Декоративные шрифты вне классификаций (Graphic).
Эти шрифты отличаются от рукописных более причудливым начертанием, имеющим скорее рисованный характер. Известно множество вариантов, которые представляются как гибриды основных шрифтов. Многие из них содержат новые дизайнерские решения, вызванные применением цифровых технологий, сканирования и возможностей электронной обработки и улучшения вида символов.
3.
Чаще всего выбор шрифта ограничивает набором шрифтов, используемых типографией, с которой сотрудничает издательство. Это некий стандартный набор шрифтов. Но для книг, требующих оригинального оформления, а также для заглавий или названий серий, которые планируется широко использовать в дальнейшем, следует либо приобрести, либо разработать шрифты, которые будут составлять отличительные признаки книг данного издательства.
При выборе стиля оформления понадобится несколько шрифтов. Для наборных текстов желательно в выбранном стиле использовать обычные, курсивные, полужирные и курсивные полужирные шрифты. Эффективного дизайна можно достичь с помощью всего нескольких шрифтов. Также существует общее правило, в соответствии с которым в одной публикации не следует применять более 3 или 2 гарнитур, если характер издания не предполагает специального шрифтового оформления.
Необходимо иметь в виду, что насыщенность и разметка оказывают наибольшее влияние на восприятие читателей. Для большинства людей все шрифты выглядят примерно одинаковыми, а различия в восприятие вносят субъективные ощущения более плотного (темного), более ровного (в зависимости от типа выключки) текста. Лучше больше внимания уделять дизайну страницы, чем виду начертания отдельных символов.
Во-первых, при выборе шрифта всегда следует учитывать тип бумаги. Изящные, тонкие шрифты будут плохо выглядеть на бумаге типа газетной; тяжелые, контрастные шрифты выглядят слишком «ослепительно» на мелованной бумаге (это бумага со специальным покрытием для придания поверхности белизны и гладкости).
Во-вторых, при выборе дизайна следует учитывать, что различные версии одного и того же шрифта у различных изготовителей могут существенно отличаться по дизайну и общим характеристикам; шрифты с одинаковым размером в пунктах могут иметь различную высоту строчных букв.
Для сложных научных, медицинских или технических изданий, где встречаются математические символы, не следует выбирать относительно редкие шрифты, так как там может не оказаться специальных литер для формульного набора терминов, например, на греческом языке. В этом случае стоит остановить свой выбор на наиболее распространенном шрифте Times.
Для любой книги, которая впоследствии будет нуждаться в обновлении лишь некоторых ее разделов, а не всего содержания, предпочтительнее использовать достаточно распространенный шрифт, чтобы не возникало проблем при переработке и переиздании.
4.
Как правило, площадь, занятая набором (полоса набора), на стандартной странице печатной продукции занимает 70-75 % от общей площади страницы, а остающееся свободное пространство делится примерно в отношении 1:1,5, причем внутреннее, корешковое поле меньше, чем наружное. Например, страница, имеющая ширину 138 мм. Приемлемая длина строки при этом будет колебаться в пределах от 96 до 105 мм. В случае минимальной длины строки внутреннее поле составит почти 17 мм, а наружное поле – 125 мм. Для максимальной длины строки корешковое поле составит 12,5 мм, а наружное поле составит 21 мм.
Отдельную группу составляют книжные издания для детей. В России величина полей, длина строки, кегли и интерлиньяж для подобных изданий рекомендуются отраслевым стандартом ОСТ-96. В Европе и Америке существуют свои ограничения.
Если есть возможность выбора, предпочтительнее выбирать максимальное значение корешкового поля. Это дает большую свободу при выборе допуска для фальцовочных и переплетных работ. Особенно рекомендуется выбор максимального значения корешкового поля при бесшвейным скреплении, а также в случае поперечного направления волокон страниц книги. Книги с бесшвейным скреплением вообще, а книги с поперечным направлением волокон в особенности, часто отличаются тем, что читателю приходится сгибать корешок книги, чтобы открыть большую часть страницы с текстом для облегчения чтения, а между тем эта ситуация не принимается во внимание при расчете полей, что может вызвать массу неудобств у читателя при недостаточной ширине корешкового поля.
