Материалы к лекционному курсу. 1. Переговоры стран антигитлеровской коалиции о послевоенном будущем Восточной Пруссии
1. Переговоры стран антигитлеровской коалиции о послевоенном будущем Восточной Пруссии. Решение Потсдамской конференции 17.07-2.08.1945 о разделе Восточной Пруссии и передаче части ее территории СССР.
В 1943 г. стало очевидно, что разгром гитлеровской Германии неизбежен, хотя до победы было еще далеко. Тем не менее, главные союзники по антигитлеровской коалиции собрались для обсуждения совместных действий и планов устройства послевоенной Европы. В ноябре-декабре 1943 г. в столице Ирана Тегеране состоялась встреча руководителей СССР, Великобритании и США; соответственно – Сталина, премьер-министра Великобритании У. Черчилля и президента США Ф. Рузвельта. Одной из обсуждавшихся проблем было послевоенное устройство Европы, исключавшее возникновение нового очага войны. Это определяло планы союзников в отношении территории гитлеровской Германии. Для того, чтобы она в будущем не смогла восстановить свой потенциал и вновь начать агрессию, решено было после победы уменьшить ее территорию, отделив ряд стратегически важных районов, в том числе Восточную Пруссию. Если в польском вопросе и при обсуждении будущего политического устройства Дунайских стран между СССР и союзниками возникли разногласия, то по Восточной Пруссии их не было. СССР, в принципе, согласовал с Великобританией и США вопрос о передаче Советскому Союзу после войны части Восточной Пруссии с Кенигсбергом. На Крымской конференции союзников, проходившей в феврале 1945 г. в Ялте, было еще раз заявлено, что одним из важнейших условий предотвращения в будущем агрессии со стороны Германии является отделение от нее Восточной Пруссии.
После разгрома фашистской Германии и ее капитуляции в пригороде Берлина – Потсдаме – в июле-августе состоялась конференция глав правительств держав-победительниц – СССР, Великобритании и США. Среди прочего рассматривался вопрос и о будущем Восточной Пруссии. США и Великобритания подтвердили свое согласие на передачу СССР части территории Восточной Пруссии с Кенигсбергом, и по решению Потсдамской конференции Восточная Пруссия была разделена между СССР и Польшей.
2. Образование Калининградской области в составе Российской Федерации Союза ССР. – Формирование структур партийной и государственной
власти. – Заселение Калининградской области и депортация немецкого
населения. – Становление экономики и культурного потенциала региона.
После окончания военных действий на территории Восточной Пруссии, отошедшей к СССР, действовала военная администрация – Временное управление по гражданским делам при военной комендатуре города Кенигсберга, созданное 10 мая 1945 г. Военным советом Третьего Белорусского фронта. Многообразие задач потребовало его реорганизации, и 19 ноября того же года было создано новое Временное управление по гражданским делам с более широкими функциями.
Новая советская область на территории бывшей Восточной Пруссии была создана 7 апреля 1946 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР "Об образовании Кенигсбергской области в составе РСФСР". В тот же день Совет Министров СССР принял Указ "Об административном устройстве города Кенигсберга и прилегающего к нему района". В мае 1946 г. был создан гражданский местный орган государственной власти – Областное управление по гражданским делам, в районах области были созданы районные управления. Функции областного партийного органа выполнял Политотдел при Управлении по гражданским делам, районных партийных органов, соответственно, районные политотделы. В июле 1946 г. Кенигсберг и Кенигсбергская область были переименованы в честь умершего Председателя Президиума Верховного Совета СССР М.И. Калинина в Калининград и Калининградскую область. Административно-территориальное устройство области было уточнено и дополнено Указом Президиума Верховного Совета РСФСР "Об административно-территориальном устройстве Калининградской области".
Решение политических и организационно-хозяйственных задач требовало создания постоянных управленческих структур, главной из которых в СССР фактически были партийные органы правящей партии – КПСС (именно фактически, потому что в Конституции 1936 г., по которой СССР жил до 1977 г., о руководящей роли Коммунистической партии вообще не упоминалось). Решением Центрального Комитета КПСС 7 мая 1947 г. были созданы Калининградская областная партийная организация и ее управляющий орган – Областной комитет КПСС или, сокращено, Обком КПСС. 28 мая того же года был создан Исполнительный комитет Областного совета депутатов трудящихся – сокращено Облисполком, срок полномочий которого был установлен до выборов в местные Советы депутатов трудящихся. Первые выборы в местные Советы прошли в декабре 1947 г.
