Закономерности общения и взаимодействия людей
Изучением тех или иных сторон общения занимаются разные науки: философия и психиатрия, психология и этология, социология и информатика. Каждая из них вкладывает в понятие «общение» свое содержание. Сложность достижения единства в понимании того, что же такое общение. С одной стороны, затруднения связаны с его вездесущностью. С другой стороны, попытки охватить всевозможные составляющие понятия «общение» приводят к тому, что само оно исчезает, растворяется, теряя свою живую ткань и переставая быть похожим на то, что мы связываем с этим понятием.
Общение – это связь между людьми, в ходе которой возникает психический контакт, проявляющийся в обмене информаций, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимодействии. Социальный смысл общения состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта. Специфика общения определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В общении человек раскрывает свои индивидуальные особенности. Цель любого общения – достижение взаимопонимания. В общении реализуется вся система отношений человека к людям и к обществу. Межличностное общение – непременное условие и одновременно порожденный жизненными потребностями человеческого общества гибкий и многоцелевой механизм формирования личности.
Общение со сверстниками, как и совместная деятельность - обязательная предпосылка становления личности ребенка. В процессе общения он вырабатывает коммуникативные умения и навыки, формирует знания об окружающих и о собственном «Я» путем сравнения себя со сверстниками, а затем и со взрослыми.
7.1.1. Соотношение категорий «общение» и «деятельность»
Общение – это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия и понимания другого человека. В более узком психологическом смысле общение понимается как процесс и результат становления контактов между людьми или взаимодействие субъектов посредством различных знаковых систем. В психологическом словаре общение рассматривается как сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, включающий в себя коммуникацию – передачу информации, интеракцию – взаимодействие между людьми, перцепцию – понимание и познание людьми друг друга.
Что касается проблемы соотношения категорий «деятельности» и «общения», то тут существуют достаточно четкие противоречия между отечественными и зарубежными социальными психологами. Многие наши западные коллеги, продолжая линию Э.Дюркгейма, резко противопоставляют категории «деятельность» и «общение». Считается, что в обществе важную роль играет именно общение, поскольку именно данный процесс детерминирует реальное социальное поведение. «Деятельность», с их точки зрения, скорее, социологическая категория, нежели психологическая, более того, данный термин привязывается западными социальными психологами только к одной из школ социологии.
Отечественная социальная психология смотрит на проблему иначе. Среди факторов, формирующих личность, в отечественной парадигме выделяют труд, общение и познание. Общим методологическим принципом в этой парадигме выступает принцип единства. Поэтому считается, что общение есть форма совместной деятельности людей. Такой вывод основывается на понимании общения как специфической формы совместной деятельности людей: люди всегда общаются в процессе или «по поводу» деятельности. Общается всегда деятельный человек, его деятельность неизбежно пересекается с деятельностью других людей. Именно общение формирует общность людей, выполняющих совместную деятельность. Таким образом, факт связи общения с деятельностью констатируется всеми отечественными социальными психологами. Однако трактовка этой связи осуществляется по-разному.
Те представители московской школы психологии, которые в своих воззрениях ориентируются на взгляды А.Н. Леонтьева, считают, что общение является всего лишь одной из сторон деятельности. В этой системе взглядов общение включено в деятельность и является ее элементом. Более того, сама деятельность рассматривается как условие общения.
Общение также можно интерпретировать как особый вид деятельности: например, деятельность в профессиях «человек-человек» или общение как особый вид деятельности, выступающий самостоятельно на определенном этапе онтогенеза - в подростковом или дошкольном возрасте. В таких случаях общение именуется коммуникативной деятельностью или деятельностью общения. Таких взглядов придерживался Эльконин Д.Б. и ориентирующиеся на него психологи. Незначительно отличался от вышеуказанного подхода в своих взглядах и А.А. Леонтьев, хотя и был более ортодоксален в жестком следовании духу и букве философии марксизма. С его точки зрения, общение – всего лишь один из видов деятельности, прежде всего – речевой деятельности. Поэтому относительно общения А.А. Леонтьев стремился отыскать все элементы, свойственные деятельности вообще: действия, операции, мотивы.
Ближе всех к западным воззрениям на природу общения в психологии подошел представитель ленинградской школы Б.Ф. Ломов. Он считал, что общение и деятельность являются двумя равноправными сторонами социального бытия человека, его образа жизни. Принципиально важно подчеркнуть, что речь не идет о двух параллельных процессах. Нет, общение, и деятельность всегда находятся в тесной связи. Посредством общения деятельность организуется и обогащается. Но именно деятельность поставляет нам основной материал для общения, мы общаемся, чаще всего, именно по поводу деятельности. Следует также отметить, что люди вступают и в процессы «личностного» общения, не связанного с выполнением какой-либо деятельности.