Обычно текст занимает 75-85 % от высоты страницы, а оставшееся свободное пространство отводится под поля верхнего и нижнего колонтитулов, при этом нижнее поле несколько меньше, чем удвоенное поле верхнего заголовка. Рассмотрим лист того же формата с высотой страницы 216 мм. Минимальная высота полосы набора составит 160 мм, а верхнее поле – около 21 мм, оставляя 33 мм под нижнее поле. При максимальной высоте полосы набора 185 мм, под верхнее поле отводится 12,5 мм, оставляя под нижнее почти 17 мм. Подобно выбору разметки отдельной страницы, следует правильно осуществить и разметку разворота, чтобы создать максимальное удобство для читателя. Целесообразно выбирать такие параметры полосы набора, чтобы текст визуально был отцентрирован по высоте страницы – другими словами, находился в ее «оптическом центре» - но при этом желательно сместить текст на две трети вверх, а не оставлять его строго посередине. Для хорошо сбалансированной по ширине и высоте страницы корешковое поле должно быть близким по значению к верхнему полю или быть чуть меньше его.
Выбрав основную разметку, следует подобрать размер шрифта. Здесь вступают в силу требования к внешнему виду, функциональному соответствию и экономичности. Как правило, пределы допустимых для выбора размеров ограничены как сверху, так и снизу. В России в настоящее время приняты следующие требования к длине строки в зависимости от кегля для изданий литературно-художественных, научных и научно-популярных (ОСТ-94). Оптимальным является размер кегля 8-10.
Кегль | Длина строки, мм | |
минимальная | максимальная | |
126 (108) | ||
В скобках указана длина строки для научных изданий.
Для изданий справочных (в том числе энциклопедий и словарей), массово-политических, нормативных и для изданий, предназначенных для досуга, приняты следующие требования к длине строки в зависимости от кегля.
Кегль | Длина строки, мм | |
минимальная | максимальная | |
50 (41) | ||
45 (41) |
В скобках указана длина строк для энциклопедий и словарей.
Допустимые минимальные размеры полей на страницах изданий:
Наименование поля | Минимальный размер, мм | |
На странице | На развороте | |
Корешковое | ||
Верхнее | ||
Наружное | ||
Нижнее |
5.
Определив параметры основного текста, следует выбрать стили для заголовков. Использование аналогичных с основным текстом шрифтов с минимальными различиями в размерах не только хорошо с эстетической точки зрения, но и удобно с практической стороны, поскольку облегчает работу с заголовками при наборе.
а) Заголовки внутри текста
Основные заголовки, или заголовки «первого уровня», если они являются первыми в иерархической серии заголовков, обычно являются названиями частей, разделов, глав и т.д.
Дизайну заголовков частей следует придавать то же значение, что и оформлению титульных страниц. Как правило, заголовки выигрывают от применения различных типографских эффектов (использование курсива, полужирного начертания и т.д.). Обычное правило предполагает объявлять части с нового листа (с правой полосы), оставляя оборотную его сторону пустой.
Разделы или главы обычно начинаются с новых страниц, причем либо только с правых полос (нечетных), либо не делая различия для четных и нечетных страниц. Идущие подряд («в подбор») главы обычно используются для художественной литературы и массовых изданий в обложке, где экономия места весьма желательна.
Обычно заголовок раздела или главы опускает вниз от верхней части страницы, оставляя свободное пространство, что подчеркивает их значимость. Следует стремиться по мере возможности опускать заголовки разделов или глав либо на целое число строк текста заголовка, либо на число строк основного текста, следующего за заголовком на странице, или же вводить интервал над первой строкой текста, который отделял бы текст от заголовка.
