кому свойственны поступки выдающегося человека, неизбежно испытает противодействие со стороны [заурядных людей] своего века… [Поэтому] негоже обсуждать с народом свои начинания, но можно вместе с ним наслаждаться завершением [дел]... Поэтому если совершенномудрый может при помощи [законов] сделать сильным [свое] государство, то он не берет за образец [порядки] древности, и если он может благодаря [законам] принести пользу народу, то он не следует ли».
Сяо гун воскликнул: «Прекрасно!».
Гань Лун сказал: «Нет, это не так. Я слышал, что совершенномудрый наставляет народ, не изменяя [обычаев], умный [добивается] хорошего управления, не изменяя законов. Тем, кто наставляет народ, сообразуясь с его желаниями, успех будет достигнут без труда; у того, кто [добивается] хорошего управления, придерживаясь [установившихся] законов, чиновники опытны, а народ пребывает в спокойствии. Ныне если вы измените законы и не будете следовать старым [порядкам] циньското государства; измените ли и станете [по-иному] наставлять народ, я опасаюсь, что Поднебесная осудит вас, государь»…
Ду Чжи сказал: «Я слышал, что если выгода не будет стократной, законов не меняют; если успех не будет десятикратным, не меняют орудия. Я слышал, что когда подражают древности, не совершают ошибок; когда придерживаются ли не бывает нарушений. Государь должен стремиться к этому».
Гунсунь Ян ответил: «Прошлые поколения [правителей] наставляли [народ] по-разному, какой же древности [они] подражали? Императоры и цари[397] не повторяли друг друга, каких же [старых] ли они придерживались? … Так как ли и законы создавали, исходя из [нужд] времени, распоряжения и приказы соответствовали тому, что было нужно; оружие и орудия труда отвечали своему назначению. Поэтому я заявляю: чтобы достичь хорошего управления [людьми своего] века, существует не один Путь; для того чтобы принести пользу государству, не обязательно подражать древности. …А если так, то, воистину, тот, кто идет наперекор древности, не обязательно заслуживает осуждения, тот, кто следует ли, не обязательно достоин похвалы. Государь! Не надо колебаться».
Сяо гун произнес: «Прекрасно! Я слышал, что в бедных кварталах селений многие недоумевают над [моими нововведениями], а в захолустных школах среди образованных идут горячие споры. … Не стоит считаться с осуждением [людей нашего] века, я не сомневаюсь [в успехе своего начинания]».
Затем [государь] издал указ об освоении пустующих земель.
Дата добавления: 2016-02-09; просмотров: 919;