Объект и предмет демографии.
Слово «демография» образовано из двух греческих слов: «демос» — народ — и «графо» — пишу, то есть, если трактовать это словосочетание буквально, оно будет означать «народоописание», или описание населения.
Под объектом науки понимают определенную область реальности – природной или социальной, на которую направлен процесс научного познания.
Под предметом науки понимают наиболее значимые свойства объекта, подлежащие изучению.
Демография– это наука о закономерностях и общественно-исторической обусловленности воспроизводства населения.
Объектомизучения науки демография является население (народонаселение). Как научное понятие «народонаселение» возникло в начале ХIХ века Под населением понимают совокупность людей, проживающих на какой-либо территории. Предметом демографии являются закономерности воспроизводства населения, т.е. процесс непрерывного возобновления его численности и структур через смену поколений, через процессы рождаемости и смертности.
2. Краткая история становления демографии. Демография как наука возникла из объективной потребности знаний о численности населения и его составе. Борис Цезаревич Урланис заметил, что «Все человечество должно помнить, что величественное здание современной демографии, первый кирпич был заложен ровно 300 лет назад на берегах Темзы, в туманном Лондоне, ясной мыслью Джона Граунта»[1]. В 1662 г. в Лондоне вышла в свет книга английского купца и капитана, ученого-самоучки Джона Граунта (1620—1674) имевшая весьма красноречивое название: «Естественные и политические наблюдения, перечисленные в прилагаемом оглавлении и сделанные на основе бюллетеней о смертности. По отношению к управлению, религии, торговле, росту, воздуху, болезням и другим изменениям названного города. Сочинение Джона Граунта, гражданина Лондона»[2]. В те времена в Англии нередко свирепствовала чума и прочие заразные болезни, поэтому бюллетени о смертности имели практическое назначение и публиковались в Лондоне еженедельно, с тем, чтобы при первых же признаках угрозы для своей жизни жители могли быстро покинуть город. Джон Граунт первым увидел в скорбных бюллетенях пользу для науки. Изучив ведомости о смертях и рождениях в Лондоне за 80 лет, он обратил внимание на существование в населении целого ряда закономерностей. Он установил, что мальчиков рождается больше, чем девочек, что среди умерших больше мужчин, чем женщин, что в Лондоне смертность превышает рождаемость и население города растет только за счет переселенцев, что в провинции, напротив, рождаемость выше смертности, что каждый брак в среднем дает 4 рождения, что по числам рождений и смертей можно определить численность населения города, а по возрастной структуре умерших — возрастную структуру населения.
Любопытно, что автор книги Natural and Political Observations Mentioned in a following Index, and made upon the Bills of Mortality. With reference to the Government Джон Грант не был ни статистиком, ни демографом — тогда таких специальностей просто не существовало. Не был он и математиком, актуарием, ученым, преподавателем университета или политиком. Грант, которому к тому времени исполнилось 42 года, всю свою сознательную жизнь был галантерейщиком, торговавшим пуговицами и прочей мелочевкой.
Книжица Гранта нашла массу последователей как в Англии, так и за ее пределами. В 1666 году Петти опубликовал рецензию на нее в парижском «Journal des Sgavans», и через год подобное обследование было проведено во Франции. Внимание к работе Гранта было столь велико, что король Карл II предложил принять его в члены Королевского общества. Хотя члены Общества без особого энтузиазма отнеслись к предложению принять в свои ряды простого лавочника, король возразил, что, «если бы таких лавочников было побольше, следовало бы, ни минуты не колеблясь, принять их всех», и Грант стал членом Общества.
Мы не знаем, что побудило Гранта предпринять обследование рождаемости и смертности в Лондоне, но сам он признавался, что ему доставило «большое удовольствие получение многих глубокомысленных и неожиданных выводов из этих несчастных списков смерти... И так приятно сделать что-то новое, даже совсем пустяк». Но у него была и серьезная цель: «выяснить, сколько есть людей определенного пола, положения, возраста, религиозной принадлежности, рода занятий, звания и положения и т.д., благодаря чему торговцы и правительство могли бы вести дела с большей уверенностью и определенностью; потому что, если это будет известно, станут известными потребности, и, таким образом, торговцы не будут обольщаться несбыточными надеждами». Он очень своевременно первым заговорил о необходимости изучения рынка, одновременно предоставив правительству сведения о числе людей, пригодных к несению военной службы.
Полученные Грантом результаты были поистине впечатляющи. Сам он говорил, что «в результате размышлений над этими заброшенными бумагами... нашел некоторые истины и малораспространенные мнения и пошел дальше, стараясь понять, какую пользу может извлечь мир» из того, что он узнал. В своем анализе Грант коснулся записей о меняющейся из года в год частоте различных заболеваний, о миграции населения в Лондон и из него «во время эпидемий» и о соотношении численности мужчин и женщин.