Для заголовков можно задавать центрирование, выравнивание влево или отступ слева на несколько пик. На практике лучше всего будет принять в самом начале некую общую схему и придерживаться ее при оформлении по меньшей мере для двух или трех первых уровней заголовков – центрирование или выравнивание влево, но не то и другое.
Центрирование, однако, довольно затруднительно применять при большом количестве уровней заголовков; для нижних уровней заголовков, как правило, применяется выравнивание влево, поэтому в целях единообразия дизайна этот способ выравнивания лучше применить для всех уровней заголовков.
Центрированные заголовки обычно используются для заголовков первого или второго уровня, возможно, потому, что заголовок, отстоящий от основного блока текста, более обращает на себя внимание, чем заголовок, прижатый к краю.
Центрированные заголовки, помещаемые в разрыв основного текста, выглядят более сбалансировано, если пространство, оставляемое над ними, примерно в 3 раза больше, чем пространство над ними.
Если для основного текста выбран размер кегля 10, то заголовок с кеглем 12 пт, будет достаточно сбалансированным, если оставить интервал 27 пт над ним и 9 пт под ним.
Заголовки с выключкой влево могут быть двух видов: выступающие заголовки, выровненные влево в отдельной отведенной для них строке и имеющие интервал сверху и меньший интервал снизу, отделяющий их от первой строки расположенного ниже текста; и врезанные заголовки, выровненные влево, но для которых текст продолжается на этой же строке.
Выступающие заголовки обычно служат в качестве заголовков второго или третьего уровня. Для них также желательно выделять интервал сверху, в три раза превышающий интервал снизу. Так, например, для заголовка второго уровня с кеглем 10 следует применить полужирное начертание и выделить интервал над ним в 9 пт, а под ним – в 3 пт.
б) Постоянные и переменные колонтитулы
Постоянный колонтитул в точности повторяется на протяжении всей книги (например, название книги – вообще-то не рекомендуется, т.к. он, по сути, висячий). Переменный колонтитул, напротив, меняется (например, название главы или раздела).
Цель применения переменных колонтитулов состоит в том, что, открыв книгу на любой странице, читатель мог быстро определить, где находится. Согласно принятым правилам, более общую информацию следует располагать на левой полосе (название книги, заголовок раздела); а более конкретную информацию помещать на правой полосе (заголовок текущей главы или подраздела, соответствующего данной странице).
Обычно место расположения постоянных колонтитулов принимается в соответствии с типом выключки заголовков в тексте: они могут быть центрированы, выровнены по переднем обрезу книги или иметь от него отступ в несколько пик, а также выровнены по корешку или иметь от него отступ в несколько пик. Колонтитулы должны быть легко отличимы от основного текста. Также целесообразно использовать для колонтитула курсив (или курсив увеличенного на один пункт кегля по сравнению с основным текстом) или капитель того же шрифта, что и основной текст.
в) колонцифры
В соответствии с правилами, колонцифры помещаются на одну строку с колонтитулом вверху страницы с выключкой влево или вправо; или же помещаются в строку нижнего колонтитула с интервалом в одну строку от последней строки текста на странице, и могут быть также центрированы, выключены влево или вправо.
Чаще всего используют арабские цифры, которые могут иметь высоту, равную высоте прописных букв, или высоте строчных букв с наибольшим верхним выступающим элементом.
г) вспомогательный текст и подписи к иллюстрациям
Примерами вспомогательного текста являются таблицы, цитаты, стихотворные строки, сноски и другие элементы. Требующие формы представления, отличной от основного текста. Обычно цитаты объемом в несколько строк отмечаются отбивкой, например, в половину строки выше и ниже текста цитаты, и могут быть набраны уменьшенным кеглем, курсивом, иметь отступ слева, слева и справа, или же комбинацию этих стилей.
