Положение источника света.
Рисунок - вид графики.
Графика (греч. , от - пишу, черчу, рисую), вид
изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные произведения (многообразные виды гравюры),основывающиеся на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями.
Термин «графика» первоначально употреблялся применительно к письму и каллиграфии. Новое значение он получил в конце 19 - начале 20 вв. в связи с бурным развитием промышленной полиграфии и распространением четкого, контрастного линейного рисунка, удобного для фотомеханического воспроизведения в книге и журнале. Тогда графика определилась как самостоятельный вид искусства, в основе которого лежат линия, контраст черного и белого. Также в графике, кроме контурной линии, используются штрих, пятно, контрастирующие с белой (черной) поверхностью бумаги. Графика не исключает использование цвета, характер применения которого здесь совсем иной, чем в живописи (главное - цвет). Цвет в графике подчиняется особенностям изображения, присущим рисунку. Художник рисует художественными материалами, поэтому не имеет значения акварель, гуашь, цветные карандаши или пастель это. В графике велика условность цвета. Обычно применяется ограниченное количество цветов, которые образуют сближенную цветовую гамму и сохраняют условность изображения.
Одним из отличительных признаков графики является особое отношение изображаемого предмета к пространству. Чистый белый фон, проступающий под красочным слоем или не занятый изображениями, условно воспринимается как пространство. Особенно наглядно это в книжной графике, когда изображение на чистой странице воспринимается в пространстве (в соответствии с текстом) интерьера, улицы, пейзажа.
Художественно-выразительные достоинства графики заключаются в лаконизме, строгом отборе графических средств.
Некоторая недосказанность, намек на предмет составляют особую значимость графического изображения. Поэтому даже беглые наброски, зарисовки с натуры, эскизы имеют самостоятельную художественную ценность.
Графике доступны разные жанры:
- портрет;
- пейзаж;
- натюрморт;
- анималистический жанр;
- исторический жанр и др.
Возвращаясь к понятию «графики» по технике она делится на рисунок и гравюру.
Рисунок относится к уникальной графике, так как создается в единственном экземпляре.
Произведения же печатной графики тиражируются в нескольких экземплярах - эстампах, но каждый из них является оригиналом (эстамп -оттиск).
Изображение, полученное в результате оттиска на бумаге с печатной формы - доски из металла, дерева, линолеума с нанесенным на нее углубленным рисунком, называется гравюрой. Здесь рисунок выполняется специальными резцами (штихелями) или вытравливается кислотой (металл).
Виды гравюры:
1. Для высокой печати (краска накатывается на выступающие _части
доски, вглубь она не попадает):
- ксилография (дерево);
- линогравюра (линолеум);
- гравюра на картоне.
2. Для глубокой печати (краска затирается в глубь штриха, выступающие
части - светлые, углубленные - темные):
- офорт (металл).
3. Для плоской печати:
- литография (камень) - специально обрабатывается химическими
веществами.
Цветные гравюры печатают с нескольких досок, каждая из которых для одной краски, иногда с одной доски, покрывая ее разными красками.
Виды графики (по назначению):
1. Станковая (имеет самостоятельное значение) - можно увидеть на
выставках, в интерьере. Это рисунки, эстампы, лубок (народная
картинка).
2. Книжная и газетно-журналъная - художественное оформление газет,
журналов, книг, тесно связанное с текстом и выдержанное в едином
стиле. Относят миниатюры (рукописные книги). Все внутренние и
внешние элементы книжного оформления (формат, суперобложка,
авантитул, титульный лист, шмуцтитул, иллюстрации) создают
целостное произведение искусства.
3. Плакат, афиша (живой отклик на происходящие события) - броское
лаконичное изображение, рассчитанное на всеобщее внимание,
сопровождается текстом. Воспринимается на большом расстоянии, большая
роль придается символике цвета, силе его эмоционального взаимодействия.