К наиболее значительным достижениям проведенного Грантом обследования следует отнести первую обоснованную оценку численности населения Лондона и указание на важность демографических данных для выявления роста или уменьшения числа горожан, а также выяснения, «достаточно ли оно велико или слишком велико». Он также осознал, что оценка численности населения должна помочь определить вероятность того, что отдельный человек может стать жертвой чумы. При этом он использовал несколько методов оценки для проверки надежности полученных результатов.
Одно из рассуждений Грант начинает с предположения, что число способных к деторождению женщин вдвое превышает ежегодное число родов, потому что «такие женщины... редко рожают чаще, чем раз в два года». В среднем в городе ежегодно бывало 13 000 похорон, что соответствовало числу смертей в отсутствие эпидемии чумы. Отметив, что число рождений, как правило, меньше числа похорон, он произвольно принял его в среднем равным 12 000, что в свою очередь означало, что было 24 000 «плодящихся женщин». Затем Грант установил среднюю численность семьи с домочадцами, включая слуг и жильцов, оказавшуюся равной восьми на одно домашнее хозяйство, а также что общее число таких семейств было вдвое больше числа семейств, включающих женщин детородного возраста. Таким образом, наличие 48 000 лондонских семей, в среднем по восемь человек в каждой, позволяло заключить, что население Лондона составляло в ту пору 384 000 человек. Эти цифры могли оказаться заниженными, но они, по-видимому, были ближе к истине, чем бытовавшее в те времена мнение, будто в Лондоне проживало два миллиона человек.
Другое приложение метода Гранта базировалось на изучении карты Лондона, относящейся к 1658 году, и исходило из предположения, что на каждую из 54 семей приходилось около 100 квадратных ярдов площади города — примерно по 200 человек на акр (0,405 гектара). Из этого предположения следовало, что в пределах городских стен проживало 11880 семей. Из списков умерших следовало, что 3200 из 13000 ежегодно умиравших горожан, то есть 1/4> приходились именно на эту часть Лондона. Но 11880, умноженные на 4, дают 47 520 семей. Принимая во внимание, что многие люди, обуреваемые мрачными предчувствиями, живут в постоянном страхе перед пользующимися дурной славой ужасными болезнями, я установлю, сколько людей умерло от каждой из них, то есть соответствующие каждой болезни смертельные случаи, и сравню их с общим числом смертей в 229 520 [смертность за двадцать лет], чтобы люди смогли точнее оценить степень риска, которому они подвергаются.
(П.Бернстайн "Против богов. Укрощение риска"/ Пер. с англ. — М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2000.
Каквидим, демография как наука берет свое начало из социальной статистики. Швейцарский статистик Кристоф Бернулли (1782-1863) статистику народонаселения назвал «популяционистикой». Термин «демография» ввел в научный оборот бельгийский ученый Ашиль, Аший, Алтай Гийяр (1799—1876). В 1855 г. в Париже он опубликовал книгу «Элементы человеческой статистики или Сравнительная демография», в которой определил демографию как «естественную и социальную историю человеческого рода» и как «математическое познание человеческих популяций, их общего движения, их физического, гражданского и морального состояния».
Если в других странах демографы изучали и делали выводы о процессах исторической эволюции воспроизводства населения, то в советской России власти скрывали многие данные о демографической ситуации в стране. До конца пятидесятых годов ХХ века демографическая статистика публиковалась под грифом «совершенно секретно», а позднее с грифом «для служебного пользования».
3. Задачи демографии. Главная задача любой науки — познание законов развития (движения) в определенной части общества и природы. Но наряду с этим у каждой науки имеются и практические задачи. Есть они и у демографии. Их три: 1) изучение тенденций и факторов демографических процессов; 2) разработка демографических прогнозов; 3) разработка мероприятий демографической политики.
4. Методы исследования в демографии. Демография использует три группы методов: статистические, математические и социологические. Статистические методы - корреляционного и факторного анализа, выборочный и индексный методы, метод средних величин, методы выравнивания, табличный и другие. Математические методы - математические модели населения, прогнозирование, экстраполяции и моделирования и др. Социологические методы - исследование демографического поведения, т.е. субъективных установок, потребностей, мнений, планов, принятия решений, действий по отношению к демографическим аспектам жизни людей, семей, общественных групп.
5. Отрасли демографии. По мере развития демографических исследований, расширения круга факторов, привлекаемых демографией для объяснения взаимосвязей демографических процессов с другими общественными процессами, происходит выделение отраслей демографической науки. Внутри демографии выделяются такие отрасли, как демографическая статистика, экономическая, математическая, историческая, этническая, социологическая (социальная), медицинская, военная, политическая, юридическая, региональная, электоральная и др. отрасли демографии. Вероятно, это не полный перечень подобных дисциплин.
Дата добавления: 2015-11-26; просмотров: 797;