Севилья: взгляд на XXI век.
Как видится будущее мира в то время, когда он вступает в XXI век? Нынешние тенденции роста населения и его пространственного распределения, глобализация экономики и влияние рыночной экономики в сельских районах, широкое распространение понятия культурной самобытности, возрастающий спрос на энергию и ресурсы, централизованный доступ к информации неравенство в отношении технологических нововведений вынуждает нас реалистично оценивать перспективы окружающей среды и развития в ближайшем будущем.
В ходе ЮНСЕД была отмечена необходимость устойчивого развития, которое включает сохранение окружающей среды и достижение большего социального равенства, в том числе с точки зрения уважения сельских общин, их знаний и навыков. Программа действий на XXI век, конвенции о биологическом разнообразии, об изменении климата и борьбы с опустыниванием, а также другие многосторонние соглашения намечают путь для будущего развития на международном уровне.
Вместе с тем мировое сообщество нуждается в проверенных моделях, охватывающих идеи ЮНСЕД, для того, чтобы одновременно содействовать сохранению окружающей среды и устойчивому развитию. Эти модели могут применяться лишь в том случае, если в них учитываются все социальные, культурные, духовные и экономические потребности общества и если они опираются на хорошую научную базу.
Биосферные резерваты дают такие модели. Биосферные резерваты не должны оставаться островками в мире, где все более серьезно сказываются последствия деятельности человека, они могут показать возможности примирения человека и природы. Они могут обеспечить возможность примирения накопленных в прошлом знаний для удовлетворения потребностей будущих поколений. Наконец, они могут способствовать преодолению трудностей, возникающих в результате секторального характера наших учреждений. Иными словами, биосферные резерваты представляют собой нечто значительно большее, чем просто охраняемые территории.
Таким образом, биосферные резерваты могут играть новую роль. Они станут не только средством, позволяющим населению, живущему в этих районах или вблизи них, развиваться в равновесии с природной средой, но и будут способствовать удовлетворению потребностей общества в целом, показывая путь к более устойчивому будущему развитию. Этот подход находится в самом центре нашего видения будущего для биосферных резерватов в XXI веке.
Международная конференция по биосферным резерватам, организованная ЮНЕСКО в Севилье (Испания) с 20 по 25 марта 1995 г., приняла двуединый подход:
· подвести итог прошлой деятельности по реализации новаторской концепции биосферного резервата;
· определить для будущего, какое значение должно придаваться трем функциям биосферных резерватов: охраны, развития и научно-технической поддержки.
Севильская конференция пришла к выводу, что несмотря на проблемы и ограничения, встретившиеся в процессе реализации концепции биосферного резервата, эта программа в целом оказалась новаторской и имела определенный успех. Указанные три функции полностью сохраняют свое значение для будущего. Вместе с тем в свете анализа, проведенного Конференцией, были определены следующие десять ключевых направлений, составляющих основу Севильской Стратегии.
Укрепление вклада биосферных резерватов в осуществление международных договоров, направленных на сохранение окружающей среды и устойчивое развитие, в частности, Конвенции о биологическом разнообразии и других договоров, касающихся изменений климата, сохранения лесов и борьбы с опустыниванием.
Создание биосферных резерватов в самых разнообразных экологических, экономических и культурных условиях - от обширных ненарушенных районов до городских зон. В случае прибрежной и морской среды потенциальные возможности и потребности применения концепции биосферных резерватов имеют особенно важное значение.
Укрепление новых региональных, межрегиональных и тематических сетей биосферных резерватов в качестве основных элементов Всемирной сети биосферных резерватов.
Укрепление проводимой в биосферных резерватов деятельности, связанной с научными исследованиями, мониторингом, подготовкой кадров и образованием, с учетом необходимости иметь прочную базу в области естественных и социальных наук в целях лучшего содействия сохранению и устойчивому использованию природных ресурсов в этих районах. Эта потребность особенно ощущается в тех странах, где биосферные резерваты испытывают нехватку людских и финансовых ресурсов и должны быть предметом первостепенного внимания.