Специфика плаката:
- плоскостное изображение;
- общепонятные символы
- изобразительные метафоры;
- сопоставление масштабов, точек зрения, степеней условности;
- обобщенные образы;
- силуэты;
- контуры;
- фотоматериал.
Виды плаката:
- экологический;
- кинорекламный;
- театральный;
- спортивный;
- просветительский.
Цели плаката:
- рекламные;
- агитационные;
- учебные;
- политические.
4. Прикладная графика (промышленная) - имеет практическое
назначение, украшает быт. К ней относят открытки, этикетки, конверт.
В настоящее время относят этот вид графики к графическому дизайну.
5. Компьютерная графика - художники выполняют композиции из
сложно пересекающихся линий, элементов, узоров, цветовых пятен на
экране дисплея, затем полученные изображения выводят на принтере.
Развитие техники создает новые условия для возникновения новых видов графики.
Вопрос
Рисунок - какое-либо изображение, выполняемое от руки с помощью графических средств - линии, штриха, пятна.
Рисунок как вид графики занимает особое место в мире изобразительного искусства, так как рисунок - структурная основа любого изображения: графического, живописного, скульптурного, декоративного. Рисунок - это средство познания и изучения действительности.
Рисовать можно разными инструментами: графитным карандашом на бумаге и картоне, углем на стене, фломастером на стекле, тушью и пером на ткани, золотом на металлическом подносе, палочкой на песке, карандашом на лице и т. д.
Рисунок может служить учебным, вспомогательным целям, участвовать в создании других произведений искусств, украшать интерьер. Многочисленные виды рисунка различаются:
- по технике;
- методам и характеру;
- по назначению;
- жанрам;
- темам.
Станковый рисунок (имеет самостоятельное значение) - это выполненное на мольберте (станке), на отдельном листе, тщательно проработанное художественное произведение. Рисунки могут быть разных жанров: портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, мифологический и др. Темы подсказывает сама жизнь.
К подсобным рисункам относят:
1. Наброски (зарисовки) - произведение небольших размеров, бегло
исполненное художником. Главная цель - быстрая фиксация
отдельных наблюдений или замыслов в процессе текущей работы
художника. Исполняется по памяти или по воображению.
2. Эскиз (француз.) - предварительный набросок, фиксирующий замысел
художественного произведения или отдельной его части. Отличается
беглой, свободной манерой исполнения, но могут быть проработаны
детально - в нем намечаются:
- композиционное построение;
- пространственные планы;
- основные цветовые соотношения будущего произведения.
3. Этюд — произведение, выполненное с натуры с целью ее изучения.
И набросок, и эскиз, и этюд могут быть произведением искусства.
Академический рисунок - многочасовая работа с подробной передачей конструкции и светотени объектов - выполняют слушатели Академии художеств и студенты всуз (система сложилась в конце 16 в.). Включает «копирование» оригиналов признанных мастеров, рисование с гипсовых античных слепков и затем с живой натуры.
Учебный рисунок - составляет основу художественного образования. Включает рисование с натуры, по памяти и воображению (геометрические тела, орнаменты, натюрморты, пейзажи, архитектурные сооружения и т. д.). Учебные задания по рисунку соответствуют программным задачам, их выполняют по мере нарастания сложности, под контролем педагога.
Различают рисунки сухими и жидкими материалами.
Выделяют: линеарные рисунки карандашом или пером (элементы светотени вводятся штриховкой, растушевкой, размывкой); тоновые кистью (приближающиеся к живописи).
Также выделяют рисунки относительно использования цвета:
- монохромы ые;
- подцвеченные;
- многоцветные.
Выразительные средства рисунка:
- линия;
- пятно;
- ритм;
- симметрия (асимметрия);
- пропорция;
- тон;
- светотень.
Указанные выразительные средства, а также выразительность штрихов, контуров, силуэтов, способы передачи пространства на плоскости используется художником по-разному, через его восприятие и формируют творческий почерк (стиль). Линия - главное средство, через нее художник проявляет свой темперамент и настроение.