Чтобы выбрать наиболее подходящий стиль, следует иметь в виду, насколько часто в тексте встречаются цитаты и какую они имеют длину. Если в книге много цитат и они достаточно большие, у читателя наверняка вызовет затруднение попытка разобрать массивы набранного курсивом или мелкого текста.
Сноски представляют собой вспомогательный текст пояснительного или справочного характера, помещаемый либо внизу полосы, либо в конце главы или в конце книги. Сноски снабжаются либо порядковым номером, либо особым знаком. Следует иметь в виду. Что системы автоматической разбивки страниц испытывают затруднения при работе со сносками, это может быть одной из причин помещения сноски в конец главы, а не вниз полосы. Хорошо использовать для сносок кегль на два или даже на три пункта меньше кегля основного текста. Система обозначения с помощью чисел верхнего индекса более удобна и лучше воспринимается визуально, чем используемые ранее традиционные звездочки, крестики, двойные крестики и т.д., выглядевшие довольно тяжеловесно.
Для иллюстрированных изданий выбор стиля подписи осуществляется аналогичным образом. длина подписи, вид и количество иллюстраций – все это следует принимать в расчет при выборе оптимального решения. Курсив или шрифт меньшего размера представляют собой обычные способы выделения подписей к иллюстрациям при их умеренной длине и средней частоте появления иллюстраций; если же подписи встречаются часто, следует более внимательно подойти к выбору стиля.
В последнем случае подпись должна быть четко отделена от текста, но в то же время составлять с ним единое целое. Для этой цели хорошо подходит использование тонких шпонов при наборе.
д) вступительная и заключительная части
Рекомендуется выбирать стиль для вступительной и заключительной части в последнюю очередь. К этому времени уже определен общий стиль книги, и принять решение гораздо легче.
Титульная страница заслуживает особого внимания. Она должна отражать общий стиль заголовков и основного текста книги, не противореча им и не слишком сильно отличаясь. Следует помнить, что оптический центр страницы находится на расстоянии двух третей ее высоты, а не в геометрическом центре. При симметричном дизайне позиции всех надписей должны выбираться с учетом этого обстоятельства, а большое нижнее поле как бы подпирает и поднимает остальные элементы.
Если объем вступительной части достаточно большой, для ряда страниц возможно уменьшение размеров шрифта, а для сохранения пропорций ширина строк для этих страниц также должна быть уменьшена на несколько пик, чтобы предотвратить несколько пугающий вид длинных строк. Набранных мелким шрифтом. Следовательно, целесообразно будет уменьшить длину строк.
Кегль шрифта для страниц с уменьшенным шрифтом также должен быть пропорционально уменьшен. Для заключительной части лучше использовать тот же стиль, что и для вступительной части.
Предметный указатель следует формировать, когда уже известны номера страниц. Часто работа над ним прохоидт в условиях дефицита времени, поэтому следует выбрать для указателя стиль, позволяющий легко добавить или убрать одну или две страницы.
е) составление итоговой спецификации
После разработки макета рекомендуется составить итоговую спецификацию. Для этой цели удобно создать файл, который впоследствии можно обновлять и изменять. Это поможет сэкономить немало времени при составлении больших и детальных спецификаций на рукопись с многоуровневыми заголовками и при необходимости описания многих условий.
На этом этапе следует еще раз проанализировать предварительный замысел, учитывая технические требования типографии, разметку и верстку страницы. Если необходимо применить особые типографские приемы, следует описать их в особых инструкциях по набору.
Некоторые примеры типографских требований.
Параметры межсимвольных и междусловных промежутков. Желательно указать области, где допустимо изменение межбуквенных пробелов; каковы должны быть минимальные, нормальные и максимальные межбуквенные пробелы; каковы должны быть абзацные отступы.
Изменение межбуквенных пробелов для основного текста не одобряется большинством печатников. Как правило, в это нет необходимости и проблему можно решить другим способом. Межбуквенные пробелы есть смысл увеличивать при использовании капители. Текст, набранный капителью, всегда выигрывает от увеличения межбуквенных пробелов, и чем они больше, тем лучше.
