Музыкальная грамотность
В начальной школе закладываются основы музыкальной грамотности - приобретение элементарных знаний о музыке и формирование умений и навыков практического музицирования. Важной составной частью музыкальной грамотности является знание нотной грамоты. Детей учат понимать нотные знаки, петь по нотам простые попевки и песни (по абсолютной или относительной системе нотации, с использованием элементов хорового сольфеджио, предложенного Г.А. Струве). Звуковысотность осваивается посредством вокального интонирования как основы музыкальной речи.
Наряду с развитием чувства ритма, пульсации приобретаются знания о простых размерах и соотношениях длительностей.
Занятия музыкальной грамотой, сольфеджированием, изучением нот должны быть связаны с пением и слушанием музыки. Стержневыми линиями овладения музыкальной грамотой являются система звуковысотности и система метроритма.
Последовательность изучения звуковысотности состоит из следующих этапов:
1. Ознакомление с характером звучания контрастных регистров; слуховое усвоение высоких, низких и средних звуков. Регистр - близкая по характеру звучания группа звуков. Это понятие объясняется детям после того, как они поняли высокое и низкое звучание. Высокий регистр - легкие, звонкие, улетающие вверх звуки, а низкий регистр - грузные, тяжелые, опускающиеся вниз звуки.
2. Осознанное определение направления (восходящего и нисходящего) движения мелодии, а также слуховое усвоение мелодий на одной высоте.
При этом большую роль играет способ наглядного изображения движения мелодии. Учитель при разучивании песни движением руки передает рисунок мелодии, обозначая детям направление ее движения, поступенность, встречающиеся скачки и т.д. Целесообразно также параллельно использовать схематические зарисовки мелодии, рисунок лесенки, или болгарской столбицы. М.А. Румер считала, что подобная запись способствует объединению слуховых представлений со зрительными. Используя в комплексе визуальное наблюдение мелодии, вокализацию и показ звуковысотных соотношений рукой, педагог тем самым формирует у детей представление мелодии. Для представления мелодии необходим внутренний слух. Для его развития полезно мысленное пропевание мелодии при ее восприятии.
3. Ознакомление с поступенным и скачкообразным движениями мелодии. Между высокими и низкими звуками - средние. Далее запоминают семь названий звуков, понятие октавы, ступени звукоряда - ряд звуков, расположенных по высоте. При этом можно использовать ассоциацию лесенки, ступеньки лесенки - ступени звукоряда, между этажами лесенки - октава.
На определенном этапе формирования у ребенка понятия высоты звука вводится нотная запись. Знакомство с ней способствует более осознанному отношению детей к особенностям музыкального языка. Элементы нотной записи вводятся на уроках постепенно. Согласно программе Д.Б. Кабалевского, такая работа может быть начата с четвертой четверти I класса. В апреле - мае можно переходить к нотной записи на нотной строке, нотоносце, объяснять роль скрипичного и басового ключей.
4. Усвоение устойчивости и неустойчивости звуков и их ладовых отношений: неустойчивые ступени стремятся перейти в устойчивые. Самая устойчивая ступень - тоника, у которой есть два помощника - устойчивые III и V ступени.
5. Усвоение мажорного и минорного ладов. Дети знакомятся с понятием лада как окраски звукоряда - веселый, светлый (мажор), печальный и мягкий, темный (минор). Следует объяснить, что ладовые тяготения создают систему, при которой три устойчивых звука образуют трезвучие (I, III, V ступени), которое может быть мажорным или минорным. Устойчивые и неустойчивые звуки "ладят" между собой и в мажорном, и в минорном ладу.
