Личность, индивидуальность
Самотождественность индивидуальности
Индивидуальность - понятие перформативное, как отметил Хабермас. Оно возникает вместе с самой индивидуальностью как фактом. А когда оно возникает? Тогда, когда возникает самоотождествление. Когда одно состояние в Я отождествляет себя с другим состоянием. Когда одно состояние приписывается Я себе же, то есть, когда в Я возникает образ (идея как эйдос) длительности. Я живет не в пространстве, а во времени. Я и есть время как самоотождествление.
Обратим внимание на парадокс: Я - это неповторимость, уникальность, индивидуальность. Это неделимость, это простота. Оно не может ни с чем отождествиться. Оно не может даже отождествиться с другим Я. Отсюда сложность проблемы солипсизма и выхода за пределы Я к Другому. Поэтому Я может отождествиться только само с собой. Оно может быть равно только себе самому. А почему возникает необходимость отождествления, равенства? Ведь “равно” предполагает “неравно”, т.е. другое, иное. Основание тождества - различие. Если бы все и всё было одинаковым, не было бы необходимости в самом понятии тождества. Потребность в отождествлении возникает для Я именно потому, что оно постоянно различается само в себе. Обратим внимание - постоянно, опять время. В чем проявляется это постоянное различие? Да во всем - Я не может ни различаться, так как постоянно движется сознание, совершаются поступки, возникают и исчезают желания и т.д. И Я сейчас, и Я в 20 лет - это совершенно разные Я. Если бы оказалось, что мое Я сейчас встретилось бы с моим Я 20-летним, то, наверняка, это были бы совершенно разные люди. Скорее всего они оказались бы даже в конфликте друг с другом, как конфликтуют отцы и дети. Но почему Я внутри себя бесконфликтно. Во всяком случае все мои Я - 16-летние, 25-летние и т.д. - не конфликтуют друг с другом, а признаются Я как тождественные с Я? Тождественные, но как бывшие мои Я. И снова возникает необходимость временных характеристик при описании Я.
А.С. Хомяков писал: “Каждая индивидуальность, каждая особь в мире явлений... есть узел сплетения сил или законов, как этот узел сплетается, так и расплетается. В мире явлений нет ничего сущего, а есть только бывалое, т.к. здесь все находится в грядении. Человеческая личность не подчиняется этому общему закону, т.к. она не есть сплетение законов, наоборот, она есть вольная сила, т.е. воля, освободившаяся от подчинения именно этим законам” (Хомяков А.С. Собр. соч. в 5 томах, М., 1878-1886. Т.2, с.78). Личность - не бывалое, а постоянное бытие, т.е. вне временное бытие, бытие тождественное настоящему, которое никогда не переходит в будущее и не уходит в прошлое. Время личности - это время настоящего. Да и вообще есть ли у времени иные ипостаси, кроме настоящего.
Индивидуальность - лицо
Лицо - то, что принадлежит только этому, это абсолютная собственность. Поэтому никто не может посягнуть на него - даже нельзя смотреть на него. Отсюда - тайна имени. Отсюда - лицо Горгоны Медузы, лицо, которое олицетворяло запрет глядения на него. Отсюда - запрет смотреть в лицо властителю: глаза - ниц, голова склоненная, поклон, распростертость на полу. Отсюда - нельзя лицезреть Бога: можно ослепнуть. Отсюда - чадра на лицах женщин востока, запертость в тереме у славян, вуали. Да, наверное, и шляпы с широкими полями и т.п. И вообще не очень прилично всегда смотреть человеку прямо в глаза. А когда мы хотим, чтобы кто-то сказал правду, мы говорим: "Смотри мне в глаза!", или "Лицом к лицу!".
И у Достоевского: князь Мышкин не может смотреть в лицо Настасье Филипповне (Т.8.С.483).
2.4.97. 11:54.
Размышление после Рождества,
Дата добавления: 2016-02-09; просмотров: 530;