ОФОРМЛЕНИЕ ПЕЧАТНОЙ ПРОДУКЦИИ

Хороший дизайн любой печатной продукции во многом зависит от понимания особенностей оформления. Оформление печатной продукции в рекламных целях – ряд приемов и правил, освоение которых необходимо для получения хорошего издания. Основная цель оформления в книгопечатании заключается в том, чтобы авторский материал был расположен удобно для читателя, выглядел красиво и привлекательно. Целью книжного дизайнера является достижение максимального удобства и удовольствия для читателя, а не демонстрация полиграфического искусства.

Существуют две системы типографских измерений: англо-американская система, или система Пика (Pica), и система Дидо (Didot). Система Пика применяется в Великобритании, Америке и в большинстве стран мира, кроме континентальной Европы и России. В обеих системах основной единицей измерения является типографский пункт (point); но в англо-американской системе он равен округленно 0,351 мм, а в системе Дидо чуть больше - округленно 0,376 мм.

Величина шрифта в наборе выражается в кеглях. Размер кегля определяется в пунктах. Поскольку эти понятия складывались во времена металлического набора, кеглем считается величина площадки, на которой размещается буква (знак). Например, кегль 10 равен 10×0,376=3,76 мм (3,51 мм в системе Пика).

Профессиональные наименования кеглей различного размера широко употребляются до сих пор в типографском деле:

· Кегль 3 пункта – бриллиант;

· Кегль 4 пункта – диамант;

· Кегль 6 пунктов – нонпарель;

· Кегль 7 пунктов – миньон;

· Кегль 8 пунктов – петит;

· Кегль 9 пунктов – боргес;

· Кегль 10 пунктов – корпус;

· Кегль 12 пунктов – цицеро;

· Кегль 14 пунктов – миттель.

Для облегчения дальнейших вычислений можно пользоваться следующей таблицей перевода.

Размер в пунктах Англо-американская система (Пика) Система Дидо
Миллиметры Дюймы Миллиметры Дюймы
0,351 0,013837 0,376 0,0148
1,054 0,041511 1,128 0,0444
2,109 0,083022 2,256 0,0888
2,460 0,096859 2,631 0,1036
2,812 0,110696 3,007 0,1184
3,163 0,124533 3,383 0,1332
3,515 0,13837 3,759 0,1480
3,866 0,152207 4,135 0,1628
4,218 0,166044 4,511 0,1776
4,920 0,193718 5,263 0,2072
6,326 0,249066 6,767 0,2664
8,435 0,332088 9,022 0,3552

 

Во времена металлического набора строки отделялись одна от другой физически – вставкой пробельного элемента шириной в 2 пункта (т.н. шпона). Соответственно, характеристика набора должна была содержать название гарнитуры (например, Таймс), величину кегля (например, 10 пунктов) и количество шпон для указания интерлиньяжа (например, на 2 шпона, или 10 на 12). В современных технологиях нет необходимости задавать размеры этим традиционным способом, поскольку фотонаборное изображение не имеет ограничений, свойственных металлическому набору: изображение может быть точно помещено в любое место, однако традиционный способ все еще используется, даже в фотонаборных системах, поскольку позволяет гибко переходить от одних единиц измерения к другим: миллиметрам, дюймам, пунктам.

Любая буква, цифра или знак наборного алфавита носит название символ или литера. Размер символа в пунктах измеряется в соответствии с определенным для него типом единицы измерения, и отсчитывается от вершины выступающего над символом выносного элемента до конца нижнего выносного элемента. Ширина символа в различных шрифтах одного размера может существенно отличаться. Изготовители шрифтов используют различные способы задания ширины для каждого из символов шрифта: чаще всего они используют в качестве единиц измерения доли ширины строчной буквы «m».

Половина значения ширины «m», называемая «n», применяется в качестве единицы измерения ширины для наборных шрифтов. Для шрифта с размером 11 пунктов единица ширины «n» составит 5 пунктов, или 1,75 мм, т.е. на 1 дюйме уместится чуть больше 14 символов. Для сравнения: в печатных машинках в одном дюйме размещается 10 или 12 символов. Рассмотрим некоторые характеристики, описывающие печатные символы.

1. Анатомия буквы и ее элементы.