Далее рассказывается о знаках альтерации. Первое знакомство с диезами и бемолями при пении "по руке" желательно проводить на основе мажорного лада. Учитель должен придумать такие упражнения, в которых с появлением знаков альтерации еще больше усиливается тяготение неустойчивых ступеней к устойчивым. Важнейшим этапом в изучении знаков альтерации является интонирование и определение на слух тона и полутона. Сначала детям предлагается петь упражнения без каких-либо объяснений с употреблением ручных знаков. После этого нужно объяснить им разницу между тоном и полутоном. Для наглядности можно употреблять показы рукой. Тон вниз - ладонь повернуть книзу, сделать замах и широкое движение руки сверху вниз. Тон вверх - ладонь повернуть кверху, сделать замах и широкое движение руки снизу вверх (если нужно спеть еще один тон вверх или вниз, каждое движение повторяется) - такая методика разработана Г.А. Струве. С ее помощью дети овладевают этими движениями и, научившись отличать на слух тон и полутон, могут проиллюстрировать руками строение мажорного и минорного натуральных ладов, которые проигрываются на фортепиано учителем.
Для лучшего усвоения детьми мажорного и минорного ладов учитель может использовать болгарскую "столбицу". На "столбице" большими черточками отмечаются устойчивые ступени, меньшими - неустойчивые; расстояние между ступенями, образующими тон, в два раза шире, чем между ступенями, образующими полутон. С правой стороны у каждой черточки можно расположить слоговые обозначения тонов, слева - цифровые обозначения ступеней. Минор натуральный также легко усваивается по "минорной таблице", которая наглядно сравнивается с мажорной (рис. 1).
Самое главное, чтобы все понятия основывались на музыкальных впечатлениях и представали перед детьми в своем выразительном значении. Как итог всей работы дается представление о тональности: если тоника до, а тоническое трезвучие мажорное, значит пьеса написана в до мажоре, а если при тонике до тоническое трезвучие минорное, то пьеса написана в до миноре.
Для развития у школьников звуковысотных представлений используются две основные системы - абсолютная (опора на лад, конкретно выраженный в определенной тональности, запись нот в скрипичном ключе) и относительная (вне опоры на закономерности какой-либо тональности, с применением слоговых названий ступеней - мо, ле, ви, на, зо, ра, ти). В обеих системах широко распространена наглядность при обучении. Так, сторонники относительной сольмизации с целью наглядных представлений о взаимоотношениях ступеней используют ручные знаки.
Сторонники абсолютной системы для наглядности используют зрительные представления, например пение по руке.
По мнению ряда педагогов, разумным решением задачи музыкального воспитания младших школьников считается сочетание абсолютной и относительной систем. В этом плане очень показательна методика "Хоровое сольфеджио", разработанная Г.А. Струве, поэтому остановимся на ней подробнее.
Рис. 1. Болгарская "столбица"
"Хоровое сольфеджио" Струве состоит из игровых наглядных упражнений, имеющих простую, доступную для ребенка форму, с соблюдением основного педагогического принципа - от конкретного к абстрактному. В этих упражнениях объединены три важных компонента: зрительный, слуховой и двигательный. В качестве зрительного ряда применяются вышеуказанные ручные знаки по методике относительной сольмизации (см. рис. 2), а далее Струве использует пение по руке (см. рис. 3 - рука изображает нотный стан).
Это, по его мнению, закладывает основы ладового слуха. Игры-упражнения Струве от простых попевок ведут к песням, развивают общую грамотность детей. Струве рекомендует также проводить занятия по "хоровому сольфеджио" в групповой и индивидуальной формах, определять певческую "примарную зону", удобную, подходящую для детей тональность. Так дети постепенно подготавливаются к будущему пению по нотам.
Подготовительные упражнения в книге даются сначала в объеме первых пяти ступеней. "Нотным станом" при этом служит левая рука поющего, а указательный палец правой руки показывает местонахождение звуков. Предлагаются также различные музыкальные игры с детьми, цель которых - развитие музыкального слуха и музыкальной памяти. Например, музыкальная игра "в дирижера" и "живые ноты". Хор делится на пять групп (нот).