3 вопрос.
Работы величайших мастеров прошлого и ведущих художников современности позволяют проследить историю развития рисунка.
Начало теоретического обоснования правил рисования принадлежит египтянам.Они первыми стали устанавливать законы изображения, определенные каноны.
Обучение технике рисования шло в 2 направлениях:
1. Отрабатывалось свободное движение руки (чтобы легко наносились
контурные линии на доску или папирус).
2. Ученик должен иметь твердую и уверенную руку (чтобы уверенно
выцарапывать контур на стене для фрески).
Среди рисунков древних египтян наряду с религиозными сюжетами можно увидеть рисунки, отражающие жизненные впечатления.
В Древней Грециибыли свои каноны: сущность прекрасного состояла в стройном порядке, симметрии, гармонии частей и целого. Художники стремились изобразить реальный мир точнее, поэтому в основу было положено рисование с натуры. Рисунок использовался в качестве подготовительных упражнений, самостоятельного значения он не имел.
Римская империя.Изобразительное искусство имело прикладной характер. Преобладало копирование образцов, повторение приемов работы древних греков.
Средневековье.Отвергались реалистические тенденции, если они не отвечали религиозному сюжету. Рисунок был направлен не на точность передачи натуры, а на ее эмоциональное, духовное состояние.
Возроаедение.Искусство рисунка приобрело самостоятельное значение. Культ человека противопоставляется религиозным идеалам.
Сложилась другая система художественного видения - изображение стало строиться как реальная картина. Важным для этого периода было формирование специфического языка рисунка (линия, для достижения
объемности - штриховка, светотень). Художники владели всеми техническими приемами рисунка. Художниками Возрождения использовались свинцовые, серебряные и металлические грифели, графит, сангина, уголь, мел, пастель, а также жидкие материалы - тушь, чернила, акварель, белила. Рисовали гусиными и тростниковыми перьями, кистями на белой бумаге и бумаге разнообразных цветов, тонированной и грунтованной.
Техника рисунка, сложившаяся в эпоху Возрождения, оказала влияние на последующие поколения художников и легла в основу многих художественных школ.
В истории рисунка существовали 2 подхода к изображению, 2 системы передачи формы: объемная и живописная. При объемном изображении форма передается четким контуром и моделировкой объема. При живописном - контуры растворяются в воздушном пространстве.
Строгой линейной манере рисунка следовали художники Возрождения (Флорентийская, римская школы) - А. Матеньи, Леонардо да Винчи, Микеланджело.
Венецианские художники рисовали в свободной манере, предпочитая свободный штрих и пятно: Джорджоне, Тициан, П. Веронезе, Я. Тинторетто.
Увеличение тематических, художественных и технических возможностей рисунка эпохи Возрождения можно проследить на примере творчества Леонардо да Винчи. Его альбомы заполнены этюдами головы, фигуры человека, набросками животных, композиционными эскизами, изображениями уродливых физиономий. Он рисовал горы, деревья, водяные потоки. Он создатель первого в европейском искусстве пейзажного рисунка. Научные труды сопровождал рисунками механизмов и т.д.
Великие мастера линейного рисунка, выполненного серебряным штифтом, были Ян ван Эйк, А. Дюрер, Рафаэль. Мастера Северного Возрождения уделяли внимание самостоятельному рисунку (Дюрер создавал рисунки разных типов и жанров).
Французский художник первой половины 19 в. Ж.-Д. Энгр блестяще владел графитным карандашом.
Русская школа 18- 19 вв.внесла много нового в технику рисунка. Виртуозно владели рисунком О. Кипренский, К. Брюллов и другие ученики Академии художеств. Они работали на слегка желтой или голубой бумаге, используя ее тон.
О. Кипренский «Натурщик с красным плащом» - выполнен итальянским карандашом, сангиной и мелом, что помогло художнику добиться обилия полутонов и живописного впечатления.