Межбуквенные пробелы для капители обычно изменяются в интервале от узкого до широкого. На практике узкий пробел соответствует 5 % единицы «m», средний пробел соответствует 10 %, а широкий – 15 %. Для улучшения визуального восприятия иногда требуется некоторая дополнительная компенсация, т.е. «глобальная» подгонка межсимвольных промежутков: буквы в парах, подобных УЛ, оказываются слишком далеко отстоящими друг от друга, в то время как буквы в сочетаниях НР расположены слишком близко. В этом случае требуется более тонкое, дробное разбиение пробелов. Этот процесс также носит название кернинг; некоторые системы верстки автоматически распознают подлежащие кернингу пары и осуществляют их автокернинг. К кернинговым парам относятся также: ГД, Гр, АТ, АО, AV.
Межсловные пробелы выражаются в процентах от установленной для данного шрифта ширины «m». Для фиксированных пробелов при отсутствии выключки по формату для «близкого» размещения слов принимается значение 25 % от величины «m». Для пробелов переменной величины при выключке по формату приемлемыми являются значения от 20 % до 100 % от величины «m».
При близком расположении символов дополнительное пространство под знаки препинания не выделяется, а используется нормальный пробел как между обычными словами, фиксированный или переменный.
Для абзацного отступа обычно используется значение ширины «m» (100 % от ширины буквы «m» данного шрифта). В единицах измерения для традиционного набора это составит 10 пт или 3,5 мм.
6.
Следует определить максимально допустимое количество идущих подряд строк с переносами и задать минимально допустимую длину первой части слова при переносе.
Правила для переноса небесспорны, поэтому существует лишь один реальный критерий: общее восприятие. Единственным руководящим принципом при организации переносов должно быть удобство для читателя, т.е. отсутствие у него дискомфорта при чтении слов с переносом.
Слова нужно переносить по слогам, поэтому, во-первых, нельзя ни оставлять в конце строки, ни переносить на другую строку часть слова, не составляющую слога, например: нельзя переносить просмот-тр, ст-рах; во-вторых, нельзя отделять согласную от следующей за ней гласной. Например, люб-овь, дуб-овый; в-третьих, буквы й, ъ, ь нельзя отделять от предшествующих букв: бой-цы, подъ-езд, боль-шой.
Следует предпочитать такие переносы, при которых не разбиваются значащие части слова. Составные слова- миллиметр, видеотехника – следует разделять только в точке их логического разрыва. Количество идущих подряд строк с переносом должно быть не более двух, в крайнем случае – трех. Следует избегать переносов слов «через полосу», т.е. переносить последнее слово на правой полосе.
7.
Для будущего печатного текста важно подобрать форму кавычек, тире, многоточий. Для прямой речи, как правило, используется среднее тире и типографские кавычки; при возникновении цитаты в тексте с округленными типографскими кавычками используют полукруглые кавычки или прямые (т.н. «лапки»). Среднее и длинное тире, используемое внутри прямой речи, обязательно снабжается с обеих сторон пробелами.
8.
При формировании абзаца важно решить, делать ли отступ (красную строку), делать ли отбивку до и после абзаца, разрешить или запретить наличие висячих строк (начальная строка абзаца, завершающая полосу, или концевая неполная строка абзаца, начинающая полосу, традиционными правилами верстки не допускаются), какое минимальное количество строк допускается оставлять на последней для данной главы страницы и т.д.
Изменение интерлиньяжа (пробела между нижней и верхней линиями смежных строк) в пределах одной полосы весьма нежелательно, но иногда допустимо, например, при необходимости втянуть одну строку, чтобы закончить раздел на данной полосе.
Четыре строки в конце главы перед переходом на новую страницу являются минимально допустимым количеством. Меньшее число строк выглядит плохо.
9.