Каждая группа поет только одну ноту от до до соль. Один из детей (дирижер) руководит "нотами": дает знак рукой первой группе - поется до,покажет второй - поется ре и т.д. Дирижеры часто меняются, меняются и группы детей, для того чтобы каждый ребенок мог пропеть не только устойчивые, но и неустойчивые ступени. В книге детям объясняется принцип параллельности мажора и минора. Натуральный минор строится на VI ступени мажорного лада и имеет те же ключевые знаки, что и мажор. Устойчивыми становятся VI, I, III ступени мажора, а в миноре - I, III, V ступени. Для укрепления навыков двухголосия Струве применяет "столбицу", по ней поются упражнения с поочередным движением голосов. Для их исполнения берутся две указки разного цвета: белая и синяя. Белая указка показывает первый голос, синяя - второй. Автор подчеркивает важность определения на слух разницы между мажорным и минорным трезвучием. Для этой цели он рекомендует сравнивать трезвучия одноименных мажора и минора.
Рис. 2
Рис. 3
Струве предлагает использовать методический прием под названием "хоровой веер" для развития навыков многоголосия у детей. Для этого хор делится на три группы, упражнение пропевается мелодически с ручными знаками или "по руке", затем "веер" раскрывается. Первая группа держит нижнюю ноту, а вторая и третья группы переходят на следующую, затем вторая группа остается на заданной ноте, третья группа поднимается на следующую ступень.
В курсе "Хоровое сольфеджио" Струве предложил важную форму воспитания музыкально-интонационного слуха, основанную на политональных упражнениях, уводящих из определенного лада и состоящих из различных сочетаний тонов и полутонов.
Наряду с развитием звуковысотных представлений и ладового чувства в начальной школе предполагается усвоение метроритмической системы. Представление о выразительном значении длительности звуков, как и другие музыкальные понятия, дается постепенно. Сначала следует объяснить, что звуки могут длиться долго или непродолжительно, сменять друг друга, одни из них могут быть короче, другие - длиннее. Далее сопоставляются по протяженности два звука: четверть и восьмая (шаг и бег). Некоторые педагоги-музыканты считают, что естественнее было бы для озвучивания длительностей использовать разные слоги (та - ти). В.В. Кирюшин предлагал для этого иные обозначения, согласно которым половинка - бо-ма, четверть - бом, восьмые - ди-ли, шестнадцатые -така-така. Паузы же следует легко "сдувать". Используются ритмические диктанты с показом рукой в воздухе или на доске.
Ма | - | лень | - | кой | е | - | лоч | - | ке | |
Шаг | - | бег | - | бег | или | та | - | ти | - | ти |
| | | | | | | | | | | |
Понятие о сильных и слабых долях можно объяснить на примере пропевания имен детей:
| | | | | | | | | | | | | | | | |||||||
Ма | - | шень | - | ка, | Сер | - | гей, | Ва | - | ню | - | ша |
При этом полезно провести параллель с разделом русского языка об ударных и безударных слогах. Затем объясняется, что такое тактовая черта, которую ставят перед сильной долей, а расстояние от одной сильной доли до другой называется тактом. Количество звуков в такте может быть разным, но по сумме долей, или ударов, такты одинаковые. Дети должны понять, что каждая пьеса и песня имеет свой размер, метр, т.е. равномерное чередование сильных и слабых долей. Кроме того, рекомендуется включать ритмические упражнения на определение метрической пульсации, сильной доли такта, усвоение простейших ритмических сочетаний. Хлопками в ладоши можно зафиксировать акцентируемую долю, характер пульса музыки (например, мягкими и неторопливыми движениями руки передать пульс попевки про спокойных ребят, а быстрыми ударами ладоней по коленям - про ребят-непосед, можно графически изобразить пульсацию двух контрастных мелодий на доске - ! . ! . ! . ! . ! . ! и т.д. или прохлопать ритмический рисунок какой-либо фразы). Так развивается ощущение равномерной пульсации сильных и слабых долей такта, осознанное восприятие простых размеров, основных соотношений длительностей и пауз. Более сложным этапом является знакомство с пунктирным ритмом - "четверть с точкой - восьмая" или "восьмая с точкой - шестнадцатая", затактом и синкопами.
Дата добавления: 2015-12-01; просмотров: 7231;