Образ в хореографическом произведении
Художественный образ - это субъективное восприятие объективной, исторически - конкретной действительности, мотивированное эстетическим идеалом личности художника.
Хореографический образ - это конкретный характер человека и его отношение к окружающей действительности.
Характер героя раскрывается на сцене в линии его поведения, в его действиях и поступках средствами хореографического искусства. Так как, искусство хореографии теснейшим образом связано с музыкой, следовательно, хореографический образ и его развитие следует рассматривать в тесном взаимопонимании с музыкальным произведением. В работе балетмейстера над хореографическим образом основой являются жизненные наблюдения. Только жизнь, с ее разнообразием, с различными образами и характерами людей, конфликтами, проявлениями героизма, патриотизма, смелости, трусости и др. человеческих качеств, может являться материалом для художника, создающего произведение.
Балетмейстер в своем творчестве пользуется жизненным материалом – изучает жизнь людей, животных, растений, насекомых, перенося их художественные образы на сцену. Объектом изучения художника является природа, с ее бесчисленными красками и явлениями.
В процессе познания, изучения материала большое значение имеет творческая фантазия художника. Балетмейстер должен тщательно изучать материал: литературные произведения, личные наблюдения, свидетельства очевидцев, исторические документы. Анализируя материал, балетмейстер вырабатывал свое суждение, свой взгляд, свой взгляд, свое отношение к изложенному, определяет свой почерк, стиль. Умение выбрать главное, существенное для будущего хореографического произведения играет большую роль для конечного результата работы. И если хореографическое произведение создается на основе готового музыкального произведения, то балетмейстер обязан разобраться в музыке, в ее характере, форме, стиле. Балетмейстер должен уметь обобщить образ, сделать его типичным в сочетании с сюжетом, где герой будет поставлен в такие жизненные обстоятельства, в которых наиболее полно проявятся его черты.
Для раскрытия образа балетмейстер должен в совершенстве владеть технологией своей профессии, чтобы найти хореографический текст для своего образа нужно в совершенстве знать хореографический фольклор, чтобы наделать героя национальными чертами. Если зритель не поверит происходящему на сцене, значит, балетмейстер слабо и непрофессионально подошел к сочинению образа, не доработал его.
Балетмейстер, работая над образами героев, должен нафантазировать его историю, биографию, не только то, что с ним будет, происходить на сцене, но и то, что было с ним до этого, и что будет потом. Сочиняя танцевальный текст, для действующего лица, балетмейстер должен найти наиболее подходящее "слово", выражение. Именно через пластику, через танцевальный язык, зритель поймет и воспримет замысел балетмейстера. Следует быть очень внимательным и к деталям: отдельным жестам, позам, характерным движениям. Все это придает действующему лицу индивидуальные черты.
Правда хореографического образа опирается на правду жизни и правду человеческих взаимоотношений. Если балетмейстер через сочиненные образы сумеет отобразить правду, то сочинение будет понятно зрителю, и будет представлять определенную художественную ценность.
Любое хореографическое произведение строится по законам драматургии, хореографический образ также не моет создаваться без учета этих законов. В сценическом хореографическом образе должна быт своя экспозиция, завязка, ступени перед кульминацией, кульминация, развязка.
Работая с исполнителем, балетмейстер должен ставить ясные и конкретные задачи, исходящие из действия героев. Выразительность показа здесь имеет большое значение, т.к. актерское мастерство во многом способствует замыслу балетмейстера. Исполнитель своим творчеством развивает, дополняет, раскрывает задачу, поставленную балетмейстером. От актерской игры в раскрытии образа на сцене зависит 50% успеха хореографического произведения.
Таким образом, умение подобрать исполнителей для раскрытия того или иного образа имеет большое значение для хореографического произведения.
Сценический образ - это сложнейший сплав целого ряда внутренних и внешних свойств человеческой личности, которые раскрываются на сцене хореографическим языком.
Средствами создания образа являются: жест, мимика лица, музыка, пластика тела, пантомима, хореографический текст, рисунок танца.
Дата добавления: 2016-02-09; просмотров: 6068;