Наименьшей единицей семейства различных видов представления литер является шрифт: полный набор символов одинакового размера и начертания. В шрифт входит алфавит заглавных букв, капительных знаки (малые прописные), алфавит строчных букв и все необходимые лигатуры, цифры, знаки препинания и другие символы.

Для цифр обычно используется выравнивание (они имеют ту же высоту, что и заглавные буквы); но могут применяться и разновысокие цифры (высота цифры равна высоте строчный буквы с верхним выносным элементом), что лучше сочетается со строчным буквами.

Знаков препинания, используемых в типографском деле, гораздо больше, чем применяемых для пишущих машинок. Так, дефисы и тире различны по виду и имеют разное предназначение. Дефис представляет собой короткую черту шириной примерно в одну четверть ширины «m», он используется для соединения частей составных слов и переносов слов в конце строки. Символ тире более тонкий и длинный, ширина его составляет половину «m» (в 2 раза больше, чем для дефиса), используется для написания дат, при отображении списков в качестве маркера, а также используется с той же целью, что и скобки.

2. Основные составляющие стандартного шрифтового комплекта:

· Прописные: АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЬЫЪЭЮЯ

· Малые прописные (капитель)

· Строчные: абвгдеёжзийклмнопрстуфхцчшщьыъэюя

· Цифры: 1234567890

· Знаки препинания: , ; ! ? : -(дефис) – (тире) ' (апостроф)

· Специальные знаки: ¶ (конец абзаца), † (дата смерти), § (параграф), & (амперсенд) № (номер) и т.д.

· Математические знаки: = (равняется), + (плюс), ≠ (неравенство), ' (минуты угла), " (секунды угла), ° (градус угла) и т.д.

· Знаки, используемые в документации: $ (доллар), ₤ (фунт стерлингов), € (евро), ¥ (японская иена), % (процент) и т.д.

Гарнитуры описывают полный набор шрифтов, имеющих символы аналогичного дизайна, но различных размеров (8 Helvetica Medium, 9 Helvetica Medium, 10 Helvetica Medium и т.д.).

Семействами называются серии шрифтов, похожих друг на друга по дизайну, но различающихся в отдельных элементах: наклон, насыщенность или ширина символов. Основными составными элементами семейства могут быть курсив (italic) и полужирный (bold). По насыщенности шрифты могут быть сверхсветлыми (extra-light), светлыми (light), нормальными (normal), средними (medium), полужирными (bold), жирными и сверхжирными (extra-bold); по ширине символов – сверхузкими, узкими, нормальными, широкими и сверхширокими.

Компьютерные программы набора могут использовать эти эффекты для создания наклона, сжатия, расширения или придания тени для любого символа в тексте.

Символы в строке располагаются в пределах заданной линии, а сами строки могут быть выровнены влево, вправо или центрированы (выключка влево, вправо, по центру). Обычно при наборе строка выравнивается по всей ширине блока (по формату); при наборе с выравниванием влево строка занимает не всю отведенную для нее ширину, оставляя свободное пространство справа.

Межсловные пробелы в строке могут быть либо фиксированными, в случае, когда не применяется выравнивание по ширине, либо переменными, в случае выключки по формату (по ширине). Величина фиксированных пробелов устанавливается пропорционально ширине «m» для данного шрифта (обычно половина).

При выключке по формату, где межсловные пробелы варьируются, чтобы обеспечить одинаковую длину строк, минимальный пробел соответствует «малому промежутку» или 20 % от «m», и может достигать величины «m» или даже более, при этом строка выглядит разреженной.

2.

а) общие характеристики шрифта

1. Пропорции. Вес и насыщенность шрифта – основные особенности, которые бросаются в глаза читателю. Шрифт может меняться от тонкого и изящного до жирного и грубого, в промежутке между которыми находятся все остальные оттенки.

Следующей отличительной особенностью является «заполненность». Она может изменяться от свободной и разреженной до плотной и компактной.

Немаловажное значение имеет общее соотношение между высотой строчной буквы и длиной верхнего и нижнего выступающего элемента, а также между высотой строчных и прописных букв. Литеры, имеющие небольшой размер очка (например, шрифты с кеглем 10 пунктов, которые выглядят меньшими, чем другие шрифты с этим же кеглем) часто выглядят так потому. Что имею небольшой размер тела литеры, но большие размеры верхнего и нижнего выступающих элементов. Для других шрифтов имеет место обратный эффект: большие размеры тела литеры и компактные выносные элементы.