Чтобы Калининградская область стала полноценным регионом СССР, необходимо было создать экономическую базу и заселить область советским населением, которое, собственно, и должно было эту базу создавать. Первое время в области практически не было советского гражданского населения. На территории Калининградской области после войны проживало около 110 тыс. человек немецкого населения, главным образом, старики, женщины, дети, инвалиды. Трудоспособных мужчин было всего 0,5 % от этого числа. Разумеется, этот контингент не мог поднять экономику региона, хотя гражданское немецкое население, как и военнопленные, работало на многих промышленных предприятиях. Кроме того, судьба немецкого населения была определена заранее. В соответствии с решениями держав-победительниц немцы должны были быть депортированы как с территории Калининградской области, так и с территории Восточной Пруссии, отошедшей к Польше. В 1948 г. территорию Калининградской области покинули последние немцы. Можно по-разному относиться к этому факту, но следует помнить: 22 июня 1941 г. войну начали не мы. Организованное заселение Калининградской области началось уже в 1946 г. По состоянию
на 1 июля 1946 г. в ней проживало 43740 человек советского гражданского населения, в 1948 г. – более 300 тыс., и в 1950 г. – более 407 тыс. человек.
Первые переселенцы испытывали колоссальные трудности, связанные как с общей ситуацией в стране после войны, так и со спецификой новой советской области. Особенно тяжелой была зима 1946-1947 гг., когда переселенцы испытывали голод. Тяжелый труд по восстановлению области во второй половине 1940-х – начале 1950-х годов выпал на долю всех переселенцев, но особенно тяжелым было положение сельских жителей. В некоторых колхозах области за трудодень колхозник получал 300 г отходов после сортировки семян и 18 копеек.[57] Надо отметить, что положение калининградцев не было исключительным для СССР. В 1947 г. сильная засуха привела к голоду во многих районах страны. (В то же время эшелоны с хлебом, собранным советскими колхозниками, непрерывно шли в Восточную Европу, также пострадавшую от засухи, поскольку политические интересы для Сталина были важнее судьбы собственного голодавшего народа). Несмотря на трудности, подавляющее большинство переселенцев осталось и активно участвовало в создании экономической базы новой советской области.
Одновременно с заселением региона шло развитие экономики. В послевоенные годы определились главные направления промышленного развития области – судостроение и судоремонт, транспортное машиностроение, производство целлюлозно-бумажной продукции. Важнейшую роль в жизни области играли рыболовство и рыбная промышленность, созданные, как и другие отрасли, практически заново. В 1946-1950 гг. были введены в строй 258 различных промышленных предприятий. Сельское хозяйство региона в 1951 г. (после укрупнения колхозов) было представлено 157 колхозами, 60 совхозами и 31 МТС.
Восстановление (именно восстановление, а не освоение) новой советской территории, как и всей части СССР, пострадавшей от войны, было трудовым подвигом. Это утверждение вовсе не является идеологическим штампом, взятым из советского прошлого. Никакие исторические документы и исследования не могут в полной мере дать представление о том, какие колоссальные трудности пришлось преодолеть поколениям, восстанавливавшим страну, как невероятно тяжелы были их работа и сама жизнь. В связи с этим нельзя не ответить на вопрос "Что заставляло советских людей самоотверженно трудиться, какими стимулами они руководствовались?".
В послевоенные годы продолжалось широкое применение репрессивных мер поддержания трудовой дисциплины, введенных Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 г. "О переходе на 8-часовой рабочий день, на 7-дневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений". В соответствии с этим Указом, самовольный уход с работы карался тюремным заключением на срок от 2-х до 4-х месяцев, прогул без уважительной причины – осуждением к исправительно-трудовым работам по месту работы на срок до 6-ти месяцев с удержанием до 25 % заработной платы. Неужели главным стимулом трудового героизма был страх перед угрозой наказания? Разумеется, нет! Противопоставлять или сопоставлять репрессии и трудовой героизм в послевоенные годы бессмысленно, так как государственное принуждение было в то время традиционным, привычным фактором общественной жизни. Поколения, вошедшие в самостоятельную жизнь при Советской власти, не знали других отношений власти и общества. Уже поэтому репрессии, принуждение не могли быть основным стимулом к трудовым подвигам. Самоотверженный, героический труд советских людей послевоенного года был обусловлен не страхом перед репрессиями со стороны власти, а желанием народа как можно скорее восстановить страну и вернуться к мирной жизни. Любой нормальный человек в те годы стремился восстановить свой разрушенный дом и наладить в нем мирную жизнь, а домом, в понимании тех лет, была вся страна. Тем более, стимулом к труду не являлись "вера в партию" или "вера в Сталина". В многочисленных документах партийных, комсомольских, профсоюзных собраний, собраний трудовых коллективов, посвященных непосредственно производственным задачам, партия и Сталин, за редкими исключениями, не упоминаются. В них говорится о конкретных производственных задачах и планах и о конкретных способах их решения и выполнения. Славословия в адрес вождя и партии начинались, как правило, с уровня райкома партии.