В рисунке К. Брюллова «Портрет Полины Виардо», графитный карандаш, сделана тончайшая моделировка объема средствами светотени. В известном рисунке «Группа из двух натурщиков» К. Брюллов использовал сложное сочетание материалов: сангины, пастели, угля и мела. С помощью этих средств он передал богатство тоновых оттенков и цветовых нюансов. Рисунок «Турчанка», выполненный акварелью, удивляет своим ювелирным мастерством.
Рисунки А. Лосенко, А. А. Иванова, И. Репина и многих других русских мастеров дают представление о различных приемах использования графических материалов.
А. А. Иванов обогатил возможности акварели. Отметим его акварельные рисунки к библейским и евангельским сюжетам, выполненные с помощью белил на бумаге приятного теплого тона. Это сложные, многофигурные композиции, раскрывающие человеческие характеры. Акварельный рисунок наилучшим образом раскрывает внутреннее, духовное движение, составляющее сущность каждого поступка. Например, эскиз «Хождение по водам». Таким образом, рисунок способен передать, казалось бы, невозможное - чувства и мысли, духовные порывы людей.
И. Репин любил выполнять остропсихологические рисунки графитным карандашом и использовал растушку. В рисунке «Портрет Элеоноры Дузе» использовал разные технические приемы: при изображении одежды и фона уголь кладет плашмя, слегка растирает, ведет свободные, широкие штрихи.
Русские художники второй половины 19 в. развили и широко использовали в своем искусстве технику соуса, как сухого, так и мокрого, когда он разводится водой, подобно акварели. Н. Крамской выполнил этюд женской головы к картине «Неутешное горе» в технике сухого соуса, с использованием штриха.
В. Серов, работая над портретом О. К. Орловой, применил уголь, сангину и цветные карандаши. Получился рисунок, близкий к живописному изображению.
Особую манеру наложения штрихов М. Врубеля невозможно спутать с почерком другого художника. Чтобы он ни рисовал, нервные, угловатые, перекрещивающиеся врубелевские штрихи узнаются безошибочно.
Художники 20 в, продолжая развивать традиции реалистического рисунка, привносят много нового в области свободного, островыразительного. Экспрессивного рисунка авангардных направлений, нарушающего традиционные нормы. В основе многообразия новых форм - отвлечение от передачи характерных признаков конкретных объектов, их деформация и пересоздание ради воплощения своей пластической формулы мира. Опора на различные художественные традиции (первобытное искусство, эллинистическую архаику, Древний Восток, примитивизм, детский рисунок, древнерусское искусство, лубок и др.) помогает современным художникам эмоционально - целостно переосмысливать действительность, ярко выражать свою творческую индивидуальность в рисунке.
ВЫВОД:Таким образом, искусство рисунка связано с различными, порой очень существенными изменениями в его характере, однако, начиная с эпохи Возрождения, до наших дней оно не утратило своего самостоятельного значения. Краткий обзор развития специфического языка рисунка показывает, что он во многом зависит от используемых художественных материалов и техник.
Тема. Восприятие и изображение формы.
План.
1. Общее понятие о строении формы, её конструкции.
2. Оптические иллюзии.
Домашнее задание: зарисовать геометрические тела со «сквозной» прорисовкой конструкции, нарисовать схемы оптических иллюзий.
Вопрос.
Видимые глазом тела различаются по внешним признакам: форме, размеру, прозрачности, цвету и фактуре. Все предметы, созданные природой и человеком, имеют общий содержательный признак — строение или конструкцию формы.
Понимание конструкции формы с точки зрения ее пространственной организации, материала, из которого она создана, ее функционального назначения особенно важно для художника-исполнителя, потому что именно эта сторона видения и понимания пластической структуры формы необходима в его профессиональной работе.
В любой созданной природой или руками человека форме можно увидеть геометрическую основу.