Уделение внимания тому, чтобы все зоны биосферных резерватов вносили свой вклад в сохранение окружающей среды, обеспечение устойчивого развития и расширение научных знаний.
Расширение переходной зоны с целью включения в нее достаточно протяженных территорий, что позволяет рациональнее использовать экосистемы и реализовывать преимущества биосферных резерватов для изучения и применения подходов к достижению устойчивого развития в региональном масштабе. В этих целях необходимо делать больший акцент на переходную зону.
Лучший учет человеческого аспекта биосферного резерватов. Для этого необходимо установить тесную взаимосвязь между культурным и биологическим разнообразием. Должны быть сохранены традиционные знания и генетические ресурсы, необходимо признать и повышать их роль в устойчивом развитии.
Применение к управлению каждым биосферным резерватов подхода, основанного, по существу, как бы на “пакте” между местной общиной и сообществом в целом. Управление должно приобрести более открытый характер и должно поддаваться адаптации. Такой подход позволит обеспечить резерватам и местному населению лучшие возможности для того, чтобы отвечать на внешние воздействия политического, экономического и социального характера.
Объединение всех участников и заинтересованных секторов партнерскими связями, обеспечивающими возможности для развития биосферных резерватов на местном уровне и уровне сетей. Должен быть обеспечен свободный обмен информацией между всеми заинтересованными участниками.
Инвестирование в будущее. Биосферные резерваты должны использоваться для углубления наших знаний о взаимодействии человечества с природной средой благодаря осуществлению программ популяризации, информации и образования в долгосрочной перспективе связи поколений.
Таким образом, биосферные резерваты должны способствовать сохранению и использованию природных и культурных ценностей благодаря надежному управлению, опирающемуся на солидную научную базу и творческий подход. Всемирная сеть биосферных резерватов, функционирующая в соответствии с Севильской Стратегией, станет, таким образом, инструментом интеграции, позволяющим достичь более широкой солидарности между народами и нациями всего мира.
В излагаемой ниже Стратегии предпринимается попытка сформулировать рекомендации, направленные на оказание содействия развитию функциональных биосферных резерватов и созданию необходимых условий для функционирования Всемирной сети. Она не является повторением общих принципов, содержащихся в Конвенции о биологическом разнообразии или в Плане действий на XXI век. Ее задача, скорее, заключается в том, чтобы определить ту конкретную роль, которую биосферные резерваты могут сыграть в развитии новой концепции взаимосвязи между сохранением окружающей среды и развитием. Поэтому в данном документе сознательно ограничено число приоритетов.
В настоящей Стратегии рассматривается вопрос о том, на каких уровнях (международном, национальном или на уровне каждого резервата) каждая из рекомендаций окажет наибольшее воздействие. Однако, учитывая большое разнообразие, существующее в области управления на национальном и местном уровнях, рекомендуемые действия следует рассматривать как носящие исключительно индикативный характер, которые должны отвечать каждой конкретной ситуации. Следует особо отметить, что под так называемым “национальным” уровнем подразумеваются в действительности правительственные инстанции более высокого уровня, чем уровень управления самими резерватами (провинция, государство, страна и т. д.). В некоторых странах национальные или местные неправительственные организации являются также весьма подходящими партнерами на этом уровне. “Международный уровень” же часто включает региональную и межрегиональную деятельность.
Настоящая Стратегия также включает рекомендуемые индикаторы внедрения, а именно список мероприятий, который даст возможность всем ответственным лицам контролировать и производить оценку осуществления данной Стратегии. При разработке этих индикаторов использовались следующие критерии: доступность (достаточно ли легко получать необходимые сведения?), простота (не допускают ли данные их двоякого толкования?) и полезность (окажутся ли эти сведения полезными для управляющих резерватами, национальных комитетов и всей Сети в целом?). Роль индикаторов внедрения заключается в том, чтобы служить базой данных о механизмах, успешного внедрения Стратегии и способствовать обмену этой информацией среди всех членов Всемирной сети.
[1] Ламарк Ж- Б. Избр. произв. Т. 1. М., 1955. С. 350—351.
Дата добавления: 2016-02-04; просмотров: 844;