Было бы неверным представлять советское общество тех лет, как единый, монолитный социальный организм, в котором отсутствовало недовольство повседневной жизнью и общественным строем. В те годы партийными инстанциями и соответствующими "органами" нередко фиксировались такие высказывания как, например, имевшие место в 1948 г. в Полесском районе, в одном из леспромхозов, где рабочие говорили: "Где это видано было, чтобы люди работали без выходных? Этого нет даже в капиталистических странах". В так называемой информации о политических настроениях в Черняховском районе по состоянию на май 1948 г., в частности, указывалось: "Имеют место…отдельные случаи, когда на досках показателей соревнования (колхоз "Советская крепость" Загорского сельсовета и "Парижская коммуна" Свободненского сельсовета) делаются надписи вроде таких, как например: "Здесь сколько не работай, все равно ничего не заработаешь" (подкреплено нецензурными словами).[58] Происходили и другие события, свидетельствующие о том, что уголовная ответственность за нарушения трудовой дисциплины не могла их предотвратить. Например, в 1948 г. Президиум Калининградского Областного Совета профсоюзов рассматривал вопрос "О руководстве обкома профсоюза рабочих леса и сплава". В числе недостатков работы отрасли указывалось, среди прочего, что "…отдельные группы рабочих не выходят на работу". В Нестеровском районе области в 1947 г. были случаи, когда "в отдельных колхозах до 50% колхозников…" уклонялись "от участия в общественном труде…".[59] Имели место и другие подобные случаи.[60]
Репрессивные меры принуждения к труду были тем более неэффективны и неразумны, что часто нарушения трудовой дисциплины происходили даже не из-за слабой материальной заинтересованности и недовольства повседневной жизнью, а из-за наплевательского отношения руководителей к конкретным, элементарным социально-бытовым вопросам. Это понимали даже в то время. В 1948 г. на газовом заводе в Калининграде сложилась ситуация, когда в один из дней на работу не вышло почти 50% рабочих, и завод целый день не работал. Администрация и профсоюзные органы предприятия выявили зачинщиков и попытались отдать их под суд, но это не встретило поддержки на межсоюзном профактиве Калининграда, где обсуждался этот вопрос. Напротив, профсоюзное руководство пришло к выводу, что надо судить не рабочих, "…а хозяйственников, которые создали такие условия". [61]
Разумеется, в то время в жизни людей были не только трудности, лишения, тяжелая работа, но и радости, и праздники, ощущение наступившей мирной жизни, которая давала надежду на лучшее. Все это давало силы трудиться, восстанавливать страну, восстанавливать новую советскую область. Всем, кто знакомится с историей нашего Отечества, с историей Калининградской земли, следует понимать, что упоминания о тяжелых, трагических фактах послевоенной истории, связанных с репрессиями, небрежением власти к народу и т.п., ни в какой мере не бросают тень на великий трудовой подвиг нашего народа, в тяжелейших условиях восстановившего страну. Нынешние поколения калининградцев должны хранить память о тех, кто в 40-е – 50-е годы поднял область из руин и сделал ее пригодной для жизни.
Семинар 5
1. Международно-правовая основа создания Калининградской области.
2. Образование Калининградской области. Особенности формирования советского населения региона.
3. Социально-экономические проблемы первых послевоенных лет. Становление экономики и культурного потенциала региона.
Вопросы для самостоятельной подготовки
1. Чем были обоснованы требования СССР о передаче ему части Восточной Пруссии? – Почему союзники согласились на это без возражений, тогда как по другим вопросам, в частности, по польскому, были разногласия? – Какие военно-политические и экономические возможности получил Советский Союз с включением в его состав части Восточной Пруссии и Кенигсберга? – Почему большая часть Восточной Пруссии была передана Польше, и СССР подержал требования Польши?
2. Организованным или стихийным было заселение Калининградской области советскими людьми? – По каким причинам советские люди ехали в Калининградскую область? – Из каких регионов в область направлялись переселенцы, была ли в выборе этих регионов какая-либо закономерность? – В каком состоянии находились промышленность, сельское хозяйство, транспортная инфраструктура и жилищный фонд Калининградской области?
3. Какие факторы повлияли на формирование направлений промышленного развития Калининградской области? – Какие наиболее крупные промышленные предприятия в Калининграде и области начали работу в первые послевоенные годы? – Определялось ли развитие рыболовства и рыбной промышленности в Калининградской области традициями хозяйственной деятельности в бывшей Восточной Пруссии? – Какими путями развивалось сельское хозяйство региона? – Какими были условия жизни и труда калининградцев в первые послевоенные годы, отличались ли они от условий, существовавших на остальной территории СССР, разрушенной войной?
Дата добавления: 2016-02-04; просмотров: 1158;