Определение объема издания по рукописи – это расчет количества страниц текстового материала заданного объема при использовании определенного шрифта и определенной полосы набора. Вычисление осуществляется в 3 этапа:
1. подсчитывается количество символов и пробелов материала без учета вступительной и заключительной частей. Это легко сделать при работе в текстовом процессоре Word. В меню Сервис имеется опция Статистика, с помощью которой можно получить искомое количество символов.
2. подсчитывается количество символов и пробелов на страницу основного текста без учета вступительной и заключительной частей. Результат полученный в пункте 1, делится на результат, полученный в пункте 2, после чего получаем количество страниц основного текста.
3. Отдельно выполняются вычисления для вступительной части и результат добавляется к полученному ранее, давая общий объем книги.
Рассмотрим каждый из этапов подробнее.
Этап 1.
В начале желательно оценить, с каким материалом вы имеете дело. Хорошим считается текст рукописи, напечатанный на принтере не более чем с несколькими сделанными от руки исправлениями; плохим считается неравномерно напечатанный текст со множеством исправлений от руки, или набранный с использованием шрифта, в котором буквы имею разную ширину.
Хороший материал.
Для хорошего материала символы подсчитать легко, поскольку текст достаточно однороден и можно использовать средние значения. Задача состоит в подсчет количества символов на каждом листе рукописи основного текстового материала, а затем в сложении подсчитанного для каждого листа значения для получения итогового результата.
Простейший способ подсчитать символы – это начертить карандашом линию внизу каждого листа рукописи, равную средней длине строки. Далее следует подсчитать число символов и пробелов для этой «усредненной» линии и умножить это значение на количество строк на листе. К полученному значению следует прибавить несколько символов, вышедших за пределы линии, и вычесть символы, не дошедшие до краев линии.
Но остающиеся в конце неполной последней строки абзаца пробелы также должны быть добавлены к полученному значению (это полезные пробелы, которые существуют в исходном материале и которые должны быть в тех же количествах установлены на текстовой странице). Для принтеров можно принять значение 10 символов на дюйм. Просуммировав результаты для каждого листа, получаем общее количество символов и пробелов в рукописи.
Плохой материал.
Для плохого материала описанный выше метод невозможен. Слова в каждой строке на каждой странице рукописи должны быть подсчитаны индивидуально, после чего необходимо определить итоговое значение.
Средняя длина русского слова составляет 6 символов + 1 пробел после них = 7 символов. Умножив общее количество слов на 7, можно получить общее число символов и пробелов. К этому значению следует прибавить 5 %, учитывающие пробелы в последних строках абзаца. Окончательное значение будет соответствовать общему количеству символов и пробелов в рукописи.
Этап 2.
На этом этапе необходимо обратиться к особенностям типографского набора для основного текста – к выбранному типу и размеру шрифта, ширине строк и количеству строк на странице, не считая строки колонтитула.
Для этого необходимо воспользоваться набором расчетных таблиц: они задают данные для количества символов и пробелов в зависимости от типа и размера шрифта. Табличное значение следует умножить на число строк на странице и получить общее количество символов и пробелов на странице, имеющей соответствующий дизайн.
Полученное значение нужно разделить на общее количество символов и пробелов, вычисленное на первом этапе, что даст общее число страниц основного текста.
Этап 3.
Теперь определим объем вступительной и заключительной частей. Это часто удается сделать без формального подсчета количества страниц. Но если вступительная или заключительная части достаточно объемны – например, в качестве заключительной части приведен большой глоссарий – следует выполнить для них расчет описанным выше способом.
Полученное число страниц добавляется к числу страниц основного текста, после чего получается общее количество страниц в книге. После расчета общего количества страниц в книге остается возможность пересмотреть характеристики выбранного дизайна, если полученное значение больше или меньше запланированного. Если же значение равно запланированному, рукопись готова к отправке в набор.
Дата добавления: 2016-02-09; просмотров: 841;