Предметы простой формы в своей основе имеют одну геометрическую фигуру, а предметы сложной формы — несколько геометрических фигур. Здания могут выглядеть как комбинации сфер, цилиндров, конусов, призм и пирамид. Купола соборов — обычно полусферы, крыши некоторых храмов напоминают трехгранные призмы или невысокие пирамиды.
Сложные формыобычно представляют собой комбинацию различных поверхностей (плоских, выпуклых и вогнутых). Поэтому их обычно называют комбинированными, имея в виду, что данный объект в своей основе представляет сумму геометрических тел. К таким объектам можно отнести, например, машину любого вида, животных и множество других объектов действительности. Не случайно художники, подчеркивая геометрическую форму объектов, так и говорят: «Этот предмет имеет кубическую форму, этот — цилиндрическую, а тот — шарообразную и т. п.».
Простые формыпредметов можно классифицировать на граненые и круглые. Геометрические тела граненой формы— это кубы, призмы, пирамиды. Их поверхности образованы плоскими гранями. Геометрические тела круглой формы,или тела вращения, — это шар, цилиндр, конус. Для них характерны кривые поверхности — сферические или цилиндрические.
Геометрическая основа строения объектов в окружающем нас мире вовсе не означает, что при рисовании надо изображать геометрические формы. Проблема заключается в следующем: за внешними очертаниями предмета необходимо увидеть его конструкцию, а затем в рисунке построить форму предмета в виде упрощенных геометрических тел, фигур или плоскостей, усложняя ее до полного реалистического изображения.
Конструкция— это структурная основа формы, костяк, каркас, связывающий взаиморасположенные в пространстве отдельные элементы и части в единый пластический объем.
Обучение искусству рисунка обычно начинается с изображения геометрических тел. Выявление сходства или отличия форм рисуемых предметов от геометрических фигур и тел, анализ строения формы предметов, их конструкции помогают лучше изобразить их особенности.
Применяемый в рисунке известный метод «сквозной» прорисовки позволяет лучше уяснить характерные отличия в строении формы, ее конструкции. С помощью воображения необходимо представить себе предметы как бы прозрачными и нарисовать даже невидимые части предмета. Чтобы грамотно и выразительно построить форму предмета, обратимся к понятию о конструктивных, узловых точках и линиях в натуре и их графическом изображении. С их помощью легче установить взаимное пространственное расположение пунктов, определяющих конструкцию формы. У граненых предметов это узловые точки вершины пространственных углов.
Например, конструкция куба содержит восемь узловых точек вершины углов и двенадцать линий ребер. Здесь линии определяют сопряжение поверхностей, образующих границы плоскостей формы предмета.
Характерным взаимным расположением в пространстве точек-узлов отличается конструкция четырехгранной пирамиды—четыре точки углов основания, точка вершины и восемь линий ребер. Подобный принцип построения конструкции объемных тел и плоских фигур, служащих основой структуры геометрических форм, показан на рисунке.
Кроме конструкции и общей формы предметов мы видим и передаем в рисунке контур (абрис), то есть внешнее очертание. Обратите внимание, что контур предметов в рисунке должен соответствовать их строению и общей форме. Как известно, внешний вид предмета и очертания, характеризующие его форму, зависят от длины, ширины и высоты, то есть именно эти измерения делают его объемным.
Есть каркас и у круглых предметов. Он состоит из средней линии (осивращения), кругов вращения и из линий, их соединяющих, они и образуют контур предмета. Эти линии так и называются — образующие. Для передачи в рисунке объемной формы необходимо представить ее внутреннее строение, иначе говоря, нужно разобраться в конструкции предмета.
Нахождение конструктивных узлов-пунктов, направляющих линий и осей помогает строить разнообразные геометрические тела: граненые, круглые и комбинированные.
Вопрос.
Для правильного изображения формы объектов на бумаге необходимо познакомиться еще с несколькими особенностями ее восприятия.