3. Наплыв. В штрихах, образующих округлые формы символа, самая толстая часть называется наплывом. Этот термин используется для описания положения оси овального элемента. Ось может быть наклонной или вертикальной. Буквы с наклонной осью овального элемента выглядят более рукописными и менее «механическими», чем буквы с вертикальной осью.

Соотношение между толщинами основных и соединительных штрихов, составляющих символ, называется степенью контрастности и характерно для каждого начертания, а также для гарнитуры в целом. Слабо контрастные буквы выглядят более мягкими; сильно контрастные буквы выглядят правильно и однообразно.

3. Засечки. Шрифт может иметь, а может не иметь засечек. Величина засечек по отношению к основному штриху буквы может быть различной. При этом для букв с наклонной осью засечки также получаются наклонными; для букв с вертикальной осью засечки горизонтальные.

б) классификация шрифтов

Согласно принятым соглашениям, большинство шрифтов объединяются в группы, часто в соответствии с историей их создания. Российский стандарт ГОСТ – 71 «Шрифты типографские» определяет 6 основных групп шрифтов:

· Рубленые – малоконтрастные, не имеющие засечек;

· Шрифты с едва наметившимися засечками – среднеконтрастные, с несколько утолщенными концами вертикальных штрихов;

· Медиевальные – с умеренной контрастностью и небольшими засечками, близкими по форме к треугольнику; оси округлых букв с небольшим наклоном;

· Обыкновенные шрифты – с контрастными штрихами и тонкими длинными засечками, соединяющимися с вертикальными штрихами под прямым углом; оси округлых букв вертикальны;

· Брусковые шрифты – малоконтрастные, с длинными утолщенными засечками, имеющими закругленные концы и соединенными с основными штрихами под прямым углом с небольшими закруглениями.

· Новые малоконтрастные шрифты – с длинными утолщенными засечками, имеющими закругленные концы и соединенными с основными штрихами под прямым углом с небольшими закруглениями.

Британский стандарт BS – 67 определяет восемь групп шрифтов. Но довольно часто используется и «традиционная» номенклатура, применяемая до появления стандарта (будут указаны в скобках).

Готические шрифты использовались при производстве первых книг (1450-е гг., Германия). Первые романские шрифты (roman) были получены через 20 лет в Италии путем копирования с итальянских рукописей 15 в.

1. Антиквенные венецианские шрифты (Humanist Venetian). Антиквенными называется группа шрифтов, имеющих засечки. Характерным представителем и родоначальником этой группы были шрифты Humanist, похожие на элегантные рукописные и имеющие наклонный нажим, придающий им каллиграфическое начертание. Их отличительный признак - наклонная черта буквы «е», воспроизводящая соответствующую букву из рукописей того времени. В качестве примеров можно привести шрифты Centaur, Cloister Old Style, Horley Old Style, Kennerley, Veronese, которые были все основаны на печатных образцах 1470-80- гг.

2. Шрифты старого стиля (Garald (Old Face)). Увлечение шрифтами Humanist оказалось весьма непродолжительным. Альд Мануций предложил новую серию шрифтов, позволяющих достичь существенной экономии при наборе без ущерба для четкости, а литеры были более правильными и твердыми. Новая разработка доминировала в типографском деле в течение следующих двух веков.

Шрифты Garald менее каллиграфические по своему виду, чем шрифты Humanist, и в них возвращена горизонтальность перекладины в букве «е». Они также имеют наклонную ось овала и достаточно экономичны. Они имеют небольшое очко строчных знаков. Но очень элегантный дизайн. Это классические книжные шрифты. Шрифты Garald встречаются во многих вариантах, отражающих различные национальные и культурные особенности, приобретенные после первоначального своего появления. Современные разработки были созданы машинным способом в начале 1930-х гг. они включаются в себя шрифты Bembo (1490, Италия), Garamond (1530, Франция), Ehrhardt (1680 Германия), Caslon (1720, Англия), Old Style (1852, Шотландия), Imprint (1912, Англия).








Дата добавления: 2016-02-09; просмотров: 2436;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.016 сек.