Г.М. Андреева в своих публикациях старается уйти от указанных теоретических споров, подчеркивая их исключительно научное значение, мало связанное с решением практических задач. Кроме того, она же обращает внимание и на тот факт, что представители всех вышеуказанных взглядов в своих экспериментах по изучению феномена общения, не очень сильно отличаются в методологических и методических подходах, в структуре и содержании экспериментальных процедур. Что касается проблемы соотношения категорий «общение» и «деятельность», то Андреева предлагает более широкий подход. У нее общение выступает, одновременно, и стороной совместной деятельности и ее дериватом. Напомним, что в науке дериватом именуется продукт, возникающий на основе другого, производное от чего-либо первичного. По ее мнению, такое широкое понимание связи общения и деятельности способствует широкому же пониманию самого общения. С одной стороны, общение есть важнейшее условие присвоения индивидом достижений исторического развития человечества на микроуровне, в своем непосредственном окружении. С другой стороны, именно общение позволяет индивиду присвоить все достижения человечества на макроуровне, во всей системе социальных связей. В связи с этим большое значение приобретает знание о критериях удовлетворенности общением. Общим интегральным критерием выступает количество потребностей, которые человек удовлетворяет в процессе взаимодействия с партнерами. Чем больше количество потребностей удовлетворяется, тем более вероятно, что взаимодействие будет поддерживаться и продолжаться.
1. Потребность в стимуляции. Если общение инициирует активность субъектов, их стремление к действиям, поднимает общий тонус деятельности, подталкивает человека к тем или иным действиям. Самыми значимыми являются стимулы, получаемые от других людей.
2. Потребность в событиях. Людям недостаточно иметь только хорошие и устойчивые отношения друг с другом. Необходим социальный интерес, определенная динамика жизни, которая приносит новые впечатления. Восприятие человека все время нацелено на некоторые изменения, новые ситуации. Поэтому слишком статичные неизменные отношения между людьми, лишенные динамики и не сопровождающиеся теми или иными событиями со временем иссякают. Людям становиться скучно, неинтересно друг с другом, и они стремятся прервать общение. Если люди имеет мало событий в собственной жизни, это компенсируется неподдельным интересом к жизни других людей. Они тогда заменяют реальные события – обсуждают других на основе слухов и сплетен. Однако общение, включающее в себя подобное содержание, на самом деле не удовлетворяет потребность человека в событиях, а лишь заменяет ее на квазиуровне.
3. Потребность в узнавании. Удовлетворяется всякий раз, когда человек встречает знакомых людей. Люди обычно не осознают эту потребность, так каждый день общаются с близкими или хорошо знакомыми людьми. При узнавании происходит социальное подтверждение личности со стороны других людей, которое поддерживает его самоидентификацию. При смене места жительства или пребывании в другом городе данная потребность актуализируется.
4. Важнейшими потребностями, которые должны быть реализованы в процессе общения, являются потребности в достижении и признании. Обе эти потребности, связанные с чувством собственного достоинства человека, уважением и самоуважением, и относятся к так называемым высшим потребностям.
5. Потребность в структурировании времени является обычно побочным эффектом жизнедеятельности и общения человека. Нормальному человеку необходимы различные способы времяпровождения и их относительная динамика. К ритуалам относятся все виды конвенциального общения, связанные с общепринятыми нормами. Процедуры представляют собой различные формы общения в процессе совместной деятельности, сопровождающие порядок действий. Развлечения связаны с занятиями, доставляющими удовольствие. Близость сопровождается открытым, личностным общением в отличие от игр.
Структура общения
Структурно, процесс общения состоит из трех граней, трех сторон. В наименованиях этих сторон, даже в самой их классификации отражается полифункциональная структура общения. Впоследствии, эта полифункциональность отразится и в классификации видов общения, функций общения. Обратимся к трем сторонам общения.
1. Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.
2.Интерактивная сторона заключается в организации практического взаимодействия между общающимися индивидами в процессе совместной деятельности, то есть в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Здесь проявляются их способности к сотрудничеству, к взаимопомощи, к координации своих действий с действиями партнера.
3. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.
Естественно, что все эти термины весьма условны. Иногда в более или менее аналогичном смысле употребляются и другие. Например, Б. Ломовым в общении выделяются три функции данного процесса:
· информационно-коммуникативная. Она охватывает процессы приема – передачи информации;
· регуляционно-коммуникативная. Она связана с взаимной корректировкой своих действий партнерами при осуществлении совместной деятельности;
· аффективно-коммуникативная. Она относится к эмоциональной сфере человека и отвечает потребностям в изменении своего эмоционального состояния.