Порой бывает очень трудно определить, какая поверхность является фоном, а какая — фигурой. Как правило, поверхность, заключенная в пределах
определенных границ, стремится приобрести статус фигуры, при этом окружающая ее поверхность будет фоном.
В изобразительной деятельности, передавая форму предмета, мы не можем не учитывать значение фона. Каждый объект существует в нашем понимании только вместе с фоном, поэтому фон в рисунке, то есть пустота между предметами, приобретает равное значение с изображенными объектами.
Художники встречаются с целым рядом явлений, которые называют оптическими иллюзиями.Число подобных примеров весьма велико. Изучение их помогает избежать зрительных искажений предметов, внести необходимые поправки в изображение.
1. Стремление нашего сознания группировать вещи в простые единицы
(рис.18).
На рисунке показаны точки, расположенные на равном расстоянии друг от друга, однако наше сознание имеет тенденцию «организовывать» их в ряды и колонки, хотя они представляют не связанные между собой объекты.
2. Иногда мы видим даже объемы, которых нет (рис. 19). Например,
выпуклыми воспринимаются буквы благодаря падающим от них теням. Хотя
на самом деле буквы придумал наш мозг, пытаясь понять, что за объект
находится перед глазами. «Эти иллюзии... являются результатом
деятельности нашего собственного разума, результатом нашей оценки форм
тела на основании тех знаний, которые нам сообщает свет и тень».
3. Приведем пример так называемых «двусмысленных рисунков», которые
наглядно иллюстрируют, как восприятие одного и того же объекта даёт
попеременный образ и читается то как фигура, то как фон (рис.20); иногда
чёрные части рисунка воспринимаются как два профиля, а белая часть - как
нейтральный фон; то чёрные части играют роль фона, а белая выступает как
ваза.
4. Чёрный квадрат на белом поле кажется меньше белого квадрата на чёрном
поле (рис. 21). В действительности площади квадратов одинаковы.
Некоторые простые рисунки мы видим довольно значительно искажёнными, часть рисунка может казаться на 20 % длиннее или короче.
5. «Иллюзия стрелы» (рис. 22). Стрела с расходящимися вверх и вниз
концами кажется длиннее, чем стрела с наконечниками, обращенными
внутрь. Этот пример имеет отношение и к перспективе - рисунок с
расходящимися наконечниками похож на внутренний угол интерьера, где
границы между потолком, стенами и полом образуют внутренний угол.
Внешний угол напоминает экстерьер здания, где линии крыши и фундамента
дома «образуют стрелу» со сходящимися наконечниками.
6. Вокруг двух одинаковых окружностей расположено равное число кругов -
больших в одном случае и маленьких в другом (рис. 23). Меньшим
центральный круг будет казаться там, где его окружают большие детали, и
большим в сравнении с маленькими деталями
Большое значение в прикладных и декоративных композициях имеет акцентировка отдельных элементов, на которых надо задержать внимание зрителя. В таких случаях можно дополнить плоскость вокруг главного пятна большим количеством деталей.
Таким образом, если на картине надо выделить, например, размеры высокого человека, то окружающие его люди должны быть небольшого роста.
7. Высота черной гребенки кажется больше ее ширины, хотя они равны (рис.
24).
8. В зависимости от направления взгляда рисунок воспринимается или как
лестница, или как бумага, сложенная «гармошкой» (рис. 25).
Знание особенностей восприятия формы помогает создавать точные и выразительные рисунки.
Контрольные вопросы
1. Зачем необходимо производить геометрический анализ формы предмета?
2. Какую роль в строении формы предмета играет его конструкция?
2. По каким внешним признакам различают формы предметов?
3. С чего следует начинать построение формы предмета в рисунке?
4.Какую роль играют точки и линии в построении конструкции
геометрических тел?
5. Что необходимо изображать в рисунке для передачи объемной формы?
6. Каково значение фона в рисунке?
7. Есть ли каркас у круглых предметов?
