Периодизация культуры в России.

Развитие отечественной культуры можно разделить на две крупнейшие фазы, внутри которых выделяются самостоятельные, иногда очень отличающиеся по характеру периоды и этапы.

Первая фаза охватывает три тысячи лет языческого догосударственного существова­ния, а вторая - тысячу лет христианского государственного.

Вторая фаза - христианская, занявшая тысячу лет; ее можно подразделить на три пе­риода.

Первый период развития русской культуры связан с династией Рюриковичей (IX-XVI вв.). Он разбивается на два важнейших этапа - киевский и московский. Этот период назван допетровским. Основная культурная доминанта - ориентация русского искусства на Восток,


в первую очередь на Византию. Главной сферой, где формировалась творческая мысль и где с наибольшей силой проявил себя национальный гений, являлось религиозное искусство.

Второй период связан с династией Романовых (1613-1917). Двумя основными куль­турными центрами, определявшими общую направленность и стилевое разнообразие рус­ской культуры в этот период, выступали Москва и Санкт-Петербург. Первую скрипку в этом дуэте играл Петербург. Период этот назван петровским, поскольку именно реформы Петра I повернули культуру нашей страны на Запад. Основным источником культурных заимствова­ний и подражаний в это время становится Западная Европа. Главной сферой, где формирова­лась творческая мысль и где с наибольшей силой проявил себя национальный гений, явля­лось светское искусство.

Третий период начинается после Октябрьской революции 1917 года. Царизм был свергнут, главным и единственным культурным центром советского искусства становится Москва. Культурным ориентиром не является ни Восток, ни Запад. Основная ориентация -на поиски собственных резервов, создание самобытной, основанной на марксистской идео­логии, социалистической культуры. Последнюю нельзя назвать в строгом смысле ни религи­озной, ни светской, поскольку она удивительным образом соединяет и то и другое, непохожа ни на ту ни на другую. Определяющим моментом культурного развития советского общества (в пределах его государственных границ) надо считать разделение культурного пространства на культуру официальную и культуру неофициальную, значительная (если не господствую­щая) часть которой представлена диссидентством и нонконформизмом. За пределами госу­дарства, разбросанная по странам Европы и Америки, формировалась мощная культура рус­ского зарубежья, которая, как и неофициальное искусство внутри СССР, находилась в анта­гонизме с официальной культурой.








Дата добавления: 2015-12-01; просмотров: 715;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.003 сек.