Задача социального психолога заключается в том, чтобы тщательно проанализировать, в том числе на экспериментальном уровне, содержание каждой из этих сторон или функций. Конечно, в реальной действительности каждая из этих сторон не существует изолированно от двух других, и выделение их возможно лишь для анализа, в частности для построения системы экспериментальных исследований. Все обозначенные здесь стороны общения выявляются в малых группах, т.е. в условиях непосредственного контакта между людьми.
Ключевыми словами в понимании сущности общения являются следующие: контакт, связь, взаимодействие, обмен. Наиболее точным словом для обозначения общения как социально-психологического феномена является слово контакт. Он осуществляется с помощью языка и речи. Речь является основным средством общения. Качество речи зависит от гармонии содержания, отношения и воздействия. Содержание связано с информацией, отношение – с эмоциональным контекстом, воздействие определяется влиянием речи на другого человека или других. Важнейшим фактором речи являются паралингвистические средства передачи информации: громкость речи, темп, особенности произнесения звуков, тембр голоса, жесты, мимика, позы и т.д. Любой контакт предполагает обратную связь. Если оба заметили, есть контакт, если один не отвечает, нет контакта.
Виды общения
В зависимости от количества участников коммуникативного акта можно выделить следующие виды общения:
1. Межличностное общение- общение, которое возникает в первичной группе, где каждый общается с каждым. Межличностное общение позволяет устанавливать и поддерживать межличностные отношения в группе и реализовать как личные, так и групповые цели и задачи.
2. Личностно-групповое общение – это общение, при котором одна сторона общения – личность, другая – группа, коллектив. Данный вид общения наиболее отчетливо проявляется между руководителем и группой, коллективом. В этом случае руководитель общается с отдельной личностью, как с представителем группы, носителем группового мнения; это может быть также общения руководителя с группой в целом (например, выступление руководителя на собрании коллектива, на производственном совещании и т.д.).
3. Межгрупповое общение предполагает контакт двух общностей. Примером подобного взаимодействия могут быть командные соревнования в спорте, собрания рабочих групп, в состав которых входят работники разных подразделений, встречи и форумы представителей различных общественных партий и организаций. Межгрупповое общение может проходить в форме межличностного, однако, при этом каждый собеседник является носителем группового сознания и действует, ориентируясь на интересы и ценности той группы, представителем которой он является.
По степени опосредованности общения выделяют следующие виды общения.
Непосредственное общение – это прямое естественное общение, когда субъекты находятся рядом и общаются при помощи речи и паралингвистических средств. Непосредственное общение – наиболее полноценный вид взаимодействия, потому что индивиды получают максимальную информацию. Непосредственное общение может быть формальным или неформальным. Оно может также осуществляться между двумя субъектами и одновременно между несколькими субъектами в группе. Но, в последнем случае, оно реально только для малой группы.
Опосредованное или косвенное общение происходит в ситуациях, когда индивиды отдалены друг от друга временем или расстоянием, например, говорят по телефону или пишут письма друг другу, используют любую из форм компьютерной связи. Опосредованное общение представляет собой неполный психологический контакт. Обратная связь здесь затруднена или отдалена. При таком взаимодействии человек не получает полной информации. Опосредованное общение, также как и непосредственное может осуществляться между двумя субъектами и в группе.
Массовое общение – особый вид общения, определяющий социальные коммуникативные процессы. Прямое непосредственное массовое общение – на митингах, в толпе, публике, аудитории, во всех больших социальных группах. Многочисленные контакты в транспорте также могут быть отнесены к непосредственному массовому общению.
Опосредованное массовое общение чаще всего носит односторонний характер и связано с массовой культурой и средствами массовой информации (телевидение, радио, компьютерная связь). Под влиянием содержания информации, передаваемой СМИ у людей формируются мотивы, установки, которые в дальнейшем определяют их социальные поступки. Обратная связь при массовом общении очень сложна и практически не существует в непосредственном виде.
Особенности общения в современном мире связаны и с ценностями, которые вносит в жизнь каждого человека социальный контроль, и с изменением образа жизни и его относительной стандартизацией в связи с развитием массовой культуры. Если несколько веков назад преобладало непосредственное общение, то последнее столетие сделало доминирующим массовое и опосредованное общение. В непосредственном же общении увеличилось количество вынужденных контактов между людьми. Особенно это заметно в больших городах. Покупки в магазинах, общественный транспорт, спектакль. Особенности таких контактов в том, что они многочисленны, во – вторых, они поверхностны. Многие средства массовой коммуникации создают иллюзию общения, порождая квазиобщение. Социологи определили, что средний городской современный человек проводит у телевизора около 5 часов в день. У смотрящего телевизор создается иллюзия присутствия другого человека, общения с ним. На самом деле никакого знакомства нет. Увеличение доли квазиобщения – также одна из особенностей современного общения.