8. Какие виды оптических иллюзий вы знаете? Как эти знания могут вам
пригодиться в творческой работе над композицией?
Рис. 12. Основные точки и линии конструкции геометрических тел:
А - квадрат, куб, Б — треугольник, пирамида, В — круг, цилиндр, шар, Г — конус, Д овал, эллипс, эллипсоид
Рис. 18. Равноудаленные точки
Рис. 19. Иллюзия «объёмных» букв
Рис. 20. Пример «двусмысленного» рисунка
Тема: Светотень и её закономерности.
План.
1. Понятие «светотень».
2. Положение источника света.
3. Светотень на предмете.
4. Средства выявления формы,
5. Светотень в композиции.
Домашнее задание:передать форму куба, цилиндра или шара средствами светотени.
Вопрос.
Объемная форма предметов передается на рисунке с помощью светотени.
Свет итень (светотень) — очень важное средство изображения предметов действительности, их объема и положения в пространстве.
Светотень показывает степень освещённости поверхности предмета.
Светотенью художники научились пользоваться очень давно. С помощью этого средства в рисунке и живописи передавали форму, объем, фактуру предметов так убедительно, что они, казалось, оживали в произведениях. Свет помогает передать и окружающую среду. Например, выполненные на досках в технике восковой живописи файюмские портреты (1 в. до н. э. — 4 в. н. э.).
Художники и сейчас используют правила передачи светотени, открытые в средние века. Но работа над их совершенствованием и развитием продолжается.
В произведениях искусства можно увидеть естественное освещение (при родное) солнца, луны и искусственное освещение (созданное человеком) от свечи, лампы, прожектора и других источников света. Например, художники А. Гримшоу («Вечер над Темзой»), Ж. Латур («Св. Иосиф-плотник»), Э.Дега («Репетиция балета») передали в своих картинах свет от разных источников.
Особый подход к освещению существует в театре, не случайно там работают художники по свету. Они создают поразительные световые эффекты, удивительный волшебный мир — «живопись» и «графику» светом.
Свет в спектакле не только делает видимыми действующие лица и обстановку, но и имеет очень важное колористическое и эмоционально-образное значение. Он может создавать атмосферу, воплощать контрасты, подчеркивать динамику действия.
Вопрос.
Положение источника света.
В творческой работе важно учитывать положение источника света. Посмотрите на рисунок 1.
Фронтальное освещение— источник света освещает объект прямо, так как находится перед ним. Такое освещение слабо выявляет детали.
Боковое освещение(слева или справа) хорошо выявляет форму, объем, фактуру объектов.
Контражурное освещение— источник света находится за объектом. Это очень эффектное и выразительное освещение, особенно если на картине изображены деревья, вода или снег. Однако в этих условиях предметы выглядят силуэтно и теряют свой объем.
В картине может быть один или несколько источников освещения. Например, на полотне «Плоды и свеча» художник И.Хруцкий мастерски передал свет из окна и от зажженной свечи, которая находится за предметами. Тени от предметов, освещенных свечой, падают в разные стороны от свечи, а длину теней определяют лучи, идущие от огня свечи.
Рисунок падающей тени зависит от формы предмета и наклона поверхности, на которую она ложится. Ее направление обусловлено расположением источника света. Легко догадаться, что если свет падает слева, то тень будет справа от предмета. Около него тень темнее, а с удалением она ослабевает.
Контрастное освещение, в основе котороголежит четкое разграничение светаи тени, называется светотеневым.
При рисовании ближних и дальних предметов в натюрморте необходимо помнить следующие правила:
1. Предметы, полностью освещенные со всех сторон, выглядят плоскими.
2. Освещение предметов вблизи окна или лампы будет значительно сильнее, чем
вдали от них.
3. С ослаблением света контраст между светом и тенью смягчается.
4. Контраст светлого и темного тем больше, чем ближе источник света.
Вопрос.
Дата добавления: 2016-02-09; просмотров: 2272;