Уровни общения
1. Фатический уровень – самый примитивный уровень. Он предполагает простой обмен репликами для поддержания разговора, когда общающиеся особенно не заинтересованы во взаимодействии, но вынуждены общаться. Такое общение носит некий характер автоматизма и ограниченности. Иногда этот уровень обозначают как конвенциональный. Стандартизация общения происходит в таких социальных ситуациях, которые являются обычными хорошо знакомыми индивидам, и поэтому взаимодействие не происходит на уровне простой привычки. Однако не надо недооценивать такое общение. Если поведение неадекватно ситуации, человек может столкнуться с негативными социальными ситуациями. Часто данный уровень общения определяется этикетными нормами социального слоя, представителями которого являются субъекты. Особенность в том, что субъект не получает никакой новой информации.
2. Информационный уровень. Здесь обмениваются интересной для собеседников новой информацией, являющейся источником каких-либо видов активности человека (мыслей, эмоционального поведения). Информационный уровень общения носит обычно стимулирующий характер и преобладает в условиях совместной деятельности или при встрече старых друзей. Следует отметить, что информационный уровень не связан только с содержанием разговора. Это может быть информация паралингвистического, контактного плана. В любом случае данный уровень способствует активному включению человека в процесс коммуникации. Часто уровни общения меняются в процессе разговора.
3. Личностный уровень характеризует такое взаимодействие, при котором субъекты способны к самому глубокому самораскрытию и постижению сущности другого человека, самого себя и окружающего мира. Данный уровень взаимодействия возникает в особых ситуациях и при определенных условиях, когда у человека появляется вдохновение, озарение, чувство любви, ощущение единства с миром, ощущение счастья. Это особые ситуации духовного подъема и развития личности, поэтому такой уровень может быть определен как духовный. Личностный уровень является глубоко нравственным, он снимает всякие ограничения при взаимодействии именно потому, что они становятся совершенно лишними. Личностный или духовный уровень характеризует только такое общение, которое нацелено на активацию позитивного отношения самих субъектов взаимодействия к себе, другим людям и окружающему миру в целом. Поэтому личностный уровень является просоциальным уровнем, т.е. полезным для общества, ибо побочным эффектом такого общения выступает нравственное совершенствование людей.
Фатический и информационный уровни – они могут иметь социально-положительный и социально-отрицательный характер. Информационный уровень бывает либо деловым, либо эмоциональным, либо эмоционально-деловым.
Типы общения
1. Диалогическое общение – когда собеседники позитивно настроены по отношению друг к другу и воспринимают себя в качестве равноправных партнеров. Диалог позволяет решать проблемы совместными усилиями общающихся. Это общение по существу.
2. Монологическое общение рекомендуется при неравноправных позициях партнеров и представляет собой субъект-объектные отношения. Оно может быть:
a) Императивное – проявляется в стремлении одного из общающихся доминировать над другим, принуждать его к определенным действиям, контролировать его поступки. При императивном общении один из субъектов считает, что он имеет право или даже обязан управлять поведением другого. Такие отношения можно встретить в семье, диктат родителей или начальник – подчиненный, нормативным считается такое общение в армии, где жесткая субординация определяет качество дисциплины. Императивное общение на уровне неформальных отношений является неблагоприятным показателем. При императивном общении человек не скрывает, что принуждение и подчинение партнера – его основная задача.
b) Манипулятивное общение – также характеризуется субъект - объектным отношением, однако манипулятор стремится использовать партнера в качестве объекта таким образом, чтобы тот этого не заметил, прибегая к игре, притворству, лицемерию и т.д. Основные признаки манипуляции: стремление и умение психологически воздействовать на других людей; отношение манипулятора к другому человеку как средству достижения собственных целей; стремление получить односторонний выигрыш; скрытый характер воздействия; использование психологической игры; игра на слабостях; мастерство и сноровка в осуществлении манипулятивных действий.
Функции общения
1. Психологические функции. Общение обуславливает развитие человека как индивида и личности. В условиях общения многие психологические процессы протекают иначе, чем в условиях изолированности индивидуальной деятельности. Общение стимулирует развитие мыслительных, волевых и эмоциональных процессов.
2. Социальные функции. Общение детерминирует развитие общества как социальной системы и развитие групп как составных единиц. Интеграция общества возможна только при условии наличия общения во всех его видах, типах и формах.
3. Инструментальные функции. Общение определяет многочисленные связи между человеком и миром в самом широком смысле слова. Между различными социальными группами. Кроме того, они отвечают деятельностной природе человека, социальных групп и обществ.
Дата добавления: 2016-02-02; просмотров: 7888;